Лекции по "Деловой коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, курс лекций

Краткое описание

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Оглавление

Тема 1. Деловые коммуникации: что это такое
Тема 2. Эффективность коммуникации
Тема 3. Проведение переговоров с партнерами
Тема 4. Выступление перед аудиторией
Тема 5. Подготовка к выступлению
Тема 6. Подготовка и проведение презентации
Тема 7. Общение со СМИ
Тема 8. Интернет как средство коммуникации
Тема 9. Деловая переписка
Тема 10. Дебаты с оппонентами

Файлы: 1 файл

лекции деловая коммуникация.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Обратная связь  в выступлении перед аудиторией

 

 

Замысел         Восприятие

 интерпретация



            


Интерпретация

сигналов 

обратной связи

Корректировка

общения

Вывод о достижении

или недостижении

цели общения

Контроль понимания/непонимания, согласия/несогласия

Восприятие нового сообщения


 

Таким образом, работа над  выступлением не заканчивается тогда, когда вы положили ручку, поставив последнюю точку в тексте! Корректируем все написанное мы и во время самого выступления!

Трудоемкость работы по подготовке выступления как нельзя лучше иллюстрируют слова Марка  Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

 

Управление  вниманием

Если слушать выступление  людей собрал приказ, правила внутреннего  распорядка или, напротив, праздное любопытство, но не потребность в познании, то скорее всего, внимательных конструктивных слушателей мы не увидим. Это надо предвидеть на этапе подготовке к выступлению. Чтобы взаимодействие со всеми слушателями, даже с теми, которые не имеют положительной мотивации, состоялось, их надо завоевать! Публичное выступление возможно лишь тогда, когда налажен контакт!

Одна из важнейших  проблем для любого оратора –  это поддержание внимания слушателей. Внимание – это сосредоточенность  всех процессов нашей психики  на каком-то объекте и отвлечение от других объектов. Если слушатели  внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем  поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. «Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей. Необходимо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть: рассказать историю из жизни, забавный случай, показать макет, интересную таблицу. Через 45 минут желательно сделать перерыв.

Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», то есть в 10-15 минут. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, симпозиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые пятнадцать минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на конференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вывод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффективность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и если слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.

 

Приёмы привлечения  внимания

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

    • Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.
    • Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
    • Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?».
    • Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.
    • Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.
    • Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.
    • Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
    • Покажите практическую значимости информации.
    • Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.
    • Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».
    • Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
    • Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).
    • Используйте доказательство «от противного».
    • Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

Готовясь к выступлению, продумайте, какие из приемов привлечения  внимания, как и в какое время  вы будете использовать.

 

Доказательство. Тезис в доказательстве

Подготовка к выступлению  обязательно включает продумывание способов доказательства. Чтобы слушатели поверили в справедливость наших идей, её надо доказать, то есть подобрать аргументы.

 

   Структура  аргументации

   Тезис


Аргумент 1    Аргумент 2   Аргумент 3



Пример 1     Пример 2      Пример 3


    Вывод

 

Когда вы приступаете  к аргументации, начните с формулировки тезиса, то есть мысли, которую и надо доказать.

 

 

Требования  к формулированию тезиса

  • Тезисом может быть только спорное утверждение. Если утверждение не вызывает спора, то оно не может быть тезисом.
  • Тезис должен быть истинным.
  • Выражается тезис в виде утвердительного предложения. Формулировка должна быть чёткой и точной.
  • Понятия, входящие в формулировку тезиса, должны толковаться говорящим и слушателями одинаково. Следует определиться в понятиях.
  • На протяжении всей аргументации тезис должен быть неизменным. Нельзя допускать подмены тезиса.
  • Тезис должен быть доказуемым.

 

Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

 

 

Требования, предъявляемые к аргументам

  • Аргументов должно быть ровно столько, сколько нужно для доказательства тезиса
  • Аргументы должны быть истинными.
  • Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво.
  • Аргументы объединяются в систему

 

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подберите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

 

 

Аргументы

Логические

Психологические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

  • факты, не вызывающие сомнения;
  • выводы науки (в том числе и научные аксиомы);
  • статистические данные;
  • законы природы;
  • положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;
  • данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

  • личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего;
  • статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;
  • ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы);
  • примеры, вызывающие эмоции;
  • показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;
  • цитаты;
  • прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

 

Аргументы сильные  и слабые

Аргументы подразделяются на сильные, обладающие значительной убеждающей силой, и слабые. Сила аргумента – величина относительная; она зависит от тех взглядов и мнений, а также отраженной в сознании картины мира, которые свойственны слушателю. Одни и те же аргументы могут по-разному восприниматься в разных аудиториях. Например, ссылка на Библию вряд ли убедит атеиста, но окажется непререкаемым авторитетом в среде верующих людей. Однако есть доводы, которые практически всегда относятся к сильным: факты действительности, не подлежащие сомнению, законы природы, данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов, статистические данные, научные аксиомы и т.д. К слабым относят доводы, основанные на личной уверенности или сомнении говорящего, авторитета третьих лиц (в том числе ссылки на мнения известных людей, литературные источники, цитаты). Сила этих доводов тем выше, чем авторитетней в глазах слушателя выглядит говорящий или то лицо, чьи слова цитируются. Лучшей считается аргументация, основанная на сильных доводах, которые подкрепляются слабыми. Например, вы можете доказывать справедливость тезиса с опорой на факты и подкреплять эти доводы собственной уверенностью и высказыванием известного человека, афоризмом или пословицей.

Попробуйте использовать и аргументы «от противного», такие, которые противоречат тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, вы можете показать, что последствия принятиях их справедливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.

 

Виды аргументации

Расположите аргументы правильно. При восходящей аргументации доводы располагаются так, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент ставят последним; при нисходящей, наоборот, «ударный момент» идёт первым, а потом подкрепляется слабыми доводами. Главное – не «прятать» сильный довод в среднюю часть аргументации. Так называемый «закон края» гласит, что лучше запоминается то, что было в начале, и то, что идёт в конце текста или высказывания.

Двойная аргументация –  это сочетание доводов «за» и  доводов «против», которые доказывают контртезис. Вы можете их привести, не дожидаясь возражения оппонентов, чтобы показать, какие абсурдные последствия наступят, если признать их истинными, или подвергните глубокому анализу, демонстрирующему преимущества вашей позиции.

 

Вывод в аргументации

Завершите аргументацию выводом, который напрямую связан с  тезисом. Но если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться.

Стройная аргументация характеризуется не только силой  и правильным расположением доводов, чёткостью сформулированных тезиса и вывода, но и их правильным соотношением, а также наличием переходов.

 

Активизация слушателей

Подготовка выступления включает и выбор средств, с помощью которых вы можете снять равнодушное отношение, включить слушателей в диалог, то есть активизировать аудиторию.

Интерес к выступлению не возникнет  сам собой. Его можно «включить» с помощью следующих приёмов.

    1. Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.

 

Правила применения наглядности

    1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.
    2. Не выставляйте ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать.
    3. Не показывайте материалы, которые не будут всем видны.
    4. Схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны. Самыми эффективными являются графики с разноцветными прямоугольниками разной высоты и круговые диаграммы.
    5. Обязательно комментируйте то, что  изображено на таблицах и графиках.
    6. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям.
    7. Если слушатели разглядывают предложенное вами пособие, сделайте паузу и дайте им закончить.
    8. Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч.

Информация о работе Лекции по "Деловой коммуникации"