Медицинское страхование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

указал предмет-страхование, готовил на теорию финансов) универсал)

Файлы: 5 файлов

курсовая.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

      Застрахованное  лицо - физическое лицо, в пользу которого заключен договор добровольного страхования медицинских расходов;

      Организации здравоохранения - организации, имеющие в соответствии с законодательством право оказывать медицинскую помощь в сфере добровольного медицинского страхования;

      Страховщик - страховая организация, имеющая право в соответствии с законодательством осуществлять добровольное страхование медицинских расходов;

      Страховой взнос - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором добровольного страхования медицинских расходов;

      Страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы;

      Страхователь - юридическое или физическое лицо, заключившее со страховщиком договор добровольного страхования медицинских расходов и уплачивающее страховые взносы. [2]

      В случае потери здоровья застрахованным лицом в связи с заболеванием или несчастным случаем страховая  компания оплачивает счета лечебного  учреждения исходя из количества дней лечения застрахованного по установленным  в договоре нормативам.[1,c.225] Помимо этого, страховые организации осуществляют контроль за объемом, сроками и количеством медицинских и иных услуг, устанавливают размер взносов по добровольному медицинскому страхованию, участвуют в разработке тарифов на медицинские услуги, в аккредитации медицинских учреждений, порой сами становятся учредителями медицинских организаций.

      Отличие обязательного медицинского страхования  от добровольного можно определить следующим образом:

      - добровольное медицинское страхование, в отличие от обязательного медицинского страхования, является отраслью не социального, а коммерческого страхования. Добровольное медицинское страхование наряду со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев относится к сфере личного страхования.

      - участие в программах добровольного медицинского страхования не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.

      - добровольное медицинское страхование осуществляется страховыми организациями различных форм собственности и правила страхования определяются страховыми организациями. Если говорить про обязательное, то здесь оно проводится государственными или контролируемыми государством организациями, а что же касается правил, то они определяются государством.

      - по обязательному медицинскому страхованию источником средств являются взносы работодателей, государственный бюджет, а по добровольному личные доходы граждан, прибыль работодателей.

         - доходы, полученные по обязательному медицинскому страхованию, могут быть использованы только для основной деятельности — медицинского страхования, в то время как по добровольному они могут быть использованы для любой коммерческой и некоммерческой деятельности.

      Таким образом, медицинское страхование  является наиболее эффективным методом защиты материальных интересов населения в случае проявления рисков, связанных с потерей здоровья. Имея довольно длинную историю развития, в настоящее время оно подразделяется на 2 основных направления: обязательное и добровольное. В большинстве стран оба вида существуют параллельно. Деятельность по медицинскому страхованию регулируется специальными законодательными актами и подлежит лицензированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Опыт проведения  медицинского страхования  в развитых странах 
 

      Следует отметить, что общим для большинства  европейских стран, если говорить о  государственной и негосударственной  системе страхования здоровья, является то, что они нацелены на ослабление финансового бремени на человека в случае его болезни, а также на способы охвата данной системой более широких слоев населения.

      Сложившиеся экономические отношения в системе  здравоохранения в разных странах  фактически отличаются и определяются национальной культурой, политикой  и ведомственными интересами. Однако общей чертой является влияние государственного сектора на систему здравоохранения в целом или обеспечение ее финансирования, что позволяет распространить медицинское страхование на все слои населения. Главный ориентир — улучшение здоровья населения, поэтому медицинская помощь доступна для всех и в то же время существует гарантия оплаты всех медицинских затрат.

      Перед правительствами всегда вставал  вопрос о необходимости финансирования здравоохранения государством. Идея активного привлечения средств  пациентов и других частных источников исходит из Всемирного банка и  направлена на то, чтобы побудить пациента или застрахованного нести большую долю ответственности за расходы на здравоохранение, т.е. переложить это бремя с общественного сектора и общественных фондов на частное лицо. В качестве общественных фондов могут выступать средства государственного и местного бюджетов, национальных программ обязательного социального или медицинского страхования, общественных, религиозных и других организаций.

      Сборы с пользователей от разделения затрат до полной оплаты разных видов помощи практикуются во многих странах. Прямое разделение затрат, т.е. прямая доплата пациентов за медицинскую помощь, включает в себя совместные платежи, сострахование, балансовое выписывание счетов, франшизы (вычет определенной суммы из страховых выплат) и в основном относится к медикаментам, где в большинстве случаев проявляется в виде сострахования. Обычно доля пациентов не столь велика в отношении медикаментов, предназначенных для лечения опасных для жизни болезней, и медикаментов, обладающих сильным терапевтическим эффектом. В ряде стран (Англия, частично Бельгия и Италия) разделение затрат происходит в виде совместных платежей по фиксированной ставке. В Германии, Голландии и Швеции практикуется установление референтной цены, сверх которой оплату за медикаменты производит сам пациент. Разделение затрат в некоторых странах используется и для оплаты амбулаторной помощи и услуг общеврачебных практик, в том числе совместные платежи (Ирландия, Швеция), сострахование (Австрия, Бельгия, Франция), балансовое выписывание счетов (Дания, Греция), в остальных странах оказание помощи врачами общей практики не предполагает сборов с пациентов. Так, в Дании это затрагивает всего 2% населения и только тех, кто предпочитает свободно выбирать себе врачей общей практики. В некоторых странах приняты сборы за стационарное лечение, в том числе совместные платежи по твердой ставке за день лечения (Австрия, Германия, Голландия), во Франции за гостиничные услуги, в Люксембурге за больничные койки первого и второго класса. Во всех западных странах приняты сборы за стоматологическую помощь, причем в одних странах полностью (Португалия, Италия, Бельгия), поскольку там преобладает частная стоматология, в других — только частично, а профилактические услуги вообще бесплатны (Англия, Германия, Испания, Ирландия), но практически везде лица моложе 18 лет, пенсионеры, хронические больные, инвалиды и лица с низкими доходами пользуются стоматологической помощью бесплатно. Тем не менее, в целом в западных странах доплата населения за медицинскую помощь играет крайне незначительную роль.

      Негосударственное медицинское страхование и государственные программы развивались неотрывно друг от друга в течение многих лет во всей Европе. В ряде стран эти две системы существуют параллельно с тем, чтобы обеспечить условия финансовых соглашений для больных. Программы страхования, утвержденные государством, основываются на принципах солидарности, отвечая возрастающим требованиям населения. А негосударственное медицинское страхование продолжает совершенствоваться, адаптируясь к изменяющимся потребностям клиентов.

      Государственные программы основываются на принципе обязательного членства и предоставляют  стандартное страховое пособие. Негосударственные страховые компании, как правило, строятся по принципу добровольного  членства и предоставляют свободу  выбора той или иной страховки в соответствии с индивидуальными пожеланиями.

      Как подчеркивается в последних документах ВОЗ, частное страхование далеко не всегда является главным источником финансирования здравоохранения в  Европейском регионе, где государства  традиционно придерживаются финансирования здравоохранения за счет государственного или социального (обязательного) страхования здоровья для каждого гражданина, независимо от его платежеспособности.[3]

      Принцип разделения ответственности между  негосударственным и государственным секторами в каждой отдельно взятой стране свой. В некоторых странах частное страхование играет центральную роль, так как по своей сути заменяет государственные программы в предоставлении базовых гарантий для определенных групп населения. В других странах объем предоставляемых услуг по негосударственному страхованию является как бы добровольным вкладом в экономику здравоохранения, который осуществляется путем возмещения затрат, не оплачиваемых государственными программами, или дублирует государственное страхование, в то же время обеспечивая лучший доступ к медицинскому обслуживанию.

      Программы государственного страхования в  здравоохранении финансируются  за счет специальных взносов или  общего налогообложения; взносы иногда подсчитываются как процент от индивидуального дохода, являясь, таким образом, элементом финансового перераспределения.

      Государственное страхование поддерживается правительством либо в форме прямых субсидий из центральных фондов, либо путем контроля за ценами на медицинские услуги, либо посредством льготного налогообложения. Негосударственное страхование также иногда получает льготы по налогообложению. Особенно это важно для нашей страны, где ускорение развития системы ДМС можно добиться также и путем временного льготного налогообложения страховщиков.

      Негосударственные медицинские страховые компании — пример обычной страховой корпорации, в которой частные компании конкурируют  между собой с тем, чтобы удовлетворить  потребности своих клиентов путем  эффективного страхования риска. Критерием их успеха является долгосрочная рентабельность, рост их репутации и финансовая стабильность. Конечно, не они, главным образом, являются гарантом социальной стабильности, но в ряде стран именно они и играют значимую роль, заменяя частично или даже полностью государственные программы. Частные страховые компании, в зависимости от складывающихся условий и индивидуальных потребностей клиента, могут предложить полное возмещение затрат, прямую оплату медицинским учреждениям, дополнительные услуги к страхованию по государственным программам или льготы при ежедневной оплате из личных средств пациента. Они могут продавать страховку своим клиентам непосредственно или делать это через клубы, профсоюзы, а могут продавать и работодателям для своих работников.

      В целях возмещения расходов на лечение страховые компании предлагают страховые полисы, обеспечивающие покрытие затрат на госпитализацию или расходы на лечение вне стационара. В последнем случае страховка может покрывать все затраты или только какую-то их часть на оказание первичной медико-санитарной помощи, консультацию специалистов, услуги медсестринского персонала, лекарства, лабораторные анализы, использование медицинского оборудования, транспортные расходы, а также, как это имеет место во многих странах, стоимость лечебно-профилактического ухода за зубами и протезирование. Обычно альтернативные программы также предоставляют всестороннюю страховку, так как они замещают (и часто улучшают) все основные гарантии, предлагаемые государственными программами.

      Негосударственное медицинское страхование в одних странах основано на ежегодно обновляемых страховках, в других, что более перспективно, — на долгосрочном страховании. В большинстве европейских стран основная часть населения застрахована посредством государственного страхований, которое предоставляет более широкий выбор услуг, а негосударственный сектор предоставляет ограниченный выбор услуг до тех пор, пока не разрешается замена одного вида страхования на другой.

      Следует отметить, что большинство западных стран в наши дни находятся в поиске «новой структуры равновесия» между государственным финансированием и медицинским страхованием, особенно не рассчитывая на личные средства граждан. Текущие реформы во многих Европейских странах направлены на ограничение государственного влияния на управление здравоохранением в принципе. В то же время, полное отстранение государства (или делегирование своих прав другим компаниям) не допускается, напротив, значение функции регулирования в области медицинского страхования существенно возрастает.

      Во  многом это обусловлено тем, что  расходы на систему здравоохранения  продолжают расти более быстрыми темпами, чем общий уровень доходов  по всему миру, что объясняется  старением населения, улучшением технологий (а каждая последующая технология всегда дороже предшествующей) и растущими запросами пациентов. Правительства в каждой стране озабочены скоростью роста цен на услуги в системе здравоохранения и, как результат этого, прибегают к различным методам сдерживания цен, предусматривая стимулирование при оказании эффективного лечения и улучшая альтернативные методы лечения. В большинстве стран Европы сейчас ведется поиск наиболее экономичных путей при создании социальных программ, и даже в случае определенных рисков, таких как долгосрочное медицинское обслуживание, государство все чаще утрачивает лидирующую роль. В принципе, такая тенденция создает определенную перспективу для развития негосударственного страхования.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.doc

— 272.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Медицинское страхование в Республике Беларусь