Медицинское страхование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

указал предмет-страхование, готовил на теорию финансов) универсал)

Файлы: 5 файлов

курсовая.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

      ► избыточная обеспеченность врачами, больницами и высокие расценки по уходу за больными;

      ► растущие взносы в больничные кассы;

      высокие цены на лекарства.

      Скажем, визит к стоматологу может оказаться дорогим удовольствием, хотя работа врача и расходные материалы, например для пломб, оплачиваются больничной кассой. Если требуется установка коронок, то кассы оплачивают лишь 50-60% их стоимости.[6, с. 77-79]Если пациент хочет поставить керамические зубы, то дополнительные расходы оплачивает из собственного кармана. Пациентам с низкими доходами обычное протезирование оплачивают в полном объеме.

      Коечный тариф — цена стационарного лечения пациента. Койко-тарифы заметно различаются между собой в зависимости от качества услуг. Например, в федеральной земле Бранденбург один койко-день в хирургическом отделении стоит 145 евро, а в Берлине — 232 евро.[6, с. 77-79]

      Для обуздания высоких расходов на лечение некоторых заболеваний устанавливается единая фиксированная цена. То есть определено, на какую сумму больница может выставить счет, например, за рождение ребенка или за операцию по удалению аппендицита. Для снижения расходов за счет пациентов введена система гарантированного контроля качества медицинских услуг, который проводят медслужбы больничных касс.

      В 2001 году парламент Германии принял пакет законов об экономии расходов на лекарства. Врачи назначают больным только биологически активные вещества, а не препараты. Аптеки обязаны подобрать один из пяти наиболее эффективных с точки зрения затрат препаратов. Установлена скидка в размере 5% для государственных больничных касс, которые оплачивают большинство медикаментов.[6, с. 77-79]

      Франция придерживается модели, при которой каждый гражданин вынужден страховаться по программам частного страхования, т.к. государство и система ОМС покрывают только 75-80% расходов на лечение (такую систему иногда называют «дополняющей»).

      Современная система здравоохранения во Франции  является централизованной. Существует единая страховая организация —  Национальная больничная касса с  многочисленными филиалами, разветвленными по всей стране. Филиалы не являются конкурентами, а находятся в подчинении Национальной кассы. Министерство труда и социального обеспечения контролирует деятельность системы здравоохранения.

      Обязательным  медицинским страхованием во Франции  охвачены 80% граждан. [7] Французы определенную часть своей заработной платы отчисляют на медицинское страхование (вернее, только третья часть взноса покрывается за счет граждан, две трети — за счет работодателей).

      Медицинское страхование во Франции существует не само по себе, а является частью социального  страхования. Все, кто работает, получают социальную страховку с обязательным ее атрибутом — страховой карточкой, которая обеспечивает застрахованному и членам его семьи доступ к медицинскому сервису без дополнительной оплаты. Если в семье работают два человека, то у каждого есть своя страховая карточка, на одну из которых записываются дети.

      Медицинское страхование покрывает 100% расходов на лечение, если произошел несчастный случай на работе, а если причиной недомогания  стала болезнь, то пациенту будет  компенсировано 75% расходов. При необходимости стационарного лечения больничная касса оплатит 33 дня пребывания в больнице, остальные дни пациент оплачивает самостоятельно. Продолжительность лечения более двух месяцев является поводом для госпитализации в бесплатную больницу. Если состояние здоровья пациента не улучшается на протяжении трех лет, устанавливают инвалидность. Во Франции предусмотрены две группы инвалидности: первая, когда пациент не может сам себя обслужить, вторая — остальные состояния в связи с болезнью. Следует отметить, что больничная касса оплачивает 75% стоимости пребывания в стационаре, оставшуюся сумму вносит пациент. По такому принципу оплачиваются визит врача, медикаменты, диагностическое обследование.[7]

      Система компенсации выплат действует следующим  образом. Например, при покупке лекарственного препарата в одних аптеках пациент оплачивает его полную стоимость. В течение пяти дней на счет застрахованного будет переведена сумма в размере 75% стоимости препарата. В других аптеках застрахованный оплачивает не полную стоимость с дальнейшей компенсацией, а только «свои» 25%. Затем больничная касса перечисляет аптеке недостающую сумму.

      Дни отсутствия на работе, подтвержденные больничным листком, оплачиваются. В  данном случае не бухгалтерией по месту  работы, а больничной кассой. Именно больничная касса, а не работодатель выплачивает заработную плату за весь период действия больничного листка.

      Во  Франции в системе медицинского страхования учтены некоторые психологические  аспекты. Участие самого застрахованного  в процессе возмещения денежных средств ограждает от чрезмерного желания полечиться.

      В настоящее время все больше французских  работодателей включают добровольное медицинское страхование в социальный пакет. Если работодатель заботится  о здоровье своих подчиненных, то статус компании считается очень высоким. Добровольное медицинское страхование — это не только обслуживание в хороших клиниках, но и решение проблемы денежных выплат за медицинские услуги. При наличии частной страховки пациент уже ничего не платит. Часть стоимости лечения или лекарств оплачивается за счет обязательного медицинского страхования (75%), остальное (25%) — за счет добровольного. Наряду с хорошим качеством обслуживания добровольное медицинское страхование предлагает дополнительные медицинские услуги. Ни одна больничная касса не возместит расходы на приобретение контактных линз или очков с пластиковыми линзами, а компенсирует часть расходов на очки, но на самые простые. Частные же страховые компании могут оплатить стоимость линз. Все зависит от плана страхования, если данный пункт включен в перечень медицинских услуг.[7]

      Великобритания предоставляет бесплатное медобслуживание всем имеющим право на проживание в стране, независимо от гражданства и уровня доходов. Помощь оказывается высококвалифицированным персоналом с использованием современнейшего оснащения клиник. Национальная система здравоохранения предоставляет своим гражданам и существенные льготы в отношении приобретения лекарств. Для детей и подростков в возрасте до 16 лет, студентов до 18 лет и тех, кому за 80, медикаменты предоставляются бесплатно. Для пенсионеров, то есть лиц 65 лет и старше предусматривается система скидок, определяющаяся размером пенсии и уровнем их благосостояния. [7] Система скорой и неотложной помощи в стране работает безотказно и качественно. Правительство способствует развитию данного вида услуг, выделяя их как приоритетные.

      В Великобритании нет обязательного  медицинского страхования. Государственную  медицину удачно дополняет добровольное страхование в частных страховых  компаниях. Добровольное медицинское страхование дает право выбора как специалиста, так и лечебного учреждения, а именно частной клиники. В Великобритании используется подушевой метод оплаты врачей амбулаторной помощи. Каждый выбирает врача, и соответственно его выбору финансируется врачебная практика. При подушевом методе оплаты пациент не может обратиться к специалисту без направления врача обшей практики. Передача средств звену первичной медико-санитарной помощи рассчитывается на прикрепившийся контингент населения. Особенно важным является то обстоятельство, что при использовании подушевого метода финансирования сдерживается рост расходов на медицинскую помощь: врачи не заинтересованы в увеличении числа посещений, обследований, консультаций; появляются стимулы к профилактике заболеваний. Существенным недостатком метода является слабая заинтересованность врача в том, чтобы брать на себя более значительный объем медицинской помощи.

      Расчет на то, что бесплатная медицина позволит вылечить все болезни и в результате приведет к снижению расходов на здравоохранение, не оправдался. Наоборот, расходы в этой сфере росли, что было связано с наличием «морального вреда» со стороны пациентов и врачей. Были введены со-платежи, когда пациент вносит установленный процент от общей стоимости посещения или госпитализации. Регулирующей стала роль врача общей практики, которая позволила снизить число госпитализаций и обращений к специалистам. Кроме того, для дополнительного регулирования условий предоставления медицинской помощи устанавливается «лист ожиданий» госпитализаций, консультаций специалистов, использования дорогостоящих технологий, регламентируется уровень сервиса в стационаре. Но это способствует образованию длинных очередей на плановое лечение. [7]

      В Бельгии раньше, чем в других странах была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания. В системе медицинского страхования работает шесть общенациональных союзов страховых фондов: католический (45% населения), социалистический (26%), либеральный (7%), профессиональный (15%), независимый (4%) и вспомогательный (1%). Таким образом, 98% бельгийцев охвачено обязательным медицинским страхованием, и только 1% - частным. [8]

      Управление системой медицинского страхования осуществляет Национальный Институт по болезни и инвалидности. Коммерческие страховые компании не имеют своей ниши в системе медицинского страхования. Высокий уровень социальной защиты, всеохваченность государственным медицинским страхованием, удовлетворенность качеством медицинского обслуживания исключил острую необходимость развития частного страхования.

      В Австрии созданы многочисленные страховые компании, работающие в системе обязательного медицинского страхования и обслуживающие определенные категории граждан. Как и больничные кассы, они заключают договора с медицинскими учреждениями и врачами. В последние годы наметилась тенденция к созданию страховыми компаниями собственных медицинских центров, что улучшает контроль за качеством оказания медицинской помощи.

      Страховые компании не покрывают полностью  расходы на медицинское обслуживание. Около 14% стоимости застрахованные оплачивают самостоятельно. Также пациенты частично оплачивают стоимость лекарств. [9]

      Владелец  страхового полиса вправе выбрать врача, но только среди тех, кто работает по договору со страховой компанией. Если пациент настаивает на лечении у «недоговорного» врача, то страховой полис покроет только 80% необходимой суммы, да и то только в том случае, если методика лечения не выходит за рамки официальной медицины. Нетрадиционные методы лечения исключены из списка услуг страховой компании .[9]

      Все проживающие в Швейцарии должны быть застрахованы. Особенностью больничных касс является предоставление ими обоих видов страхования — обязательного и добровольного. Таким образом, не надо искать другие страховые компании для «приобретения» дополнительных медицинских услуг.

      Еще одна отличительная черта системы  медицинского страхования в Швейцарии: граждане вносят личный взнос в больничную кассу, которую выбирают сами. Взносы не зависят от дохода и разнятся в той или иной кассе.

      Больничные  кассы работают с врачами и  клиниками, которые включены в так  называемый список договорных учреждений и специалистов. Возможность работать с застрахованными предоставлена лучшим медицинским клиникам, что гарантирует высокое качество обслуживания. Данная тенденция распространяется и на лекарственные препараты. Больничная касса не оплатит стоимость медикаментов, не входящих в «список» лекарственных препаратов. Ограничения гарантируют высокую эффективность и результативность терапии.

      В Швейцарии обязательное медицинское  страхование включает и профилактические мероприятия. Вакцинация против гриппа, медицинский осмотр один раз в  год — меры предосторожности, направленные на предупреждение заболевания, его своевременную диагностику. Как и в других европейских странах, застрахованный в Швейцарии оплачивает часть суммы за предоставленное лечение, что составляет 10%. [9]

      Рассмотрев  системы здравоохранения, следует уделить внимание и источникам покрытия медицинских расходов и сравнить эти показатели в наиболее развитых странах. В таблице 1 приведены источники финансирования национальных систем здравоохранения. Проанализировав данные, можно сделать вывод: одни и те же источники средств занимают ведущее положение в одной стране, в то же время в другой стране их удельный вес относительно мал. Это связано прежде всего с применением в стране той или иной системы здравоохранения. Например, государственные субсидии покрывают большую часть расходов здравоохранения в Великобритании (78%) и Швеции (71%), однако во Франции (1,8%) и Германии (14,2%) их доля незначительна. В Бельгии основное бремя финансирования здравоохранения пало на предпринимателей, взносы которых составляют 50% всех источников. В Германии (72,5%), Франции (73%) и Италии (45,5%) взносы предпринимателей также основной источник поступления средств в медицину.

      На  первый взгляд, страховые взносы граждан  являются незначительными поступлениями, за исключением США (30,8%). Но в ряде стран достаточно высоки доплаты граждан, которые колеблются от 6% до 26%. Это происходит либо на основе прямой оплаты услуг здравоохранения, либо через добровольное медицинское страхование. 

      Таблица 1 – Характер финансирования национальных систем здравоохранения 

Страна Источники финансирования здравоохранения
субсидии государства (%) взносы предприни-мателей (%) страховые взносы граждан (%) прямые доплаты граждан (%)
Бельгия 27,0 50,0 2,0 21,0
Германия 14,2 72,5 6,4 6,9
Франция 1,8 73,0 3,7 21,5
Великобритания 78,0 10,0 3,8 8,2
Италия 36,2 45,5 3,3 15,0
Швеция 71,0 18,4 2,0 8,6
Швейцария 34,7 28,7 16,6 20,0
США 41,8 1,2 30,8 26,2

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.doc

— 272.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Медицинское страхование в Республике Беларусь