Финансирование здравоохранения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Государственная система здравоохранения в РФ сегодня устроена следующим образом:

по способу финансирования сложилась смешанная бюджетно-страховая модель;
по системе организации медицинской помощи она носит отдельные черты модели, существовавшей в Советском Союзе;
по управлению - разделена на 3 уровня (федеральный, региональный и муниципальный);
по форме собственности поставщиков медицинских услуг, участвующих в реализации ПГГ (Программа государственных гарантий), выделены 3 ее вида: государственная (федеральная и региональная), муниципальная и частная.

Файлы: 1 файл

финансирование здравоохранения в России.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

     Основными задачами Федерального фонда являются:

     - финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

     - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

     - аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

     В целях выполнения основных задач  Федеральный фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов, осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда, выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) и за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок, осуществляет организационно-методическую деятельность, вносит предложения по совершенствованию законодательных актов по вопросам ОМС, участвует в разработке базовой программы ОМС, осуществляет сбор и анализ информации, организовывает подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования и др.

     Финансовые  средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет отчислений хозяйствующих субъектов, ассигнований из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц, доходов от использования временно свободных финансовых средств, нормированного страхового запаса Федерального фонда, поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

     Страховые взносы (отчисления) в Федеральный  фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями  в соответствии с установленным  порядком.

     К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов касающихся утверждения планов работы, рассмотрения отчетов об их исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда, определение порядка использования доходов, утверждение потока финансовых средств, рассмотрение проектов базовой программы ОМС и тарифов, рассмотрение проектов нормативных актов и др.

     Состав  правления Федерального фонда в  количестве 11 человек утверждается Правительством Российской Федерации. Срок полномочий правления 3 года. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

     Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные  субъектами Российской Федерации в  соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также территориальные фонды осуществляют полномочия обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения. Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации полномочий, установленных Федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства. Территориальный фонд подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Основными задачами Территориального фонда являются:

     1) обеспечение реализации Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

     2) обеспечение предусмотренных законодательством  Российской Федерации прав граждан  в системе обязательного медицинского страхования;

     3) обеспечение всеобщности обязательного  медицинского страхования граждан;

     4) достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе обязательного медицинского  страхования;

     5) обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского страхования.

     Территориальный фонд аккумулирует финансовые средства на реализацию программ ОМС и осуществляет их финансирование. Полномочия распространяются на соответствующие территории и согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления. Финансовые средства Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Территориального фонда образуются за счет:

     1) части страховых взносов предприятий,  организаций, учреждений и иных  хозяйствующих субъектов, независимо  от форм собственности, на обязательное медицинское страхование, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

     2) доходов, получаемых от использования  временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда;

     3) финансовых средств, взыскиваемых  со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

     4) добровольных взносов физических  и юридических лиц;

     5) иных поступлений, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

     Финансовые  средства в Территориальный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, а также органами исполнительной власти в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральным законом - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, осуществляющие функции контроля, сбора и анализа информации, передают финансовые               средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам. Филиал не обладает правами юридического лица.

     Финансовая  деятельность Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее – Фонд) осуществлялась в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции Федеральных законов от 28 апреля 2009 г. № 79-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. № 264-ФЗ) (далее – Закон о бюджете).

       Доходы  бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119 070 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 545 406,0 тыс. рублей, расходы – в сумме 114 070 242,0 тыс. рублей с расчетным профицитом бюджета 5 000 000,0 тыс. рублей.

       Бюджет  Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126 562 369,8 тыс. рублей. Наибольший удельный вес (71,0%) в общей сумме  доходов составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда – 88 832 142,9 тыс. рублей.

       Налоги  на совокупный доход зачислены в  бюджет Фонда в сумме 977 569,4 тыс. рублей. Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 15 268,1 тыс. рублей. Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из территориальных фондов ОМС составили 3 253 038,6 тыс. рублей. Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в федеральный бюджет составил 4 413 154,9 тыс. рублей.

       Прочие  неналоговые доходы Фонда составили 1 199,7 тыс. рублей. Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов  в бюджет Фонда поступили в  сумме 37 896 306,0 тыс. рублей. Расходы бюджета Фонда в 2009 году с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 года, составили 130 037 389,3 тыс. рублей (см. приложение, таб. 1).

       Расходы Фонда на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 91 643 420,8 тыс. рублей:

       • дотации территориальным фондам ОМС в соответствии с Законом  о бюджете составили 85 687 064,3 тыс. рублей;

       • средства нормированного страхового запаса составили 5 956 356,5 тыс. рублей.

       На  обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субсидии федерального бюджета в сумме 3 822 570,0 тыс. рублей. На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно заявкам, представленным Фондом социального страхования Российской Федерации, в 2009 году перечислены средства Фонда в размере 17 000 000,0 тыс. рублей.

       В 2009 году Фондом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета следующих мероприятий:

       • на проведение дополнительной диспансеризации  работающих граждан направлено 3 788 890,2 тыс. рублей. Неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета является следствием неисполнения рядом субъектов Российской Федерации установленных плановых показателей проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

       • на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлены субсидии в сумме 823 626,2 тыс. рублей. Неполное использование в 2009 году бюджетных ассигнований на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, связано с недостаточным количеством детей, подлежащих диспансеризации, в результате активного внедрения программ в субъектах Российской Федерации по усыновлению, опеки и патронату.

       На  завершение расчетов по финансовому  обеспечению государственного задания на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в первом квартале 2009 года направлены субвенции в размере 1 790,1 тыс. рублей за счет остатка средств на 01.01.2009 г., образовавшегося в бюджете Фонда в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2008 году на указанные цели. В целях предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009 г. №1163-р в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета в сумме 12 350 900,0 тыс.рублей.

       Расходы на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности Фонда  и информатизацию системы ОМС  составили 606 192,0 тыс. рублей, из них: на содержание аппарата Фонда 257 571,9 тыс. рублей, на международные культурные, научные и информационные связи 330,1 тыс. рублей, на переподготовку и повышение квалификации кадров 12 326,8 тыс. рублей, на НИОКР 15 430,0 тыс. рублей, на информационное обеспечение системы ОМС 309 747,7 тыс. рублей, на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации 10 785,5 тыс. рублей (см. приложение, таб. 2). 

    Проект  бюджета Фонда  на 2009-2011 годы сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2009 год – 126,5 млрд. рублей; 2010 год — 137,9 млрд. рублей; 2011 год — 157,9  млрд. рублей (Рис. 9).

Информация о работе Финансирование здравоохранения в России