Система социального страхования в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:29, реферат

Краткое описание

Система социальной защиты в Германии сложилась за многие годы. Ее высокая эффективность признается и за границей. Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте составляет свыше 30 процентов. В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20 процентов - на предписанное законом страхование на случай болезни.

Оглавление

Введение 4
1. Страховой рынок Германии 5
2. Отдельные виды социального страхования 11
3. Правовое регулирование страхового рынка в Германии 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

соц страх германия.docx

— 1.28 Мб (Скачать)

 
Оглавление 
 
 

Введение 4

1. Страховой рынок Германии 5

2. Отдельные виды социального страхования 11

3. Правовое регулирование страхового рынка в Германии 18

Заключение 23

Список использованной литературы: 24

Введение

 

     Мировой опыт социальной работы имеет богатую  историю и охватывает широкий  круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим  современный тип государства  и общества.

     Исторически значимый шаг в этом направлении  был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое  Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования  для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

     Сильной стороной социального страхования  явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих  субъектов, а правовое регулирование  и контроль - с помощью государства.

     Система социальной защиты работающих, построенная  по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала  условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала  высокие уровни социальной защиты для  работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

     Система социальной защиты в Германии сложилась  за многие годы. Ее высокая эффективность  признается и за границей. Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте составляет свыше 30 процентов. В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20 процентов - на предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет положение Основного закона. Согласно статье 20, пункт 1 Германия является демократическим и социальным государством. Цель социального государства – не всестороннее обеспечение и обслуживание человека. Наоборот, оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или по безработице.

1. Страховой рынок  Германии

 

     Страховой рынок Германии характеризуется  динамичным развитием. Ежегодный прирост  объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование  в структуре национального страхового рынка занимает около 37%. Медицинское  страхование, которое пользуется несколько  меньшей популярностью, чем в  других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления  страховых платежей. Имущественное  страхование занимает 51% национального  страхового рынка в Германии.

     Сектор  личного страхования в Германии испытывает растущую конкуренцию со стороны коммерческих банков, стремящихся  организовать страховое обслуживание клиентуры через операционные залы коммерческих банков. В целом доходность операций в секторе страхового обслуживания физических лиц выше, чем в секторе  страхового обслуживания юридических  лиц. Сектор страхового обслуживания физических лиц занимает 87% германского страхового рынка, сектор страхового обслуживания юридических лиц - 13 %. Дивиденды по акциям акционеров страховых компаний стабильны, но несколько ниже, чем  в других странах Западной Европы. Объединение Германии наложило свой отпечаток на динамику развития страхового рынка1.

     Страховое дело в Германии разделено между  системой государственного социального  обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование  обязательно для всех работников наемного труда, если они не охвачены сектором частных страховых дел. Имеется в виду страхование по старости, на случай безработицы, страхование  на случай временной утраты трудоспособности.

     Частный сектор страховых услуг в Германии представлен следующими видами страховщиков: акционерные страховые общества, являющиеся собственностью их акционеров, общества взаимного страхования  и государственные страховые  корпорации.

     В 1990 г. в Германии насчитывалось 115 страховщиков, обслуживающих сектор договоров  личного страхования, 230 негосударственных  пенсионных фондов, 55 обществ медицинского страхования, 35 специализированных перестраховочных компаний, 330 иных страховщиков. Кроме  того, специфику германского страхового рынка составляют более 2200 местных  региональных страховщиков, собирающих менее 5 % общего объема страховых премий. Иностранным страховщикам в Германии принадлежит 13 % страхового рынка, из них  лидирующие позиции традиционно  занимают страховые компании из Швейцарии (около 9 % страхового рынка), присутствующие на берегах Рейна уже более 100 лет. Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.  

     

     Рисунок 1. Система социального страхования  в Германии. 

     Федеративное  устройство Германии является важным фактором в развитии каналов продвижения  страховых услуг непосредственным потребителям. Региональные страховщики  поддерживают свое физическое присутствие  во всех федеральных землях Германии. Большинство крупных страховых  компаний решают вопросы активизации  по заключению новых и возобновлению  ранее действующих договоров  страхования через страховых  агентов, которые либо работают на основе контракта со страховой компанией, либо действуют, как так называемые «связанные» страховые агенты.

     Крупным источником привлечения клиентуры  служит работа независимых страховых  брокеров, обслуживающих различные  страховые компании. Широко представлена прямая продажа страховых полисов, осуществляемая непосредственно из офисов страховых компаний. Каждый страховщик обычно имеет более одного страхового агента, обслуживающего определенную закрепленную территорию. В целом  страховые брокеры более активны  в страховом обслуживании юридических  лиц, в то время как «связанные»  страховые агенты преимущественно  обслуживают страховые интересы физических лиц. Характерно, что ряд  крупных страховых компаний в  Германии, решая вопросы активизации, обходятся без дорогостоящих  услуг страховых посредников, информируя потенциальных клиентов о предлагаемых страховых услугах путем рассылки соответствующей информации по почте. Экономя на оплате труда страховых  посредников, эти страховые компании имеют значительную статью расходов по организации рекламных мероприятий  и оплате почтовых услуг.

     Страховое дело в Германии сильно зарегулировано. В настоящее время действует  закон о государственном страховом  надзоре 1983 г. с учетом последующих  изменений, внесенных в декабре 1985 г. и октябре 1990 г., содержащий основные правовые нормы, регулирующие страховые  отношения.

     Все действующие в Германии национальные и иностранные страховые компании подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью  страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине. Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора - защита интересов  страхователей. Это важно, поскольку  в Германии нет особого централизованного  гарантийного фонда для возмещения убытков страхователем ввиду  непредвиденного банкротства их страховщиков. Единственное исключение из этого правила - особый гарантийный  фонд страхования гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств. Имеется в виду, что из этого  фонда возмещается ущерб участникам дорожного движения, пострадавшим в  результате дорожно-транспортного  происшествия, если автовладелец по каким-либо причинам не имел полиса, удостоверяющего  наличие у него договора обязательного  страхования гражданской ответственности2.

     Страховые компании, учрежденные в отдельных  федеральных землях, подлежат страховому надзору со стороны уполномоченных на то земельными властями органов. Как  правило, на земельном уровне вопросами  страхового надзора ведают земельные  департаменты экономики. BAV может передавать земельным департаментам экономики  права по выдаче лицензий на страховую  деятельность. Вместе с тем, единственным органом, осуществляющим общее руководство  страховой деятельностью в стране, остается BAV.

     Все прямые страховщики, исключая перестраховочные компании, должны обращаться в BAV за получением лицензии на страховую деятельность. Для того чтобы получить лицензию BAV на страховую деятельность, страховщик должен иметь одобрение органа государственного страхового надзора в отношении  предложенных кандидатур высшего звена  управления страховой компании. Требуется  представить документ, подтверждающий величину полностью оплаченного  уставного капитала страховой компании. В настоящее время минимальная  величина его должна составлять 5 млн. немецких марок. К заявлению в BAV о выдаче лицензии также прикладываются составленный бизнес-план страховой  деятельности на ближайшие три года, справки-объективки на членов совета директоров страховщика, правила и тарифы по видам страхования, предполагаемая программа перестраховочной защиты, ожидаемая величина расходов на ведение дела, включая сумму орграсходов и административно-управленческих. Страховая компания обязана также предоставить в BAV доказательства наличия необходимых резервных (запасных) фондов, опосредующих страховую деятельность. Если определенные административно-управленческие функции страховщика (бухгалтерский учет, услуги сюрвейеров и т.п.) передаются сервисным компаниям, обладающим правами юридического лица, то об этом должен быть извещен BAV.

     Все иностранные страховые компании, намеревающиеся осуществлять операции прямого страхования в Германии, должны пройти процедуру лицензирования. BAV наделен широкими правами и полномочиями по надзору за страховой деятельностью. Контрольные функции BAV преследуют прежде всего защиту интересов страхователей (застрахованных), включая прямой определенный контроль за действиями и управленческими решениями страховщика в отношении взятых им особо крупных рисков. Нет никаких ограничений со стороны органов государственной власти и управления на выполнение функций страхового надзора, возложенных на BAV, который уполномочен проверять и контролировать все аспекты страховой деятельности функционирующих страховщиков.

     Одна  из главных функций деятельности BAV - мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых  компаний - хозяйствующих субъектов  страхового рынка Германии, BAV проверяет  фактическое состояние дел страховщиков по показателям предложенных ими бизнес-планов при лицензировании, анализирует полисные условия, тарифные ставки. В круг контрольных функций BAV входит также анализ управленческих структур и их коммуникаций в аппарате страховых компаний. BAV одобряет предложенный персональный состав высшего звена аппарата управления страховой компании, а также кандидатуры внутренних аудиторов. Оказывает помощь держателям акций страховых компаний, которые имеют жалобы на решение процедурных вопросов уставной деятельности акционерных страховщиков. BAV издает распоряжения и инструкции, касающиеся ведения бухгалтерского учета в страховых компаниях, определения методов оценки результатов инвестиционной деятельности страховщиков и подсчета технических резервов, назначает своего полномочного представителя в страховую компанию для решения вопросов по существу.

     Обязательное  страхование в Германии носит  относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство Германии устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия, обязательное страхование профессиональной (гражданской) ответственности авиационных перевозчиков и диспетчеров по управлению движением гражданских воздушных судов, бухгалтеров, охотников, операторов атомных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. Кроме того, в некоторых федеральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

     Объем годовой финансовой отчетности и  принципы бухгалтерского учета хозяйственных  операций, совершаемых страховыми компаниями, устанавливаются BAV. Особые требования к объему годовой финансовой отчетности компаний установлены при совершении операций по определенным видам (классам) страхования, например, по страхованию  жизни. Консолидированный годовой  финансовый отчет должен включать результаты операций и бухгалтерские балансы  всех дочерних компаний, агентств и  представительств данного страховщика  по всем странам, где он осуществляет страховые и перестраховочные операции. В соответствии с требованиями BAV годовой бухгалтерский баланс страховой  компании, расшифровка по счету «Прибыли и убытки», сопроводительная записка  к годовому бухгалтерскому балансу  генерального директора страховой  компании должны быть подвергнуты проверке со стороны внешнего аудитора. Эти  функции может выполнять присяжный  бухгалтер, имеющий лицензию установленного образца на совершение операций бухгалтерского учета. Кандидатура присяжного бухгалтера должна быть одобрена советом директоров страховой компании. BAV может опротестовать  одобренную советом директоров страховой  компании кандидатуру внешнего аудитора и потребовать от руководства  страховой компании рассмотреть  другую кандидатуру, отвечающую требованиям BAV. Процедуры внешнего аудита страховой  компании в целом соответствуют  международным нормам и стандартам аудита. Вместе с тем BAV издает дополнительные указания и разъяснения применительно  к нормам и стандартам аудита результатов  страховой деятельности в Германии3.

Информация о работе Система социального страхования в Германии