Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:38, доклад
Новая система финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг была введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ*, вступившем в силу 1 января 2005 года, и определена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (далее Постановление № 864).
Так,
например, в Курганской области в
период с 2003 по 2005 год доля территориального
фонда ОМС составляла 96,9%, а на
долю страховых медицинских
Однако
следует отметить и положительную тенденцию.
По сравнению с 2003 годом количество субъектов,
в которых функции страховщика выполняли
территориальные фонды ОМС и его филиалы,
сократилось в 3,6 раза. Это объясняется
эффективным исполнением территориальными
управлениями ФАС России функций контроля
и надзора за соблюдением антимонопольного
законодательства на рынке ОМС, а также
оперативным реагированием при установлении
фактов нарушения антимонопольного законодательства.
4. В ряде субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Тюменская и Мурманская области, Ханты-Мансийиский автономный округ) складывалась ситуация, при которой страховые медицинские организации прекращали страховую деятельность на рынке ОМС не по собственной инициативе или в результате конкурентной борьбы за страхователей, а в связи с отказами ТФОМС в заключении договоров финансирования со страховыми медицинскими организациями.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 26.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) ТФОМС создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования.
Согласно
пункту 3 Положения о Территориальном
фонде обязательного
В целях осуществления финансирования ОМС в регионе, на основании Закона медицинском страховании граждан и других нормативных правовых актов по ОМС Федеральным фондом ОМС разработаны Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (далее – Типовые правила ОМС). Типовые правила ОМС регулируют отношения в системе обязательного медицинского страхования и устанавливают общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования граждан, утверждаемым органом исполнительной власти.
В
соответствии с пунктом 4.2 Типовых
правил ОМС, утвержденных Приказом Федерального
фонда обязательного
Вместе с тем, 24 ноября 2004 года в пункт 4.2 Типовых правил были внесены изменения, согласно которым территориальный фонд ОМС был не вправе отказать в заключении договора финансирования страховой медицинской организации, заключившей договоры только ОМС неработающих граждан и договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.
На
практике эти изменения Типовых
правил привели к следующему. Страховая
медицинская организация
Свои отказы территориальный фонд мотивировал принципом «свободы договора» и ссылался на Типовые правила, в которых отсутствует прямая норма, обязывающая территориальный фонд профинансировать страховщика, застраховавшего работающих граждан.
Однако
без заключения договора с территориальным
фондом страховая медицинская
Зачастую
территориальные фонды
Таким
образом, лечебно-профилактические
учреждения, ссылаясь
на полученные разъяснения
и отсутствие у
ЗАО «КМСС «Энергогарант»
договора финансирования,
отказывались иметь
с ним договорные
отношения. В свою
очередь МТФОМС отказывал
страховщику в
заключении договора
финансирования, поскольку
у последнего не было
договоров с лечебно-
На основании изложенного Мурманским УФАС России было возбуждено дело в отношении Мурманского ТФОМС, по результатам рассмотрения которого МТФОМС был признан нарушившим статью 5 Закона о защите конкуренции, в части распространения информации, оказавшей негативное влияние на беспрепятственный вход ЗАО «КМСС «Энергогарант» на рынок ОМС Мурманской области, тем самым ограничив конкуренцию на данном рынке.
Решение
и предписание
Мурманского УФАС
России в суде не обжаловались
и были исполнены в срок.
В результате отказа территориального фонда в финансировании страховая медицинская организация не может в полной мере исполнять свои договорные обязательства и вынуждена прекращать страховую деятельность по ОМС на территории соответствующего субъекта, что приводит к ограничению конкуренции на данном рынке региона.
Согласно статье 12 Закона о медицинском страховании ТФОМС создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования и является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, предназначенным для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, то есть является финансовой организацией с точки зрения статьи 3 Закона о защите конкуренции.
С точки зрения антимонопольного законодательства территориальный фонд рассматривается в качестве финансовой организации, поскольку в силу Закона о медицинском страховании он является финансово-кредитным учреждением, предназначенным для аккумулирования финансовых средств на ОМС и финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями. При этом, поскольку в пределах одного субъекта Российской Федерации территориальный фонд ОМС является единственной финансовой организацией, осуществляющей финансирование ОМС в регионе, то его положение признается монопольным, то есть 100% доминирующим.
Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Определенный нормативно-правовыми актами порядок взаимодействия территориального фонда ОМС со страховыми медицинскими организациями позволяет территориальному фонду непосредственно влиять на количество работающих в сфере ОМС страховых медицинских организаций, то есть на состояние конкурентной среды на рынке ОМС.
Таким
образом, действия территориальных
фондов ОМС, связанные с необоснованным
отказом в заключении договора финансирования
страховым медицинским организациям,
затрудняющие доступ на рынок ОМС другим
страховым медицинским организациям и
(или) оказывающие негативное влияние
на общие условия предоставления страховых
услуг на рынке ОМС могут быть квалифицированы
в качестве злоупотребления доминирующим
положением.
Из содержания жалоб следовало, что Правительством Санкт-Петербурга в августе 2004 года был проведен открытый конкурс на право заключения договоров ОМС неработающих граждан, проживающих на территории Санкт-Петербурга (далее – Открытый конкурс по ОМС), по итогам которого было отобрано 6 страховых медицинских организаций, с которыми ТФОМС Санкт-Петербурга в декабре 2004 года заключил договоры финансирования ОМС.
Кроме того, из представленной информации также следовало, что руководство ТФОМС Санкт-Петербурга неоднократно заявляло о необходимости уменьшения количества страховых медицинских организаций, работающих на рынке ОМС Санкт-Петербурга, и доведения их до числа страховщиков, признанных победителями Открытого конкурса по ОМС.
Для достижения указанной цели ТФОМС Санкт-Петербурга начал отказывать страховым медицинским организациям, занимающихся ОМС работающего населения Санкт-Петербурга, сначала в пролонгировании действующих договоров, а затем в заключении новых договоров финансирования ОМС.
Таким образом, действия ТФОМС Санкт-Петербурга привели к резкому сокращению количества страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность по ОМС работающего населения и как следствие к многочисленным отказам лечебных учреждений в предоставлении медицинской помощи гражданам, застрахованным в этих страховых медицинских организациях, с которыми ТФОМС Санкт-Петербурга не заключил договор финансирования
На основании изложенного, Санкт-Петербургское УФАС России было возбуждено дело в отношении ТФОМС Санкт-Петербурга по признакам нарушения статьи 5 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях, затрудняющих доступ на рынок ОМС страховым медицинским организациям и оказывающих негативное влияние на рынок ОМС Санкт-Петербурга.
По
результатам рассмотрения
дела Комиссией Санкт-Петербургского
УФАС России приняла
решение о необходимости
внесения изменений
в правовые документы,
определяющие порядок
и условия ОМС
в Санкт-Петербурге,
в сроки, установленные
Санкт-Петербургским
УФАС России.
Подобные действия территориальных фондов ОМС носят не только антиконкурентный характер, но и нарушают права граждан и страхователей на выбор страховой медицинской организации, предусмотренные статьями 6 и 9 Закона о медицинском страховании.
С
уходом страховой медицинской
В свою очередь сокращение количества лечебных учреждений, предоставляющих медицинские услуги застрахованным гражданам приводит к снижению качества предоставления медицинской помощи, что является нарушением законодательно гарантированных прав граждан.
Поскольку в задачи антимонопольного органа входит не только пресечение, но и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, Федеральная антимонопольная служба обратилась в Федеральный фонд ОМС с требованием внести изменения в Типовые правила.
Федеральной антимонопольной службой 6 октября 2005 года было проведено совместное совещание с представителями Минздравсоцразвития России и Федерального фонда ОМС, на котором обсуждалась ситуация, складывающая в отдельных регионах России в связи с необоснованными отказами территориальных фондов заключать договоры финансирования.
В соответствии с решением, принятым по итогам данного совещания, Федеральная антимонопольная служба обратилась в Правительство Российской Федерации, с просьбой дать поручение Федеральному фонду ОМС внести изменения в Типовые правила, определив единые для всех страховых медицинских организаций условия, при которых территориальный фонд не вправе отказать в заключении договора финансирования страховой организации, при наличии у последней договоров ОМС со страхователями, и установив законодательно, при необходимости, исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении такого договора.