Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:18, курсовая работа
Целью моего исследования является определение положения коммерческих телекомпаний и перспектив их развития в будущем. Для успешной реализации этой цели в курсовой работе сформулированы и решаются следующие задачи: изучить коммерческую телекомпанию как отдельную единицу. ( Определить, как она устроена, из чего состоит, как функционирует). Выявить механизм её существования.
Введение
Глава 1.
1.1 История возникновения коммерческого телевидения в РБ
1.2 Первая попытка производства в Беларуси телевизионной программы при вложении денег частной компании
1.3 Количество коммерческих СМИ на сегодняшний день
1.4 Коммерческое вещание в современных условиях
1.5 Работа и структура коммерческой телекомпании
1.6 Перспективы развития коммерческих телекомпаний
Глава 2. Частные телекомпании и их продукция
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
1.1 История возникновения коммерческого телевидения в РБ
1.2 Первая попытка производства в Беларуси телевизионной программы при вложении денег частной компании
1.3 Количество коммерческих СМИ на сегодняшний день
1.4 Коммерческое вещание в современных условиях
1.5 Работа и структура коммерческой телекомпании
1.6 Перспективы развития коммерческих телекомпаний
Глава 2. Частные телекомпании и их продукция
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экспериментальные исследования, касающиеся существующих в Беларуси коммерческих телекомпаний, представляют большой интерес. Имеются довольно скудные сведения об их деятельности и положении в общедоступной литературе. Это вызвало некоторые трудности при поиске информации и написании курсовой работы. Однако, несмотря на возникшие трудности, мне удалось буквально по крупицам собрать нужную информацию для того, чтобы в полной мере раскрыть эту тему.
В связи с существующей тенденцией к увеличению количества частных телекомпаний, изучение этого вопроса представляет практический и научный интерес. Кроме того, исследование деятельности телекомпаний в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, так как зачастую информация, необходимая для полного и планомерного раскрытия темы является закрытой. Поэтому, важное значение приобретает теоретический анализ их деятельности.
К настоящему времени, эта сфера изучена недостаточно, что и подтолкнуло меня взяться за её исследование. Имеющиеся в литературе данные часто противоречат и не соответствуют друг другу. Что связано с отсутствием должного интереса к этой теме. При этом следует заметить, что развитие всего белорусского телевидения в целом во многом зависит и от развития такой его области как негосударственное телевидение. Так как оно является его неотъемлемой частью.
Целью моего исследования является определение положения коммерческих телекомпаний и перспектив их развития в будущем. Для успешной реализации этой цели в курсовой работе сформулированы и решаются следующие задачи: изучить коммерческую телекомпанию как отдельную единицу. ( Определить, как она устроена, из чего состоит, как функционирует). Выявить механизм её существования. Проанализировать деятельность таких структур на территории Беларуси, определить их влияние и значимость в сфере белорусского ТВ. А также, дать оценку их продукции.
Определяя тему для своего исследования, в первую очередь я руководствовалась степенью её изученности. В научной литературе практически нет упоминаний, касающихся этого вопроса. Для меня немалый интерес представляет именно эта сфера, так как она относится к новейшей истории белорусского телевидения. А значит, связана с теми тенденциями и процессами, которые происходят в области современного ТВ. А так как этот вопрос изучен мало, это придало моему исследованию настоящий азарт. Кроме того, свою первую практику я проходила в коммерческой телестудии, поэтому эта тема мне близка. В дальнейшем, я не исключаю возможность того, что моя карьера будет связана с такого рода деятельностью, так как я нахожу её довольно увлекательной и творческой. Что полностью соответствует моим требованиям и предпочтениям в выборе рода занятия.
Глава 1
1.1 История возникновения коммерческого телевидения в РБ
Более двух десятилетий республиканское телевещание работает в режиме самостоятельной трансляционной частоты. После открытия в 1956 г. студии Белорусского ТВ в Минске это был важный этап обретения мастерства на пути к подлинно творческому программированию деятельности. На фоне скудного выбора эфирных частот и неразвитости коммуникационной инфраструктуры это была довольно смелая цель. Подобного рода шаги со стороны как местной, так и центральной власти призваны обеспечить соответствие республиканской телевизионной сети растущему интересу людей к многоканальному, а главное, бесплатному телевидению. Для удовлетворения этих запросов сейчас имеются и определённые возможности. Кроме того, несмотря на разного рода трудности, растёт число локальных студий в глубинке с небольшим объёмом эфира. Интерес к местной информации у аудитории намного выше, чем к поступающей из Минска.
С точки зрения эволюции, характера взаимодействия телевизионного вещания и аудитории многолетний период деятельности национально ТВ можно условно разделить на три основные фазы.
Консервативная. (1985-1991) Несмотря на значительные изменения во внешнем стиле подаче телевизионного материала доминирующем на ТВ оставался авторитарный тип вещания, при котором ТВ целенаправленно навязывает своё мнение аудитории. По существу палитра программ БТ того времени состояла апробированных моделей вещания. Создатели информационно-публицистических циклов белорусского телевидения по-прежнему старались оказывать давление на административные структуры, а то и просто использовали эфир как таран, пытаясь подтолкнуть функционеров к принятию определённых решений. Эта схема, продемонстрировавшая свою неуклюжесть, ещё в годы застоя, при разрушении строгой иерархии партийной подчинённости оказалась и вовсе нежизнеспособной. Для этого периода характерна персонификация новостного вещания, а также исчезновение института дикторов. Существовало 2 программы белорусского телевидения: БТ-1 и БТ-2.
(1991-1993) этот период характеризуется расцветом либерального типа вещательного процесса и наступлением соответствующей фазы эволюции вещания на БТ. Показательно, что в основном новые модели программ были связаны с творчеством отдельных журналистов, которые стремились представить аудитории максимально полную и объёмную картинку. Большей частью это были серьёзные аналитические авторские циклы, которые впоследствии были выкуплены у ТВ коммерческими фирмами и финансировались в дальнейшем за счёт бизнес-структур. Фактически это было преддверие современно фазы, которую в виду множественности разнообразных источников предлагающих информацию можно назвать плюралистичной( с 1993 года и по настоящее время). Метод создания творческих бригад, работающих на основе самоокупаемости программы, широко используется молодыми телекомпаниями. Вслед за первыми попытками финансовой поддержки наиболее перспективных белорусских телециклов они перешли к созданию собственных программ (в первую очередь развлекательной и коммерческой ориентации), а также независимых телекомпаний, кабельных сетей.
Собственные программы на национальном канале тогда имели 25 негосударственных телекомпаний. Как правило, их подготовка и выдача в эфир осуществлялась на основе договора с главной дирекцией программ Белорусского телевидения и оплачивалась « по бартеру», путём предоставления времени под рекламу. Наиболее преуспевающими были две крупные независимые телекомпании – «Фит» и « Свой круг».
Одним из переломных моментов в деятельности БТ этого периода стало «время Григория Киселя», человека, незнакомого прежде с телевизионной « лабораторией», пришедшего на БТ со свежим глазом среднестатистического зрителя. Надо отдать должное, этой команде удалось осуществить техническое перевооружение, на базе которого значительно расширился объём вещания , модернизировалась информационная служба, стало осваиваться развлекательно-рекреационное направление.
Однако из поля зрения совершенно выпало областное вещание, ресурсы которого теперь в лучшем случае используются в качестве корреспондентских пунктов. С 1998 перестал выходить информационный сборник « Эфир и час»F па содержанию методический бюллетень, с помощью которого хотя бы на серой бумаге и в полуслепой ротапринтной печати, творческие работники в областях и в столице получали возможность узнать о деятельности друг друга. В этом издании периодически публиковались аналитические обзоры единичных в республике специалистов в сфере телевизионной критики. Прекратила своё существование и еженедельная газета « Белорусское телевидение и радио».
Большой потерей для укрепления творческого потенциала ТВ оказались прерванные контакты с московскими коллегами. В бывшем СССР существовал Всесоюзный ( сейчас Всероссийский) институт повышения квалификации работников телевидения и радио, регулярно проводились всевозможные фестивали – телефильмов, телетеатров, молодёжных, детских и т. Д. ТВ - программ. Никогда представленная белорусская продукция не оставалась незамечено, удостаиваясь призов и дипломов.
Вынужденный уход из стен телевидения целой группы людей, за плечами которых стоял не просто трудовой стаж, а годы, в течение которых они непосредственно созидали самый влиятельный сегмент популярной, народно – демократической культуры, подточил авторитет нынешнего руководства. Но этот этап необходимо было пройти , чтобы в конце концов конкурировать с другими телеканалами.
1.2 Попытка производства в Беларуси телевизионной программы при вложении денег частной компании
Во всем мире телевидение считается одним из самых прибыльных видов бизнеса. Количество государственных, частных, кабельных каналов за рубежом исчисляется сотнями, а их право присутствия в эфире определяется зрительским интересом.
Первой попыткой производства в Беларуси телевизионной программы при вложении денег частной компании была передача "Капитал", которая в начале девяностых выходила в Главной редакции информации при поддержке ПИКФ "Марат". Затем появился "Рейтинг", который создавался на технике Гостелерадио при сотрудничестве и спонсорской поддержке компаний "Эридан", "Старый свет" и "Марат". В то время у фирм, которые решали попробовать себя в телевизионном производстве еще не было собственной технической базы. Их первые шаги были скорее попыткой понять: представляет ли телевидение интерес в качестве новой сферы бизнеса. На определенном этапе государственное телевидение проявляло заинтересованность в частных телепроизводящих компаниях, их даже рассматривали в качестве реального субъекта вещания. Очень быстро стало понятно, что рамки государственного канала для этих компаний становятся малы и для того, чтобы развиваться дальше им нужен собственный эфир. Эта проблема решалась по-разному. В частности, тогда были осуществлены попытки создания сети минского кабельного телевидения, для чего под эгидой Мингорисполкома было организовано акционерное общество МКТ, куда входили ПО "Горизонт" и другие серьезные акционеры. К белорусским частным телепроизводящим структурам стал проявлять интерес международный фонд СМЕ, оказывавший помощь средствам массовой информации в странах Центральной и Восточной Европы, который был готов инвестировать в развитие частного телеканала десятки миллионов долларов. Говорят, что начальный капитал, с которого в свое время стартовал канал НТВ составлял $20млн... Тогда же начали развиваться станции в областных городах и районных центрах, была сделана попытка создать систему ТВС, закуплены локальные ретрансляторы, которые позволяли создать собственную телевизионную сеть.
Все связанные с телевизионным производством компании, которые к этому времени развернулись на белорусском рынке, условно можно было разделить на три категории -- те, кто обладает эфиром, например, "8 канал", "ТВС" и МКТ. Затем -- рекламные агентства, такие, как IP и "Сэлмон", которые по примеру московских "Videointernational" и "Премьер SV" размещали в программах уже готовую рекламу. К следующей категории относятся те, кто занимался собственно производством телепрограмм. К началу 1995 года собственную телепродукцию выпускали телекомпания "ФИТ", две-три программы делал "Свой круг", студия "Рай", "Валидия" и некоторые другие. Будучи в той или иной степени бизнес - структурами, эти компании ставили перед собой задачу продать свой товар, который должен был быть более качественным, нежели тот, который уже имелся на государственном телевидении. Это обеспечивало постоянный рост качества их программ и вселяло надежду на дальнейший рост уровня частных студий. Однако в январе 1995 года стало ясно, что процессы, связанные с дальнейшим развитием телепроизводящих компаний приостановились.
1.3 Количество негосударственных СМИ на сегодняшний день
По некоторым данным на телевизионном рынке Беларуси присутствуют 54 телекомпании, из них 72 процента — частные. По состоянию на 1 мая 2008 года количество зарегистрированных программ составляет 221. Из них 156 радиопрограммы, а 65 – телепрограммы. ( 29 государственных и 36 негосударственных). В Беларуси зарегистрировано 39 телекомпаний, учредителями которых являются негосударственные организации. Наиболее известные среди них:
«Фит»
«Видеофильм»
«Свой круг»
«Скиф»
«СТК»
«Солтек»
«Дион»
«Буг ТВ»
«8канал»
«ТРК Ранак»
Лепельская студия детского телевидения
«42»
« ОКО ТВ»
«Квант»
«2кило»
«Карамболь»
« Нирея»
«Фил ТВ»
«Веста»
Лидское телерадиообъединение
«Каскад»
«Варяг» и другие
(К сожалению, не все коммерческие телекомпании имеют свои сайты в Интернете, поэтому написано только о тех из них, о которых удалось найти информацию.)
1.4 Коммерческое вещание в современных условиях
Для современного телевидения характерно присутствие и усиление роли государственного телевидения, развитие общенациональных телевизионных каналов, увеличение финансирования, укрепление и развитие материально-технической базы, поиски новых телевизионных журналистов. В связи с этим большинство коммерческих телекомпаний являются лишь производителями программ, которые продают государственным телекомпаниям. Это своего рода симбиоз. Чем больше государственных крупных каналов, тем больше шансов на выживание у мелких компаний. Тем больше у них заказов и работы. Но, с другой стороны, такое положение вещей устраивает обе стороны. Если создаваемые частными компаниями программы высокого качества, то для многих крупных каналов выгоднее купить их у них, чем создавать собственные проекты из-за отсутствия необходимой базы, технических возможностей, сотрудников.
1.5 Работа и структура коммерческой телекомпании
Телекомпании можно условно разделить на вещательные (или государственные) и производители (или частные). В идеале работа телепроизводящей компании выглядит следующим образом: фирма делает передачу по заказу вещающей организации, которая впоследствии приобретает ее для показа в своем эфире. Ранее национальная телерадиокомпания, предоставляла эфир для передач производящей компании, рассчитывалась за готовые передачи рекламным временем, причем, часть его возвращалась в бюджет в виде налогов и согласованного с БНТРК процента от платы за рекламу. Но, например, когда на « Фите» появилась новая программа "Криминальная хроника" -- технологически сложная передача, требующая ночных съемок, круглосуточного обеспечения транспортом и иных затрат. Было очевидно, что приобрести такую передачу в готовом виде для Национальной телерадиокомпании гораздо выгодней и проще, чем делать ее самостоятельно. "Криминальная хроника" стала первой частной телепрограммой, которую Национальная телерадиокомпания согласилась покупать и даже заказала "ФИТу" целый цикл из 55 программ.