Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия, государством принимались и принимаются меры,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………….4
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ…………………………...9
2.1. Классификация отраслей системы социального страхования……………9
2.2. Основные социальные пособия и выплаты в РФ на 2011 год……………15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И
ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2011 ГОДУ………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНДЕКСАЦИЯ ПОСОБИЙ И СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЗ
Отраслевая организация системы социального страхования – это структура видов компенсации социального ущерба. Ее содержанием выступает целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия различных групп социальных рисков.
Система социального страхования России включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными фондами:
Государственное социальное страхование;
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Обязательное медицинское страхование;
Обязательное пенсионное страхование.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено в 2000 г. и находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве с введением отдельными строками поступлений и расходов по страхованию от несчастных случаев. В целом для этой отрасли приходится около 1/5 консолидированного бюджета ФСС.
До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования – государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости. Однако при введении единого социального налога страховые взносы в фонд занятости в размере 1,5% и сам фонд были упразднены. Установленные государством социальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета. Таким образом, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения.
В настоящее время появился новый вид – страхование по долгосрочному уходу. Его появление обусловлено социализацией риска утраты человеком физиологической способности самостоятельного существования. Как отдельная отрасль страхования он существует только в Германии. Во многих странах (Швеция, Австралия, Бельгия, Греция, Финляндия) страхование по уходу включено либо в медицинское, либо в пенсионное страхование.
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования определяются следующими факторами:
Уровнем социального риска в обществе, который выражается в доле населения, утратившего доход по этой причине;
Степенью потери дохода: полной, частичной или временной;
Мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из современных целей социальной политики.
Функциональная (отраслевая) организация социального страхования определяется структурой и видами компенсации социальных ущербов. Функциональная организация системы социального страхования отражает структуру социальных рисков. В зависимости от конкретных форм проявлений и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски можно объединить в отдельные группы, которые и выступают предметом различных отраслей социального страхования.
Важнейшим элементом функциональной организации социального страхования выступают методы и формы осуществления социальных выплат населению. Система социальных выплат, сложившаяся в социальном страховании, несмотря на все многообразие конкретных видов, в основе своей имеет достаточно традиционную структуру. Классификация социальных выплат может быть осуществлена по следующим признакам:
Периодичность выплат;
Формы выплат;
Методы расчета.
По временному характеру выплаты делятся на единовременные, периодические, постоянные. Единовременные выплаты связаны с единичными рисковыми событиями и выплачиваются один раз полной суммой, компенсирующей полученный ущерб. В зарубежной практике такие выплаты называют грантами. Периодические выплаты покрывают повторяющиеся и длящиеся определенный промежуток времени рисковые события и в основном связаны с временной нетрудоспособностью и безработицей. Постоянные выплаты назначаются пожизненно или на длительный срок; они связаны с постоянной утратой трудоспособности и представляются в виде пенсий.
По форме различаются следующие виды выплат: денежные, натуральные, оплата социальных услуг. В социальном страховании используются денежные выплаты. Однако иногда используются и такие натуральные формы помощи, как детские подарки, продуктовые наборы, предоставление медикаментов. Третья форма означает защиту индивидуальных доходов застрахованных граждан за счет бесплатного предоставления различных видов социальных услуг. Социальное обслуживание используется в различных видах всеми отраслями социального страхования.
По методам расчета социальные выплаты разделяют на фиксированные и расчетные. Фиксированные выплаты представляют собой твердо установленные суммы денежных средств, которые не зависят от величины потерянного дохода, равны для всех застрахованных и определяются только фактом наступления рискового события. Иногда используется шкала значений страховых выплат, дифференцированных для отдельных групп населения. Расчетные выплаты определяются исходя из потерянного заработка. Обычно для исчисления размера таких пособий или пенсий кроме заработка учитывают страховой стаж, семейное положение, число иждивенцев в семье и некоторые другие характеристики.
В каждой отрасли социального страхования, перечисленные типы социальных выплат имеют существенные особенности, которые определяются ее целями и задачами.
Государственное социальное страхование обеспечивает:
Выплату социальных пособий;
Оплату санитарно-курортного лечения;
Частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.
Остановимся на характеристике некоторых видов пособий за счет средств ФСС. Основным является пособие по временной нетрудоспособности. Оно выплачивается с первого дня болезни до момента выздоровления или установления инвалидности. Период выплаты может составлять 10-12 месяцев в течение года, если он удостоверен больничным листом, выданным лечебно-профилактическим учреждением. Размер пособия зависит от заработка и непрерывного стажа.
Для определенных категорий застрахованных размер пособия не зависит от стажа и всегда составляет 100: (чернобыльцы, многодетные родители, лица, работающие в районах крайнего Севера и некоторые другие).
Пособия по беременности и родам всегда выдается в размере 100% заработка (те же минимальные и максимальные границы) в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности или осложненных родов). В размере дневного заработка оплачиваются и четыре выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим ребенка-инвалида. Остальные пособия фиксированы, их размеры устанавливаются ежегодно федеральными законами.
Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стоимости путевок, частичное финансирование профилакториев, санаториев, принадлежащих страхователям. Затраты на санаторно-курортное обслуживание покрываются в пределах определенного норматива, утверждаемого страхователям органами ФСС. Финансирование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к частичной оплате за счет средств социального страхования путевок в детские оздоровительные лагеря, предоставлению дотаций на содержание детских спортивных школ и оплату детских путевок на лечение.
Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, отличается от других страховых отраслей по условиям получения и расходования страховых взносов. Это отрасль, средства которой находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных в ограниченных законодательством рамках. Суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС представляют собой остаток средств от начисленных страховых взносов после осуществления страхователем выплаты пособий и оплаты других установленных законодательством расходов.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ФСС на тех же условиях. Получателям страховых выплат, которые продолжают работать у страхователя (работодателя), положенные пособия и компенсации выплачиваются из суммы взносов, начисленных по данному виду страхования. Если работник увольняется из организации, где произошел страховой случай, то все положенные ему страховые выплаты производятся непосредственно исполнительными органами ФСС. Страховое обеспечение включает:
Пособие по временной нетрудоспособности (100% среднего заработка);
Единовременную страховую выплату по возмещению вреда (в процентах от 60-кратного МРОТ в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, на случай смерти – 100%);
Ежемесячную страховую выплату (в процентах от среднемесячного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности или в случае смерти – исходя из долей заработка, приходящихся на иждивенцев);
Оплату дополнительных расходов на медицинскую и профессиональную реабилитацию.
С точки зрения методологии формирования и использования фондов социального страхования следует выделить режимы социального страхования, отличающиеся принципами взаимодействия элементов системы.
Система социального страхования может быть государственной или коллективной.
Государственная система социального страхования полностью находится в ведении государства, которое управляет ею, отчуждая финансовые средства от страхователей. В коллективной системе социального страхования государство формирует нормативно-законодательную базу и осуществляет функцию контроля, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции организаций страхователей и страховщиков.
Кроме того, режимы социального страхования различаются по степени автономности страховых фондов.
При этом различают фонды, ассоциированные с государственным бюджетом, и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут быть заимствованы для финансирования других государственных потребностей; во втором – фонды не зависимы от бюджета. Автономные фонды могут быть как государственными, так и находиться в ведении организации взаимного страхования и страховых компаний.
Выбор того или иного режима организации социального страхования мало зависит от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального страхования определяются в большей степени национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью.
Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованных из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованной контингенту населения в соответствие с установленными квалификационными условиями.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению этих размеров и достаточности для определения последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.
Существуют два основных метода формирования фондов социального страхования:
На основании текущего распределения ущерба;
На основании принципа накопления.
Первый метод в социальном страховании получил название «pay-as-you-go» и предполагает покрытие текущих расходов текущими доходами:
Сумма страховых взносов = Сумма страховых выплат
В данном случае все получаемые доходы системы социального страхования равны производным расходам в течение определенного периода времени. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потерях заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между численностью застрахованных и вероятных бенефициаров. При необходимости уровень компенсации, т.е. социальных выплат. Корректируется в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной оценки труда.
Методом формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов» и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов:
Страховая выплата = Сумма страховых взносов + инвестиционных доход.
Страховые выплаты в этом случае раны уплаченным страховым взносам, умноженным на норму процента, или наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования, например, в пенсионном страховании. Однако, в чистом виде для целей социального страхования капитализация не используется, хотя многие экономисты настаивают на применении накопления как механизма, наиболее отвечающего современным социально-экономическим условиям.
2.2. Основные социальные пособия и выплаты в РФ на 2011 год
В течение года в Фонд социального страхования работодатели уплачивают четыре вида страховых взносов: на обязательное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из сумм, сформированных Фондом за счет этих взносов, выплачиваются различные пособия, для каждого из которых предусмотрен свой порядок предоставления, комплект необходимых документов, сроки обращения и сумма выплаты.
Виды пособий, выплачиваемые за счет ФСС:
1. Самый распространенный вид пособий — по временной нетрудоспособности (взносы на страхование от которой и собирает Фонд социального страхования (ФСС РФ)) - больничный.
Фонд, как уже было сказано, собирает также взносы на страхование в связи с материнством, чтобы потом выплачивать пособия женщинам во время беременности (это единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам), а также одному из родителей уже после родов (единовременное пособие при рождении ребенка или детей, пособие по уходу за ребенком). Кроме того, именно за счет ФСС РФ оплачиваются дополнительные выходные и выдаются пособия родителям детей-инвалидов.