Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:38, доклад

Краткое описание

Новая система финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг была введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ*, вступившем в силу 1 января 2005 года, и определена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (далее Постановление № 864).

Файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 97.11 Кб (Скачать)

      Ряд компаний, занимающих доминирующее положение  на протяжении трех лет в ДФО (см. Приложение 1):

      Амурская  область – ГСМК «Дальмедстрах»;

      Камчатская  область – ОАО СМК «Биополис» и ЗАО СМК «Авача-Мед»;

      Магаданская область – ООО «МСК «Панацея»  и ОАО «МСК «AVE»;

      Приморский  край – ООО СМК «Восточно-страховой  альянс»;

      Республика  Саха (Якутия) – ОАО «ГСМК «Сахамедстрах» и ОАО «Аргысмедстрах»;

      Сахалинская область – ЗАО «СК «Здоровье». 

     Исходя  из анализа концентрации на рынке  ОМС следует, что несмотря осуществление финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2005 году осуществлялось без участия в данной системе страховых медицинских организаций и рынок финансирования обеспечения льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан не был сформирован, страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право осуществления страхования обеспечения лекарственными средствами, активно входили на региональные рынки ОМС, расширяя географию предоставления страховых услуг и занимая лидирующие позиции на соответствующих территориях, о чем свидетельствуют данные представленные по 12 страховым организациям в Таблицах 3, 3а, и Приложении 1. 

      Присутствие на региональных рынках ОМС страховых медицинских организаций, имеющих лицензию на право осуществления страхования обеспечения лекарственными средствами

      Таблица 3

№ п/п Наименование  страховой организации РЕГИОНЫ
2004 год 2005 год
1 Группа «РОСНО»11 15 26
2 ЗАО «МАКС-М» 13 20
3 ЗАО «Газпроммедстрах» 17 18
4 Группа «КапиталЪ  Медицинское Страхование»12 10 18
5 ЗАО СМО «Солидарность  для жизни» 7 10
6 ООО «СМК «Русский Мир» 2 8
7 ООО СК «Согласие-М» 0 8
8 Группа компаний «Ингосстрах»13 1 6
9 ООО «Росгосстрах-Медицина» 1 6
10 ЗАО СГ «УралСиб»  2 3
11 ООО «СК «Ак  Барс-Мед»14 0 1
12 ООО «Альфастрахование-МС» 0 1
 

      Изменение совокупной доли страховых премий  по ОМС страховых медицинских организаций, имеющих лицензию на право осуществления страхования обеспечения лекарственными средствами

      Таблица 3а

№ п/п Наименование  страховой организации Доля  на рынке в (%)
2004 год 2005 год
1 ЗАО «МАКС-М» 15,1 13,3
2 Группа «РОСНО» 8,5 10,4
3 ЗАО «Газпроммедстрах» 1,7 6,1
4 ЗАО СМО «Солидарность  для жизни» 4,2 5,0
5 Группа «КапиталЪ  Медицинское Страхование» 1,1 4,5
6 ООО «СК «Ак  Барс-Мед» 0 3,6
7 Группа компаний «Ингосстрах» 2,9 3,6
8 ЗАО СГ «УралСиб» 2,4 1,8
9 ООО «СМК «Русский Мир» 0,6 1,1
10 ООО «Росгосстрах-Медицина» 0,01 1,315
11 ООО СК «Согласие-М» 0 0,3
12 ООО «Альфастрахование-МС» 0 0,0003
 

      Нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОМС  

      Проблемность  и высокая концентрация рынка  ОМС в основном связана с нарушениями  органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и территориальными фондами обязательного медицинского страхования антимонопольного законодательства.

      Проведенная ФАС России и его территориальными органами проверка показала, что во многих субъектах Российской Федерации  организация и осуществление  ОМС проводится с нарушениями антимонопольного законодательства. Осуществляя контроль за рыночным поведением субъектов рынка ОМС, антимонопольные органы предупреждают возможные нарушения антимонопольного законодательства на этом рынке, посредствам направления писем с рекомендациями по устранению признаков нарушения, а в случае установления фактов нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке ОМС, возбуждают дела.

      Нарушения, установленные антимонопольными органами на рынке ОМС, связаны в основном с нарушением требований статей 5, 12, 13, 14 Закона о защите конкуренции, которые можно выделить в следующие три группы:

      1. Несоблюдение конкурсных подходов и порядка проведения конкурсов при привлечении страховых медицинских организаций для осуществления ОМС неработающих граждан за счет средств бюджета;

      2. Несогласование с антимонопольными  органами порядков проведения  открытых конкурсов по отбору страховых медицинских организаций для осуществления ОМС неработающих граждан за счет средств бюджета;

      3. Устранение страховых медицинских организаций с рынка ОМС и передача функций страховщика территориальным фондам ОМС;

      4. Отказ территориального фонда ОМС в заключении договоров финансирования со страховыми медицинскими организациями.

      Рассмотрим  каждую группу нарушений подробно.

     1. Достаточно часто нарушения антимонопольного законодательства допускаются органами власти в связи с заключением договоров ОМС неработающих граждан без проведения открытого конкурса.

     В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего населения определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Страхователь согласно статье 9 Закона обязан заключить договор страхования со страховой медицинской организацией и вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.

     Одним из источников финансирования системы  здравоохранения в Российской Федерации (статья 10 Закона) являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления заключают  договор страхования на обязательное медицинское страхование неработающего  населения с конкретной страховой  медицинской организацией и перечисляют  страховые взносы в территориальный  фонд ОМС за счет финансовых средств, предусмотренных в соответствующих  бюджетах на ОМС неработающего населения. Страховая медицинская организация, заключившая с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации  или местного самоуправления договор  страхования, получает от территориального фонда ОМС страховые взносы за обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме, предусмотренном на эти цели в соответствующем бюджете.

     Согласно статьям 13 и 14 Закона о защите конкуренции отбор финансовых, в том числе страховых организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления отдельных операций за счет средств бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса в порядке, согласованном с антимонопольным органом.

     Статья 12 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления совершать действия, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным страховым организациям и (или) ущемляющие интересы других страховых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

       Таким образом, заключение договора обязательного медицинского страхования неработающего населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления без проведения открытого конкурса среди медицинских страховых организаций является нарушением статей 12 и 13 Закона о защите конкуренции, поскольку создаются необоснованно благоприятные условия для страховщиков, заключивших договор ОМС неработающих граждан на бесконкурсной основе, и ущемляются интересы других страховых медицинских организаций, которые также имеют право на доступ к бюджетным средствам и могут реализовать это право, участвуя в конкурсе.

       Практика  осуществления антимонопольного контроля свидетельствует о том, что до 2004 года практически в каждом 2-ом субъекте Российской Федерации органы исполнительной власти и органы местного самоуправления выбирали страховые  медицинские организации для  осуществления ОМС неработающих граждан на бесконкурсной основе.  

       
  • Дагестанским  УФАС России возбуждено дело в отношении Правительства Республики Дагестан, по признакам нарушения статей 12, 13, 14 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении договора ОМС неработающих граждан с ЗАО «МАКС-М» и ЗАО «Солидарность для жизни» на бесконкурсной основе. По результатам рассмотрения дела Правительству Республики Дагестан выдано предписание об исключении практики заключения договоров ОМС неработающих граждан без проведения открытого конкурса, для чего в срок до 30.09.2005 разработать и согласовать с Дагестанским УФАС России конкурсную документацию и провести в срок до 30.12.2005 открытый конкурс по отбору страховой медицинской организации для осуществления ОМС неработающего населения Республики Дагестан.

       Предписание исполнено в срок. 

       
  • В Оренбургское УФАС России поступило обращение  областной прокуратуры  с просьбой дать заключение о соответствии антимонопольному законодательству действий администрации Оренбургской области при заключении договора ОМС неработающих граждан области. При проведении Оренбургским УФАС России анализа  договора и иной информации было установлено, что  администрацией Оренбургской области заключен договор ОМС неработающих граждан области  с ТФОМС без  проведения открытого  конкурса.

       Оренбургским  УФАС России было возбуждено дело в отношении  администрации Оренбургской области по результатам  рассмотрения которого, администрация области  признана нарушившей статьи 12 и 13 Закона о защите конкуренции. Администрации выдано предписание о  расторжении с  ТФОМС договора ОМС  неработающего населения  и проведении открытого  конкурса для отбора страховой медицинской  организации для  заключения договора ОМС неработающих граждан области. 

       Благодаря активной правоприменительной деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, количество прецедентов заключения договоров ОМС неработающего населения на бесконкурсной основе в 2005 году сократилось в два раза. Для сравнения: в 2003 году без проведения конкурса заключены договоры ОМС неработающих граждан в 53 субъектах Российской Федерации, в 2004 году – в 37 субъектах, в 2005 году – в 25 субъектах.  

Информация о работе Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован