Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:38, доклад

Краткое описание

Новая система финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг была введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ*, вступившем в силу 1 января 2005 года, и определена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (далее Постановление № 864).

Файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 97.11 Кб (Скачать)

     2. Вместе с тем, нередко открытые конкурсы по отбору страховой медицинской организации для осуществления ОМС неработающего населения проводились без согласования с территориальными антимонопольными органами в нарушение требований статьи 14 Закона о защите конкуренции, что также приводило к ограничению конкуренцию и ущемлению интересов участников рынка. В результате проведения таких конкурсов выбирались компании, аффилированные к органам власти.

     Кроме того, если по результатам конкурса орган исполнительной власти отбирал несколько страховщиков, а в конкурсной документации не были предусмотрены лоты для победителей конкурса, в результате происходило разделение рынка ОМС по территории либо по потребителям услуг среди победителей конкурса, что является запретом в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции.

     Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства выявлялись антимонопольными органами и в процессе согласования порядка проведения конкурсов. Зачастую положения конкурсных документаций содержали такие требования и критерии, анализируя которые можно с долей вероятности в 100% назвать компанию-победителя. В этом случае, задача антимонопольных органов в процессе согласования была исключить все условия, которые так или иначе создавали для страховщиков неравные возможности участия в конкурсе.

     Например, в качестве критериев отбора часто выступали такие показатели как число застрахованных по ОМС и количество проведенных экспертиз качества медицинской помощи. Естественно, что в абсолютном выражении данные показатели будут значительно выше у крупных страховщиков с разветвленной филиальной сетью. Таким образом, компании, осуществляющие свою деятельность по ОМС только в одном регионе, были поставлены в заранее невыгодные для них условия.

     Указанные действия органов исполнительной власти, выступающих заказчиками открытых конкурсов и разрабатывающих конкурсные документации, недопустимы и являлись основанием в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции для признания проводимых конкурсов несостоявшимися.  

     * Администрацией Называевского МО Омской области был проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта по ОМС неработающих граждан Называевского МО без предварительного согласования с Омским УФАС России. По результатам конкурса победителем было признано ООО «Муниципальная страховая компания «АСКО-Забота», с которым Администрацией Называевского МО Омской области был заключен муниципальный контракт.

       После проведения конкурса Администрацией Называевского  МО в адрес Омского  УФАС России был представлен  пакет документов по проведенному конкурсу. Анализ представленных документов показал, что проведенный  Администрацией Называевского  МО конкурс содержал признаки нарушения  статьи 14 Закона о  защите конкуренции.

       Омский  УФАС России обратился  в Арбитражный  суд Омской области  с иском к администрации  Называевского МО и ООО «Муниципальная страховая компания «АСКО-Забота» о  признании проведенного открытого конкурса несостоявшимся, а  заключенный с  ООО «Муниципальная страховая компания «АСКО-Забота» договор  ОМС неработающих граждан Называевского  МО недействительным.

       По  результатам рассмотрения дела Арбитражный  суд Омской области  исковое заявление  Омского УФАС России полностью удовлетворил. 

     На  основании данных, представленных территориальными органами ФАС России, количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с заключением  органами исполнительной власти и органов  местного самоуправления договоров  ОМС неработающего населения  без проведения открытого конкурса и несогласования с УФАС России порядка  проведения такого конкурса, значительно  снизилось. Так, в 2003 году количество возбужденных дел, связанных с нарушением статей 12, 13 и 14 Закона о защите конкуренции  составило 111, в 2004 году– 56, а в 2005 году-10.ъ 

     3. Обязательное медицинское страхование  осуществляется в силу закона  и в основном зависит от  «нерыночных» факторов. В значительной  мере сложившаяся на рынке  ОМС ситуация является результатом  большого числа нарушений антимонопольного  законодательства со стороны  органов власти различных уровней  и территориальных фондов ОМС.

     Достаточно  серьезной остается проблема допуска  страховщиков на рынок ОМС. В ряде субъектов Российской Федерации  органами власти принимаются нормативные акты, устраняющие страховые медицинские организации с рынка обязательного медицинского страхования и наделяющие функциями страховщика территориальные фонды ОМС.

     Органы  власти обосновывают свои действия положениями  статьи 6 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (Закон № 165-ФЗ). Указанная статья определяет страховщика, работающего в сфере обязательного социального страхования, как некоммерческую организацию, создаваемую в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Согласно  статьям 14 и 15 Закона Российской Федерации  от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 1499-1) страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, имеющие соответствующую лицензию, и осуществляющие деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе.

    В настоящее время страховые медицинские  организации, работающие на рынке ОМС  Российской Федерации – коммерческие, созданные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

     Ссылаясь  на статью 6 Закона № 165-ФЗ, органы власти отдельных субъектов Российской Федерации наделяют исключительно  ТФОМС полномочиями по осуществлению  обязательного медицинского страхования  в регионе, поскольку территориальные  фонды медицинского страхования  созданы в форме некоммерческих организаций. При этом страховые  организации, имеющие соответствующие  лицензии Минфина России, не допускаются  к обязательному медицинскому страхованию, поскольку ТФОМС не заключают  с ними договоры финансирования, без  которых невозможно осуществлять этот вид социального страхования. Кроме того, реализация действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приводит к тому, что ТФОМС, не имея соответствующей лицензии, заключает со страхователями договоры медицинского страхования и от своего имени выдает застрахованным полисы ОМС, что является нарушением страхового законодательства.

     Таким образом, территориальный фонд ОМС фактически становится субъектом рынка ОМС и осуществляет страховую деятельность. При этом страховые медицинские организации, имеющие необходимые лицензии, не допускаются к обязательному медицинскому страхованию, поскольку территориальный фонд ОМС не заключает с ними договоры финансирования, без которых невозможно осуществлять этот вид страхования. Такая ситуация сложилась в шестнадцати субъектах Российской Федерации (Ивановская, Костромская, Саратовская области, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика и другие).

    Территориальными  антимонопольными органами в данных субъектах установлены факты  принятия органами исполнительной власти нормативно правовых актов, в соответствии с которыми территориальные фонды  ОМС и его филиалы наделялись функциями страховщика.

    Указанные действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  имели своим результатом устранение с рынка ОМС страховых медицинских компаний, что является прямым нарушением статьи 12 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам исполнительной власти и органам местного самоуправления запрещается ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ страховых организаций на рынок страховых услуг или устранять с него страховые организации, препятствовать деятельности страховых организаций на рынке страховых услуг, устанавливать нормы, ограничивающие потребителям страховых услуг выбор страховых организаций, которые их предоставляют.

       В ряде регионов усилиями территориальных  управлений ФАС России, а также  при своевременном подключении  органов прокурорского надзора  удалось устранить нарушения  антимонопольного законодательства и  отменить акты органов исполнительной власти.  

       
  • Территориальное управление антимонопольного органа по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре (далее  – территориальное  управление антимонопольного органа по ХМАО) в  процессе рассмотрения обращения ООО  «Тюментрансгаз»  с жалобой на действия Ханты-Мансийского  окружного фонда  ОМС (далее – ОФОМС) связанные с прекращением финансирования СМК  ОАО «Газпроммедстрах»  установило следующее.

       Правительство Ханты-Мансийского  автономного округа издало Распоряжение от 31.10.2002 № 724-рп «О мерах  по финансовому взаимодействию в системе обязательного  медицинского страхования  Ханты-Мансийского  автономного округа»  в соответствии, с  которым ОФОМС  предписано осуществлять ОМС жителей Ханты-Мансийского  автономного округа и главам муниципальных  образований автономного  округа рекомендовалось  заключать договоры ОМС неработающих граждан с ОФОМС.

       Во  исполнение указанного Распоряжения ОФОМС  прекратил финансирование нескольких страховых  компаний округа, которые  ранее занимались ОМС и в нарушение  антимонопольного законодательства, главами муниципальных  образований без  проведения открытого  конкурса, были заключены  договоры ОМС неработающих граждан с филиалами  ОФОМС.

       Таким образом, реализация указанного распоряжения привела к нарушению  статьи 12 Закона о  защите конкуренции  в части ограничения  конкуренции на рынке  услуг обязательного  медицинского страхования  и ущемления интересов  страховых медицинских  организаций.

       На  основании изложенного, территориальным  управлением антимонопольного органа по ХМАО было возбуждено дело, по результатам рассмотрения которого Правительству  ХМАО выдано предписание  о принятии мер  по устранению нарушения  статьи 12 Закона о  защите конкуренции  и представить  в территориальное  управление антимонопольного органа по ХМАО копию  нормативного правового  акта, отменяющего  данное Распоряжение.

       Высший  арбитражный суд  подтвердил законность и обоснованность решения и предписания  территориального управления антимонопольного органа по ХМАО, а равно  – законность и  обоснованность обжалованных актов. 

       
  • Саратовским УФАС России возбуждено два дела в отношении  Правительства области  по признакам нарушения  статьи 12 Закона о  защите конкуренции, выразившихся в наделении  Постановлениями  администрации Саратовской  области исполнительной дирекции ТФОМС и  его филиалов функциями  по осуществлению  ОМС.

       В период действия указанных  постановлений на рынке ОМС Саратовской  области деятельность по ОМС также осуществляли и страховые медицинские  организации, количество которых колебалось от 4 до 6. При этом страховые медицинские  организации получали страховые платежи  по ОМС, от территориального фонда ОМС только на ведение дела (аренда помещения, выписка  страховых полюсов, выплата заработной платы сотрудникам  и т.п.), а медицинские  учреждения получали оплату за услуги, оказанные  гражданам по программе  ОМС, непосредственно  от территориального фонда ОМС Саратовской  области.

       По  результатам рассмотрения дел Правительству  Саратовской области  были выданы предписания  о прекращении  нарушения статьи 12 Закона о защите конкуренции. Нарушения были устранены  путем внесения изменений  в указанные постановления, исключающие из функций  Исполнительной дирекции ТФОМС и его  филиалов функцию  по осуществлению  ОМС. 

       В 2005 году в шести субъектах Российской Федерации, а именно в Республиках  Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Тыва, в Чукотском автономном округе и  Костромской и Смоленской областях страховые медицинские организации  все еще не были допущены на рынок  ОМС.

     Необходимо  обратить внимание на то, что в 14 регионах (Курганская, Мурманская, Ульяновская  области, Республика Мордовия и других субъектах Российской Федерации) наряду со страховыми медицинскими организациями, ОМС также осуществляют территориальные фонды ОМС и его филиалы.

Информация о работе Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован