Лекции по "Деловой коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, курс лекций

Краткое описание

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Оглавление

Тема 1. Деловые коммуникации: что это такое
Тема 2. Эффективность коммуникации
Тема 3. Проведение переговоров с партнерами
Тема 4. Выступление перед аудиторией
Тема 5. Подготовка к выступлению
Тема 6. Подготовка и проведение презентации
Тема 7. Общение со СМИ
Тема 8. Интернет как средство коммуникации
Тема 9. Деловая переписка
Тема 10. Дебаты с оппонентами

Файлы: 1 файл

лекции деловая коммуникация.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

Психологические приемы:

      • Ещё до начала выступления вы можете увлечь аудиторию с помощью рекламы: попробуйте выставить стенды с агитацией или развесьте слоганы, анонсируйте своё выступление.
      • Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.
      • Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента». Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!
      • Используйте вопросно-ответный ход, то есть стройте речь в виде вопросов и ответов на них. Это хорошо структурирует речи и помогает даже зазевавшимся вникнуть в суть происходящего и присоединиться к вам в любой момент.
      • Задайте проблемный вопрос, то есть такой, на который нельзя дать однозначный ответ. Выслушайте варианты ответа и дайте свой.
      • Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.
      • Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.
      • Повторите несколько раз самую важную идею, но каждый раз при этом обогащайте высказывание новой информацией, т.е. используйте спираль.
      • Двигайтесь от абстрактного к конкретному, от общего к частному, приводите «живые» примеры, близкие вашим слушателям, – это называется ступенчатым способом развертывания тезиса.
      • Высвечивайте противоположности, применяйте антитезы – это называется контрастным способом изложения материала.
      • Активизируя слушателей, вы можете перевести морально-дисциплинарый и эмоционально-эстетический мотив слушания в интеллектуально познавательный, снять равнодушное отношение, углубить уровень понимания предмета речи.

ТЕМА 6

Подготовка  и проведение презентации 

Что определяет успех  вашей презентации?

Знания? Опыт? Талант?

Несомненно, но есть еще  одна, наиболее важная, составляющая успеха – тщательная подготовка.

 

Эффективная презентация 

Успешная презентация  – один из самых действенных инструментов карьерных достижений и финансового  благополучия. Эффективные техники  проведения презентаций становятся все более востребованными в деятельности политиков, бизнесменов, руководителей всех уровней. Только подумайте: несколько минут вашей блестящей презентации для руководства организации могут не только окончательно решить судьбу упорной работы последних месяцев, но и помочь вам продвинуться по карьерной лестнице. Люди, умеющие доходчиво и убедительно доносить свои мысли до окружающих, будут востребованы всегда. В некоторых странах детей еще в школе обучают навыкам презентации. К сожалению, в наших школах пока нет таких обязательных программ. Зато есть люди, обладающие природным талантом делать блестящие презентации, правда, их единицы. Что делать всем остальным? К счастью для всех нас, этому искусству можно научиться. Уверенное поведение, магнетическое удержание внимания слушателей, оригинальные техники, делающие презентацию яркой и запоминающейся, - все эти обязательные составляющие презентации при желании легко осваиваются. Необходимо только ваше осознанное стремление к получению нужных знаний и умений.

Теперь ответьте для  себя на простые вопросы: что такое презентация, какую презентацию можно считать эффективной. Ответов на эти вопросы можно найти множество, в этом вы легко убедитесь, пролистав имеющуюся литературу. Само слово «презентация» подразумевает представление новой информации, продукции, услуг, проектов. Смысл любой презентации – добиться заинтересованного отношения к представляемому новшеству со стороны собравшейся аудитории. Именно на нее и будет направлена воздействующая сила вашей презентации. Мы считаем, что эффективная презентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать её к определённым дальнейшим действиям.

Теперь поговорим о  том, что нужно сделать, чтобы  ваша презентация была эффективной.

 

Определение цели презентации

Вначале нужно честно ответить на вопрос: зачем вы собираетесь  провести эту презентацию. Какова ваша цель? Постарайтесь предельно четко и конкретно сформулировать ее, например: «хочу, чтобы руководство осознало необходимость расширения моего отдела», «хочу, чтобы все проголосовали за предложенную мной кандидатуру» и т. д. Конечно, цель презентации вы можете сформулировать и так: « хочу просто практиковать ораторские навыки», в этом случае можно выступать всегда и везде. Даже перед пустой аудиторией. Только зачем? Затрудняетесь с ответом на вопрос о цели презентации? В таком случае, нужна ли слушателям ваша презентация вообще?

И еще, подумайте, может  быть, гораздо легче достичь поставленной цели через другие способы взаимодействия. Бывает так: человек тратит уйму времени на подготовку великолепной презентации, и все это для того, чтобы выступить перед аудиторией, которая полностью разделяет его точку зрения. Даже если слушатели с вами не согласны, презентация – не всегда лучшее решение. Иногда ее лучше заменить на убеждающую деловую беседу, или на короткий телефонный звонок, или на электронное письмо, или на приказ, в конце-то концов. Вы когда-нибудь видели генерала, выступающего перед солдатами с презентацией?

Итак, прежде чем начинать готовить презентацию, ответьте на вопрос: «А нет ли более простого и эффективного решения?». И если оно есть – используйте его. Если для достижения вашей цели презентация необходима – направьте все свои силы и ресурсы на ее подготовку.

 

Алгоритм процесса подготовки презентации

Старание и желание  хорошо сделать презентацию ничего не значат,

если отсутствуют старание и желание хорошо подготовиться

Сергей Ребрик

Предлагаем использовать своеобразный алгоритм в процессе подготовки.

Первый этап – определение цели презентации, второй – определение специфики аудитории (или определение целевой аудитории).

Как мы уже говорили, все  начинается с цели. Цель любой презентации – рассказать аудитории о чем-то важном для вас и интересном для нее. Эту цель можно и нужно озвучить. Но у вас есть и главная цель, о которой вслух вы не говорите. Вам нужно, чтобы после завершения вашего выступления слушатели думали определенным образом. И самое главное – поступали так, как это требуется вам. Хотя бы те из слушателей, кому в дальнейшем предстоит принимать решения по итогам обсуждения представленной вами информации.

Итак, на первом этапе  подготовки вы должны отчетливо представить  себе, какова ваша цель, какое воздействие  вы собираетесь оказать на слушателей. Помните о том, что презентация должна иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать с самого начала. Однако конкретная конечная цель презентации вами не озвучивается: к ее пониманию вы плавно и ненавязчиво подведете аудиторию во время своих рассуждений.

После ясной и лаконичной формулировки цели пора подумать о  той аудитории, для которой предназначена  ваша презентация. Определение целевой аудитории – второй, неразрывно связанный с первым, этап подготовки. Потому что именно цель позволит вам точно сформулировать и поставить задачи, ясно представить, что должны от вас узнать слушатели, в чем убедиться и что сделать.

Каждому приятно осознавать, что что-то делается специально для  него. Люди будут слушать вас, если то, что вы говорите, интересно, важно  и полезно для них. Каждый из присутствующих должен понимать, что тратит время не напрасно. Ключевой момент в достижении вашей главной цели – представить ее слушателям так, чтобы она выглядела близкой к их целям. Для этого определите специфику вашей аудитории, составьте ее социально-психологический портрет. Постарайтесь найти то, что объединяет собравшихся людей. В составлении портрета помогут ответы на вопросы:

 

    • Кто мои слушатели? Каковы их интересы? Возраст, социальный статус, пол. У каждой группы свои приоритеты и цели. Обязательно обратите внимание на наличие у ваших потенциальных слушателей опыта в той области, которой посвящена презентация. Без учета этого презентация может оказаться либо скучной, либо непонятной.
    • Какую реакцию вы хотите получить от аудитории?
    • Какие преимущества получат люди, если выслушают вас?

 

Составленный социально-психологический  портрет учитывайте и в отборе содержательной части презентации. Старайтесь использовать примеры, близкие и понятные данной аудитории. Ссылайтесь на то, что ей знакомо, используйте терминологию, которую люди понимают или могут использовать сами.

Есть еще одно преимущество создания социально-психологического портрета целевой аудитории: заранее  зная, кто будет вас слушать, вы легко сможете предугадать, какие  вопросы, скорее всего, будут заданы, соответственно, у вас будет время продумать стратегии и тактики ответов.

Ответы на вопросы  – обязательная структурная часть  презентации, она следует после  вашего выступления. Как правило, после  слов: «У кого есть вопросы?» наступает своеобразный «момент истины», в котором проверяется ваша внутренняя сила и степень владения материалом. Порой на этом этапе презентаторы напоминают профессиональных бойцов: они или нападают, или защищаются, оправдываясь. Заметим, что агрессивно-оборонительная позиция весьма не продуктивна. Гораздо больше очков вам принесет спокойствие и подчеркнуто нейтральное отношение к спрашивающему. Особенно пригодится на этом этапе умение беспристрастно оценивать суждение слушателя и находить в нем рациональное зерно.

 

Дадим вам несколько  полезных советов:

    • При ответе постарайтесь найти мостик между вопросом и основной мыслью. По максимуму используйте любую возможность продвижения основной идеи.
    • Не превращайте ответ на вопрос в еще одну презентацию, вспомните афоризм А. Чехова: «Краткость – сестра таланта».
    • Закончить презентацию лучше удачным ответом на вопрос.

Часто слушатели пытаются спросить вас о чем-то непосредственно  во время проведения презентации. Можно  корректно сказать: «На все вопросы  я отвечу чуть позже», либо совсем коротко ответить, если вопрос важный и ответ на него не нарушит структуры ваших рассуждений. Помните: отвечая подробно, вы легко можете сбиться с мысли и, нарушив регламент, рискуете не успеть сказать о самых важных моментах.

 

Анализ  места проведения презентации

Презентации могут проводиться  на выставках, конференциях и семинарах, в офисах, в торговых залах. В процессе подготовки учтите все особенности помещения, в котором предстоит выступать. Простор, акустика, освещение, наличие кондиционеров – все это будет существенно влиять на настрой собравшихся. Осматривая помещение, старайтесь не пропускать ни одной детали, поскольку упущенные мелочи могут вылиться в серьезные проблемы во время проведения презентации. Не лишним будет проверить возможность варьирования уровня освещенности и исправность каждого задействованного в демонстрации аппарата.

Подумайте, как вы разместите слушателей в выбранном помещении, помните о соблюдении баланса  между комфортом и концентрацией  внимания. Теснота и неудобные стулья заставят слушателей отвлекаться, но это не значит, что нужно посадить их в уютные мягкие кресла. Этим вы можете добиться противоположного эффекта – не удивляйтесь, услышав храп. Идеальный вариант – стулья с прикрепленным к подлокотнику планшетом для письма, стоящие несколькими рядами на достаточном расстоянии друг от друга. Подробные рекомендации по подготовке помещения к презентации вы найдете в материалах хрестоматии.

 

Структура презентации

Грамотное структурирование презентации облегчает восприятие информации слушателям. Во время выступления целесообразно придерживаться известного правила трех частей: введение – основная часть – заключение. После выступления следует вопросно-ответная часть. Таким образом, в структуре презентации выделяется четыре функциональные части, у каждой из которых свои задачи и средства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 


 

Обратим ваше внимание на «ударные» части презентации  – заключение и вступление. Да, именно в такой последовательности: при  подготовке сначала пишется заключительная и только затем – вступительная часть. Почему? Потому что завершение – важнейшая часть презентации, которая больше всего должна запомниться слушателям. Содержание всей презентации должно быть нацелено именно на удачное завершение. Почти всегда люди принимают окончательное решение в момент завершения презентации. Поэтому в заключительной части еще раз напомните основную мысль, заострите внимание на ключевых деталях, подчеркните плюсы вашего предложения.

Информация о работе Лекции по "Деловой коммуникации"