Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, курс лекций
Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.
Тема 1. Деловые коммуникации: что это такое
Тема 2. Эффективность коммуникации
Тема 3. Проведение переговоров с партнерами
Тема 4. Выступление перед аудиторией
Тема 5. Подготовка к выступлению
Тема 6. Подготовка и проведение презентации
Тема 7. Общение со СМИ
Тема 8. Интернет как средство коммуникации
Тема 9. Деловая переписка
Тема 10. Дебаты с оппонентами
Как написать и донести до журналиста пресс-релиз
Хороший пресс-релиз для журналиста – это основа для написания статьи. Плохие и запоздалые пресс-релизы наполняют его мусорную. Поэтому вы должны уметь писать хорошие пресс-релизы и делать это быстро.
Прежде чем писать пресс-релиз, представьте себя на месте журналиста вполне конкретного издания и ответьте максимально честно:
Технологии написания пресс-релиза
Сначала напишите текст в последовательности, в которой мысли приходят в голову, группируя его небольшими абзацами по 3-5 предложений. Каждый из них – это один развернутый тезис. Затем просмотрите текст и поменяйте местами абзацы для получения нужной смысловой последовательности.
Структура пресс-релиза должна содержать движение от главных фактов ко второстепенным. Просмотрите новостные ленты информационных агентств. Именно к такому стилю изложения нужно стремиться при написании пресс-релизов.
Особое внимание уделяем первому абзацу. Заголовок и первый абзац на 80 % определяют успех всего пресс-релиза. Просматривая множество пресс-релизов в своей папке «входящие», журналисты читают в первую очередь первый абзац и по его содержанию определяют, пойдет ли он в работу или будет отсортирован как информационный мусор.
В первом абзаце помещается информация, отражающая суть новости. В этом маленьком кусочке текста содержатся ответы на пять вопросов: Когда? Где? Кто? Что сделал? Почему? Причем, не последнюю роль играет последовательность вопросов. В идеале – это одно предложение, которое читается на одном дыхании.
В последующих абзацах идет пояснение. Чем дальше от начала, тем менее существенные подробности сообщаются – из соображений рациональности. Место для публикации ограничено, и информацию приходится сокращать до нужного размера. Самый простой способ – урезать нижнюю часть текста. При таком подходе есть шанс, что самая значимая информация, размещенная в верхней части пресс-релиза, попадет в колонку новостей издания.
Важная информация
Менее важная информация
Сообщение пресс-релиза должно быть представлено предельно ясно и конкретно, в нейтральной и максимально объективной форме, без эмоциональных эпитетов, лозунгов и слоганов, без лишних деталей. Если ваша новость интересна и журналисту потребуются какие-то уточнения, то он сам свяжется с вами, чтобы включить их в статью.
Пресс-релиз также формирует имидж вашей организации. И этот факт определяет некоторые особенности подачи информации в пресс-релизе (они верны для любых PR-текстов).
Особенности написания текстов для разных СМИ:
Рассылка пресс-релиза
Важно не только написать пресс-релиз, но и донести его до журналиста.
На смену факсимильной технике приходит электронная почта и все вытекающие из этого проблемы:
Как обойти проблемы, связанные со спам-фильтрацией?
Допустим, через спам-фильтры пробрались. Как обратить внимание журналиста на ваше письмо, лежащее в папке «Входящие» среди сотен других, ничуть не менее значимых? Это вопрос про поля «От» и «Тема».
Откажитесь от безымянных и ничего не значащих обозначений отправителя письма в поле «От». Лучше используйте свое имя.
Никогда не отправляйте писем с пустым заголовком – до него дело дойдет в самый последний момент. Лучше сделайте тему своего письма интригующей. Каким именно? Это предмет для вашей фантазии. При желании из этой пары – «От» и «Тема», – обозначающей ваше письмо в почтовой программе журналиста, можно сделать узнаваемый фирменный стиль.
Еще несколько мелочей
Не прикрепляйте к письму других файлов, кроме текста вашей новости. Дайте ссылку в теле письма, по которой журналист может получить или скачать все дополнительные материалы (например, на страницу «пресс-комната» на сайте вашей организации).
Указывайте свои координаты в самом начале письма, чтобы не пришлось его прокручивать в поисках ваших контактов.
Обязательно проверьте свое письмо перед отправкой на наличие «очепяток» и «ашибок».
Не используйте интернет-жаргон, смайлики и прочие подобные символы.
Другие тексты для прессы
Бэкграунд, или история организации
Бэкграунд (background (англ.) – предыстория, опыт) – это своеобразная биография организации. Этот документ содержит краткое изложение основных фактов об организации. В нем должны быть отражены следующие параметры: год основания, учредители, сферы деятельности, достижения, количество членов организации, расположение офиса и т.п.
Несмотря на кажущуюся сухость вышеперечисленных фактов постарайтесь создать из этого материала писательскую историю, маленький рассказ о том, как ваша организация стала тем, чем является сейчас.
Полный текст бэкграунда печатается на бланке организации с указанием имени PR-менеджера и его контактной информации для журналистов. На основе этого документа готовится краткая версия бэкграунда – те самые 10-12 строчек для использования в пресс-релизах.
Факт-лист
Факт-лист – это описание ситуации «по факту», с данными исследований и их анализом, интересными выводами. Его предназначение – вскрывать тенденции или проблемы, провоцировать, заставить увидеть новое в том, что всем казалось очевидным. И потому ваша задача при составлении текста – заинтересовать журналиста в продолжении расследования и изучения данного вопроса.
Факт-лист оформляется на корпоративном бланке с обязательным указанием контактной информации для прессы. Оптимальный объем – 1-2 страницы.
Биографии руководителей
Желательно иметь краткие биографические справки всех ключевых лидеров организации. Это литературный вариант резюме, в котором должно быть указано полное имя, должность, образование, научные звания, если таковые имеются, карьерный путь, фотографию и т. п. Опять же, не формальное перечисление фактов, а история успеха как результат активной жизненной позиции, проявления лидерских компетенций.
Открытое письмо
Открытое письмо применяется, как правило, в ситуациях, когда какой-то конфликт получил огласку и широко обсуждается в СМИ. В таких случаях актуальным становится более подробное пояснение своей позиции, чтобы общество могло ее понять и встать на вашу сторону. В некоторых случаях данный текст пишется от лица руководителя организации и им же подписывается. Точка зрения в открытом письме должна быть представлена четко и аргументировано.
Пресс-папка
Пресс-папка – это набор PR-текстов, который вы будете использовать на всех мероприятиях вашей компании, где будут присутствовать журналисты или вручать при знакомстве с новым журналистом. Вот основной состав содержимого:
Эту папку вы можете использовать на любом мероприятии, где присутствуют журналисты, дополняя ее в зависимости от контекста мероприятия, дополнительными материалами, например, программой мероприятия, тезисами докладов и т.п.
Можно дополнить эту папку CD-диском с электронными версиями основных материалов.
Мероприятия для прессы
Пресс-конференция
Это основное мероприятие для прессы, и оно требует основательной подготовки. В нормальном режиме – не менее двух недель.
Важно продумать все три составляющие этого мероприятия:
В этом мероприятии участвует
несколько спикеров. Фактически пресс-конференция
– это особая разновидность интервью,
когда большое число интервьюер
Поводов для организации
пресс-конференции значительно
Процесс организации
пресс-конференции можно
Пресс-папку с базовыми материалами следует дополнить пресс-релизами, тезисами выступлений.
Не забудьте о табличках с указанием фамилий участников и индивидуальных бэйджах.
Пригласить представителей выбранных СМИ следует заранее (не менее чем за 3-5 дней), разослав приглашения по почте. Обязательно нужно повторить приглашение по телефону за день до события.
Недопустимо общение журналистов с выступающими до начала пресс-конференции.
Не обязательно приглашать на пресс-конференцию всех, кто может прийти. Когда 20 журналистов из разных изданий увидят друг друга, а потом получат одинаковую информацию, – не напечатает никто.
Не стоит отвергать тех, с кем вы категорически не согласны, – вам нужен хороший оппонент. Спор на пресс-конференции привлечет других журналистов, а критика в печати, даже очень жесткая, обратит на вас внимание читателей.
Обычно продолжительность пресс-конференции – не более 1 часа, причем на доклады спикеров отводится минут 30-40. 7 минут на вводное слово, 2-3 минуты – заключительное. Остальное время – ответы на вопросы журналистов.
Чтобы удержать внимание журналистов и стимулировать их к новым вопросам, речь выступающего должна быть достаточно лаконичной, энергичной, с ясно сформулированными основными положениями, уверенной, обращенной к аудитории.
Лучше иметь перед собой все необходимые записи, но обращаться к ним только по мере крайней необходимости (тезисно), демонстрируя свободное владение материалом. Речь не должна быть монотонной, самые важные моменты в ней нужно выделять интонацией. Важно сохранять зрительный контакт с залом. И, разумеется, заботиться о том, чтобы каждое слово было всем хорошо слышно.
Если до истечения регламентного срока количество вопросов к выступающему падает, конференцию можно заканчивать. Но желательно оставить у журналистов ощущение недосказанности: выступающий знает намного больше, чем говорит. Это поддержит журналистский интерес как к нему персонально, так и к той информации, которой он располагает как представитель организации.