Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:01, курсовая работа
Государственная система здравоохранения в РФ сегодня устроена следующим образом:
по способу финансирования сложилась смешанная бюджетно-страховая модель;
по системе организации медицинской помощи она носит отдельные черты модели, существовавшей в Советском Союзе;
по управлению - разделена на 3 уровня (федеральный, региональный и муниципальный);
по форме собственности поставщиков медицинских услуг, участвующих в реализации ПГГ (Программа государственных гарантий), выделены 3 ее вида: государственная (федеральная и региональная), муниципальная и частная.
Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов, осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда, выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) и за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок, осуществляет организационно-методическую деятельность, вносит предложения по совершенствованию законодательных актов по вопросам ОМС, участвует в разработке базовой программы ОМС, осуществляет сбор и анализ информации, организовывает подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования и др.
Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет отчислений хозяйствующих субъектов, ассигнований из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц, доходов от использования временно свободных финансовых средств, нормированного страхового запаса Федерального фонда, поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
К
компетенции правления
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством Российской Федерации. Срок полномочий правления 3 года. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также территориальные фонды осуществляют полномочия обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения. Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации полномочий, установленных Федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства. Территориальный фонд подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Основными задачами Территориального фонда являются:
1)
обеспечение реализации Закона
Российской Федерации "О
2)
обеспечение предусмотренных
3)
обеспечение всеобщности
4)
достижение социальной
5)
обеспечение финансовой
Территориальный фонд аккумулирует финансовые средства на реализацию программ ОМС и осуществляет их финансирование. Полномочия распространяются на соответствующие территории и согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления. Финансовые средства Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Территориального фонда образуются за счет:
1)
части страховых взносов
2)
доходов, получаемых от
3)
финансовых средств,
4)
добровольных взносов
5)
иных поступлений, не
Финансовые средства в Территориальный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, а также органами исполнительной власти в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральным законом - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, осуществляющие функции контроля, сбора и анализа информации, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам. Филиал не обладает правами юридического лица.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) осуществлялась в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции Федеральных законов от 28 апреля 2009 г. № 79-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. № 264-ФЗ) (далее – Закон о бюджете).
Доходы бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119 070 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 545 406,0 тыс. рублей, расходы – в сумме 114 070 242,0 тыс. рублей с расчетным профицитом бюджета 5 000 000,0 тыс. рублей.
Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126 562 369,8 тыс. рублей. Наибольший удельный вес (71,0%) в общей сумме доходов составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда – 88 832 142,9 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 977 569,4 тыс. рублей. Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 15 268,1 тыс. рублей. Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из территориальных фондов ОМС составили 3 253 038,6 тыс. рублей. Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в федеральный бюджет составил 4 413 154,9 тыс. рублей.
Прочие неналоговые доходы Фонда составили 1 199,7 тыс. рублей. Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 37 896 306,0 тыс. рублей. Расходы бюджета Фонда в 2009 году с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 года, составили 130 037 389,3 тыс. рублей (см. приложение, таб. 1).
Расходы Фонда на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 91 643 420,8 тыс. рублей:
• дотации территориальным фондам ОМС в соответствии с Законом о бюджете составили 85 687 064,3 тыс. рублей;
• средства нормированного страхового запаса составили 5 956 356,5 тыс. рублей.
На обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субсидии федерального бюджета в сумме 3 822 570,0 тыс. рублей. На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно заявкам, представленным Фондом социального страхования Российской Федерации, в 2009 году перечислены средства Фонда в размере 17 000 000,0 тыс. рублей.
В 2009 году Фондом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета следующих мероприятий:
• на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 3 788 890,2 тыс. рублей. Неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета является следствием неисполнения рядом субъектов Российской Федерации установленных плановых показателей проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
• на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлены субсидии в сумме 823 626,2 тыс. рублей. Неполное использование в 2009 году бюджетных ассигнований на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, связано с недостаточным количеством детей, подлежащих диспансеризации, в результате активного внедрения программ в субъектах Российской Федерации по усыновлению, опеки и патронату.
На завершение расчетов по финансовому обеспечению государственного задания на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в первом квартале 2009 года направлены субвенции в размере 1 790,1 тыс. рублей за счет остатка средств на 01.01.2009 г., образовавшегося в бюджете Фонда в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2008 году на указанные цели. В целях предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009 г. №1163-р в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета в сумме 12 350 900,0 тыс.рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и информатизацию системы ОМС составили 606 192,0 тыс. рублей, из них: на содержание аппарата Фонда 257 571,9 тыс. рублей, на международные культурные, научные и информационные связи 330,1 тыс. рублей, на переподготовку и повышение квалификации кадров 12 326,8 тыс. рублей, на НИОКР 15 430,0 тыс. рублей, на информационное обеспечение системы ОМС 309 747,7 тыс. рублей, на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации 10 785,5 тыс. рублей (см. приложение, таб. 2).
Проект бюджета Фонда на 2009-2011 годы сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2009 год – 126,5 млрд. рублей; 2010 год — 137,9 млрд. рублей; 2011 год — 157,9 млрд. рублей (Рис. 9).