Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия, государством принимались и принимаются меры,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………….4
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ…………………………...9
2.1. Классификация отраслей системы социального страхования……………9
2.2. Основные социальные пособия и выплаты в РФ на 2011 год……………15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И
ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2011 ГОДУ………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНДЕКСАЦИЯ ПОСОБИЙ И СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЗ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Байкальский государственный университет экономики и права
Финансово-экономический факультет
Кафедра «Страхование и управление рисками»
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Страхование»
на тему:
«Основные социальные пособия и выплаты за счет средств Фонда Социального Страхования Российской Федерации: размер и порядок назначения»
Руководитель: Беженцева Э. А.
Исполнитель:
(Ф - 08 - 7)
Иркутск, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………….4
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ…………………………...9
2.1. Классификация отраслей системы социального страхования……………9
2.2. Основные социальные пособия и выплаты в РФ на 2011 год……………15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И
ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2011 ГОДУ………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНДЕКСАЦИЯ ПОСОБИЙ И СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЗ…………………………………………………………....33
ВВЕДЕНИЕ
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия, государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан.
Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалифицированными условиями.
Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или для оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у граждан каких-либо иных источников дохода.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение содержания социальных пособий и выплат. К задачам можем отнести изучения:
основ социального страхования;
основных социальных пособий и выплат за счет средств ФСС РФ;
размеров и порядков назначения социальных пособий и выплат;
проблем и перспектив развития социального страхования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения.
Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа человеческого существования. Процесс воспроизводства человека подвержен рискам прерывания на физическом, экономическом и социальном уровнях. В условиях рыночной экономики социальные риски для подавляющей части принимают форму потери трудового дохода как основного источника существования. Переход в большинстве экономически развитых стран к социальному регулированию экономики обусловил появление еще одной формы социального риска – несоответствие индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам. Предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:
Временная нетрудоспособность в результате болезни, травмы, беременности и родов, ухода за членами семьи;
Постоянная нетрудоспособность вследствие инвалидности и старости;
Потеря трудового дохода в связи с невозможностью трудоустройства;
Потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев;
Возникновение непредвиденных расходов в случае оплаты медицинских услуг, рождения и воспитания ребенка, оплаты ритуальных услуг по погребению.
История развития социальной защиты населения демонстрирует большое разнообразие применяемых методов управления социальными рисками:
Прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);
Обязательное государственное страхование;
Корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятий (коллективные формы личного страхования);
Добровольное личное страхование;
Обязательное страхование рисков, потенциально угрожающих жизни, здоровью и благосостоянию людей (государственное страхование жизни и здоровья определенных профессиональных групп, некоторые виды страхования гражданской ответственности, предусматривающие компенсацию личных ущербов и потери дохода);
Общественная благотворительность;
Льготное налогообложение доходов социально уязвимых групп населения или тех средств, которые направляются на финансирование превентивных мероприятий по снижению социальных рисков;
Регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.
Современные национальные системы социальной защиты включают десятки различных форм и методов регулирования социальных рисков. Однако в большинстве развитых стран доминантной в общей системе управления социальными рисками на протяжении длительного периода остается социальное страхование. Например, основным элементом отечественной системы социальной защиты также является социальное страхование. По данным Госкомстата РФ, через систему социального страхования перераспределяется около 8% валового внутреннего продукта.[1]
Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов в режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.
В организационном отношении социальное страхование представляет собой систему финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущербов от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.
Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов выступают:
Специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;
Средства из государственного бюджета;
Займы;
Средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие серы экономики.
Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.
В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но не являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.
Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании из обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использование средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.
Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.
Основе социально страхования лежат следующие принципы:
Социальное страхование является обязательным для всех работающих граждан и регулируется государством;
Обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;
Размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
Социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
Право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.
Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.
Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования помощью методов социального страхования определяется государственной социальной политикой.
В социальном страховании в определенной, но не в полной мере тоже используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
2.1. Классификация отраслей системы социального страхования, основные социальные пособии и выплаты РФ
Система социального страхования РФ является государственной, т.е. страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социального страхования не ассоциированы с государственным бюджетом. Они являются внебюджетными фондами и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных, подотчетных Федеральному собранию и правительству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое действует только для наемных работников.