Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:38, реферат
Одной из основных задач любого государства является оказание социальной поддержки своим гражданам. Особенно актуальным это является для современной России в период перехода к рыночной экономике. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы обязательного социального страхования……………………5
1.1 Функции и экономическая сущность социального страхования………….5
1.2 Государственное регулирование страховой деятельности…………………9
Глава II. Управление системой социального страхования……………………11
2.1 Органы управления………………………………………………………….11
2.2 Основы бюджетов социального страхования……………………………...12
2.3 Тарифы страховых взносов. Установление, начисление и внесение…….14 тарифов
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Приложение………………………
1.2 Государственное
регулирование страховой деятельности
В современных условиях рыночных отношений снимается монополия государства на осуществление социального страхования. Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
- проведение налоговой политики в страховой сфере
- содействие тому, чтобы на страховом рынке укреплялись лишь стабильные в финансовом плане компании, также государство предупреждает возможности сговора компаний
В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.
Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:
- проводят все предусмотренные мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
- осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса);
Статьей 9й Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
Контроль за страховой деятельностью осуществляет департамент страхового надзора, который входит в состав Министерства финансов, также территориальные органы страхового надзора и инспекции.
Основные функции органов страхового надзора:
- регистрация и лицензирование страховых компаний
- нормотворческие, т.е. создание подзаконных актов
- контрольные.
Глава 2. Управление системой социального
страхования
2.1 Органы управления
Управление системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляется Правительством РФ. Непосредственно обязательное социальное страхование осуществляется страховщиками, которые создаются Правительством РФ на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Страховщики осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Оперативное управление средствами обязательного страхования осуществляется страховщиками. Согласно п. 6 вышеуказанного Закона профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются из страховых взносов.
Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;
формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;
установление
видов государственной социальной помощи,
оказание которых обязательно на территории
Российской Федерации.
2.2 Основы бюджетов
социального страхования
Федеральными законами на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками поступлений денежных средств являются:
страховые взносы;
дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;
штрафные санкции и пеня;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
иные поступления.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
Расходование денежных средств бюджетов
Денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются только на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и их нецелевое расходование не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.
Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Финансирование расходов на прием, проезд и размещение лиц, ходатайствующих о признании беженцами
Финансирование
расходов на прием, проезд и размещение
лиц, ходатайствующих о признании беженцами,
лиц, признанных беженцами, и членов их
семей, а также расходов на прием лиц, получивших
временное убежище, осуществляется за
счет средств федерального бюджета, выделяемых
на реализацию Федеральной миграционной
программы и за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, выделяемых
на реализацию региональных миграционных
программ, а также за счет иных источников,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
2.3 Тарифы страховых
взносов. Установление, начисление и внесение
тарифов
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Их дифференциация осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, и иные источники для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные источники доходов. Страховые взносы с работников, у которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.
Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя в сроки, установленные законодательством.
Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу по обязательному социальному страхованию является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.
Заключение
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем - все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Информация о работе Управление системой социального страхования