Основные социальные пособия и выплаты за счет средств Фонда Социального Страхования Российской Федерации: размер и порядок назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия, государством принимались и принимаются меры,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………….4
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ…………………………...9
2.1. Классификация отраслей системы социального страхования……………9
2.2. Основные социальные пособия и выплаты в РФ на 2011 год……………15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И
ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2011 ГОДУ………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНДЕКСАЦИЯ ПОСОБИЙ И СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЗ

Файлы: 1 файл

ББ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Фонд выплачивает пособия и в гораздо менее приятных случаях, чем прибавление в семье. В частности, это выплаты при получении травмы на производстве или приобретении профессионального заболевания, а также пособия на погребение работника (как в случае естественной смерти, так и при несчастном случае на производстве).

Изменения в законодательстве о социальном страховании, которые вступили в силу с начала 2011 года.

Новый порядок оплаты больничного.

В изменениях, касающихся оплаты больничного, есть как положительные, выгодные работнику моменты, так и нормы, ухудшающие его положение.

Первое изменение, о котором мы будем говорить, касается скорее работодателя и вряд ли покажется руководителям позитивным. Дело в том, что до 1 января 2011 г. работодатель выплачивал из собственных средств пособие по временной нетрудоспособности только за первые два дня, а оставшийся период нетрудоспособности (начиная с третьего дня) оплачивался за счет бюджета ФСС РФ. Теперь же этот срок продлен до трех дней, и ФСС РФ подключается только с четвертого. Правда, выплаченные суммы можно включить в расходы по налогу на прибыль.

С начала этого года также изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного работника. С 2011 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай (а не за год, как это было раньше). При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у прежнего работодателя или в компаниях, в которых он работает по совместительству. Правда, общую сумму заработка можно не рассчитывать в том случае, если каждый работодатель занимается выплатой пособия сам.

В период, за который определяется средний заработок, теперь не включается время, когда работница находилась в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — в таком случае для исчисления среднего заработка женщина вправе использовать любой другой год при условии, что это приведет к увеличению пособия. Если в расчетные периоды лицо не имело заработка или средний заработок был ниже минимального размера оплаты труда, именно МРОТ признается средним заработком застрахованного лица.

С 2011 г. средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени данного лица, то есть при его исчислении учитывается то, что работник был занят, например, неполную неделю или неполный день.

В средний заработок для расчета пособия, как и раньше, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС РФ. Однако если до 1 января 2011 г. для исчисления пособия использовался средний дневной заработок работника, определяемый путем деления заработной платы за расчетный период на количество учитываемых для расчета календарных дней, то после этой даты сумма начисленного за расчетный период заработка делится на 730. Таким образом, количество календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 г. при исчислении пособий не имеет значения.

Следует отметить, что сумма годового заработка для расчета пособия не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ. В 2010 г. эта величина составляла 415 000 рублей, однако с 2011 г. база для начисления взносов проиндексирована — она не должна превышать 463 000 рублей.

Отметим, что пособие по временной нетрудоспособности уплачивается и за период простоя — в размере сохраняемой зарплаты, но не выше размера пособия по больничному.

2. «Материнские» и «детские» пособия

Главное новшество, актуальное для 2011 и 2012 гг., — это то, что работницы, получающие пособие по уходу за ребенком, а также по беременности и родам, вправе сами решить, как будет рассчитываться их средний заработок: за 12 месяцев, по старому порядку, или за два года, по новому. Для выбора порядка расчета необходимо написать заявление работодателю с указанием предпочтительного срока. Причем никак дополнительно мотивировать свой выбор не нужно — достаточно того, что работница считает выбранный период более выгодным для себя.

Остальные изменения по таким пособиям касаются их размера. В любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Работодатель обязан исчислять и выдавать своим работникам пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Кроме того, если сотрудница встала на учет в медучреждении на раннем сроке беременности и предъявила подтверждающую это медицинскую справку, работодатель должен выплатить ей соответствующее единовременное пособие. По месту работы одного из родителей выплачивается также единовременное пособие при рождении ребенка. Некоторые из этих пособий индексируются исходя из предполагаемого уровня инфляции. С 1 января 2011 г. коэффициент индексации, используемый при определении размера таких пособий, равен 1,065. При этом при расчете детских пособий должна учитываться и ранее произведенная индексация. Таким образом, в текущем году проиндексированные пособия составляют:

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — 438,87 руб.;

единовременное пособие при рождении ребенка — 11 703,13 руб.;

минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: за первым ребенком — 2194,34 руб., за вторым и следующими детьми — 4388,67 руб.

Округление суммы пособий до полных рублей российским законодательством не предусмотрено.

Следует отметить, что индексация не применяется к максимальному размеру ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Не индексируется это пособие и в том случае, если оно исчисляется из заработной платы застрахованного лица (его размер составляет 40 процентов среднего заработка).

3. Пособия при получении травм и заболеваний на производстве

До 2011 г. страховыми взносами на травматизм облагалась начисленная по всем основаниям оплата труда работников и осужденных к лишению свободы лиц. Вознаграждение по гражданско-правовому договору облагалось такими взносами, если это прямо предусмотрено договором. С 1 января 2011 г. объектом обложения взносами на травматизм признаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц (работников и осужденных к лишению свободы лиц) в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. На выплаты по гражданско-правовым договорам взносы начисляются, как и раньше, если это предусмотрено данным договором. Таким образом, теперь объект для начисления взносов на травматизм аналогичен объекту для начисления иных взносов, выплачиваемых за счет ФСС РФ.

Какой работодатель выплачивает пособие и выдает справки?

Есть некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание, если за последние два–три года работник успел посотрудничать с несколькими работодателями. Дело в том, что в 2011 г. был изменен порядок определения страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. Так, по общему правилу пособия работнику назначаются и выплачиваются по месту его работы. В связи с изменением расчетного периода (теперь это 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая) установлены некоторые особенности назначения и выплаты пособий.

Во-первых, если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и 2 предшествующих календарных года работал у них же, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы. Исчисление этих пособий производится из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Заработок, полученный у другого страхователя, при этом не учитывается. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в данной ситуации назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (по выбору работника).

Во-вторых, если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, но в 2 предшествующих календарных года он трудился у других работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему только по одному из последних мест работы по его выбору. Это не значит, что два этих изменения фактически лишают работника части причитающегося ему пособия и значительно ухудшают его положение: то, что пособие выплачивает только один работодатель, никак не влияет на его сумму — ФСС учитывает все полученные взносы.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник должен представить:

      листок нетрудоспособности;

      справку о сумме заработка с места работы у другого страхователя.

Кроме того, в тех случаях, когда указанные пособия выплачиваются по выбору застрахованного лица, последнему также необходимо представить справку с места работы у других страхователей о том, что ими эти пособия не выплачиваются. При этом справка о сумме заработка может быть как подлинником, так и заверенной в установленном порядке копией.

Если из-за прекращения деятельности страхователя либо по иным причинам работник не может представить справку о сумме заработка у этого страхователя, он подает работодателю соответствующее заявление. Работодатель направляет в территориальный орган ПФР запрос о представлении сведений о зарплате (иных выплатах и вознаграждениях) застрахованного сотрудника у соответствующего работодателя на основании сведений персонифицированного учета.

С 1 января 2011 г. обязанности работодателей дополнены: они должны выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествовавших году прекращения работы или году обращения за справкой. Причем при увольнении сотрудника такая справка выдается в день прекращения работы, а при обращении к страхователю бывшего работника — не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. Кроме того, если в году увольнения работнику выплачивались вознаграждения, на которые начислялись страховые взносы, то в справку также включается информация за текущий календарный год. При этом с работника, предоставившего справки с недостоверными сведениями о сумме заработка, может быть взыскана излишне выплаченная сумма пособий.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода в Российской Федерации к обязательствам по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.

2) В расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 -2009 годах включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого вида расходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

3) Законопроектом расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.

4) Размер социального пособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.

5) Статьей 10 Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены ассигнования только на оплату полной стоимости путевок для застрахованных на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. Фонд как страховщик не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед застрахованными лицами в части реализации требований подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

6) В представленном Законопроекте не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:

1) Рассмотреть вопрос об индексации пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий при рождении ребенка, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособия на погребение.

2) Увеличить объем средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

Информация о работе Основные социальные пособия и выплаты за счет средств Фонда Социального Страхования Российской Федерации: размер и порядок назначения