Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:38, доклад

Краткое описание

Новая система финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг была введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ*, вступившем в силу 1 января 2005 года, и определена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (далее Постановление № 864).

Файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 97.11 Кб (Скачать)

      Региональные  страховые медицинские организации - ЗАО «Новосибирск-Медицина» и ООО НМСК «Интекс-Мед» до совершения сделок занимали доминирующее положение на рынке ОМС Новосибирской области, их доля на данном рынке страховых услуг составляла 32,1% и 37,8% соответственно.

      После совершения указанных сделок страховые  компании: ООО СК «Ингосстрах-М», ООО  НМСК «Интекс-Мед» и ЗАО «Новосибирск-Медицина»  можно квалифицировать в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» как группу лиц. При этом совокупная доля этих компаний в предоставлении услуг в Новосибирской области по ОМС составила бы 69,9%, что свидетельствовало об усилении доминирования указанной группы страховых компаний на региональном рынке ОМС.

      Анализ  состояния конкурентной среды на региональном рынке страховых услуг  по обязательному медицинскому страхованию, с учетом показателя рыночной концентрации - индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) показал, что в результате совершения сделок уровень концентрации регионального рынка страховых услуг по ОМС усилится, о чем свидетельствовало увеличение значения индекса HHI с 3365 до 5792.

      Таким образом, совершение рассматриваемых  сделок могло привести к усилению доминирующего положения группы страховых компаний - ЗАО «Новосибирск-Медицина», ООО НМСК «Интекс-Мед», ООО «Ингосстрах-М» и к ограничению конкуренции  на рынке ОМС Новосибирской области.

      В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции ходатайство ООО «Ингосстрах-М» о приобретении 51,69% долей в уставном капитале ООО НМСК «Интекс-Мед» и ходатайство группы лиц ООО СК «Ингосстрах-М» и ООО СК «ЭкоОМС» о приобретении 75% (23,88% и 51,12% соответственно) акций ЗАО «Новосибирск-Медицина» Федеральной антимонопольной службой было отклонено.

      В 2006 году ФАС России по тем же основаниям было отклонено ходатайство ОАО  «РОСНО-МС» о приобретении 100% долей  в уставном капитале региональной компании ООО МСК «Воронеж-Здоровье». 

     Во-вторых, в ряде субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Российской Федерации в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления ОМС неработающего населения одним из условий допуска к участию в конкурсе включали наличие, помимо лицензии на ОМС, лицензии на осуществление страхования лекарственного обеспечения. Подобные действия органов исполнительной власти неправомерно ограничивали участие страховых медицинских организаций в конкурсах на право осуществления ОМС неработающего населения, поскольку законодательные и нормативные правовые документы устанавливают необходимость наличие у страховой медицинской организации при осуществлении ОМС только лицензии на осуществление ОМС. Такие действия органов исполнительной власти нарушали статьи 12 Закона о защите конкуренции, запрещающей им препятствовать деятельности страховщиков и ограничивать доступ страховых организаций на рынок страховых услуг.

     Существовавшая  до вступления в силу Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» система согласования с антимонопольными органами Порядка проведения открытых конкурсов по отбору страховщиков, привлекаемых для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета, позволяла на этапе рассмотрения конкурных документов выявлять и устранять указанные нарушения.

    В-третьих, в связи с изменением 24 ноября 2004 года пункта 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных приказом ФФОМС от 03.10.2004 г., ТФОМС не имеет права отказать в заключении договора финансирования страховой медицинской организации при наличии у последней заключенных договоров ОМС неработающего населения и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи. На практике территориальные фонды ОМС при наличии у страховой медицинской организации только договоров ОМС работающего населения и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи отказывали в заключении договоров финансирования, мотивируя свои действия принципом «свободы договора» либо экономической нецелесообразностью.

     Таким образом, к началу 2005 года существовала опасность раздела рынка ОМС  среди страховых медицинских  организаций, имеющих договоры ОМС неработающего населения, с последующим распределением между ними страхового поля ОМС работающего населения, с которого были устранены страховые медицинские организации, прежде обслуживающие данный сегмент рынка.

     Учитывая  изложенное, ФАС России было принято решение  провести анализ конкурентной среды на рынке  ОМС в динамике за 2003-2005 годы. 

Анализ  конкурентной среды  на рынке обязательного  медицинского страхования. 

       Особенность рынка ОМС состоит в том, что для осуществления ОМС на территории определенного региона, страховой медицинской организации необходимо получить лицензию органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании (Рострахнадзора) на право осуществления обязательного медицинского страхования на территории данного региона. Таким образом, анализ конкурентной среды на рынке ОМС проводился в региональном разрезе.

       Федеральная антимонопольная служба совместно с территориальными органами ФАС России провели анализ конкурентной среды на рынке ОМС в 82 субъектах Российской Федерации на предмет соответствия действий страховых медицинских организаций, территориальных фондов ОМС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных юридических лиц требованиям Закона о защите конкуренции.

     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственной социальной защиты всех граждан в области охраны здоровья, целью которого является гарантированность получения всеми гражданами Российской Федерации медицинской помощи. Таким образом, все граждане Российской Федерации, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода, имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС.

     Данный  рынок представляет собой значительный по объему сегмент и внимание антимонопольных органов к вопросам ОМС обусловлено не только размером данного рынка, но и его спецификой. От степени развития рынка обязательного медицинского страхования и конкуренции на нем зависит и качество предоставления медицинских услуг гражданам.

     Состояние конкурентной среды на рынке ОМС по данным за 2003–2005 годы характеризуется следующими основными показателями.

     По  данным Федеральной службы страхового надзора, совокупные страховые взносы 153 страховщиков, осуществляющих обязательное медицинское страхование в 2005 г., составили 140,7 млрд. рублей, что на 52,3% больше по сравнению с 2003 годом.

     Доля  сборов по ОМС в общем объеме страховых  премий также увеличилась и составила 28,7%, (для сравнения в 2003 году - 17,1% и в 2004 году – 20,6%). При этом количество страховых медицинских организаций, работающих на данном рынке, сократилось. Так в 2003 году на рынке ОМС работало 217 страховых медицинских организаций, в 2004 году – 184 и в 2005 году их количество сократилось до 153 страховых организаций.

      Причиной  такого сокращение количества страховых медицинских организаций послужило следующее.

    В соответствии с пунктом 5 Положения  о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (далее – постановление Правительства № 1018) для осуществления обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация должна обладать уставным капиталом, равным не менее чем 1200-кратному размеру установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.

    Таким образом, для осуществления деятельности по ОМС страховой медицинской  организации необходимо было иметь  лицензию ОМС на соответствующую  территорию и, согласно постановление  Правительства № 1018, сформированный уставный капитал не менее 120 000 рублей.

     Необходимо  отметить, что на начало 2004 года размер уставного капитала большинства  страховых медицинских организаций, зарегистрированных в регионах Российской Федерации, составлял от 2,2 млн. рублей до 7 млн. рублей.

      Вместе  с тем, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» требования, установленные к размеру уставного капитала страховщиков, распространились и на страховые медицинские организации.

      В соответствии со статьей 2 данного закона установлено, что страховые организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие медицинское страхование, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с требованиями, установленными статьей 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании) в следующем порядке:

    до 1 июля 2004 года - до 10 млн. рублей;

    до 1 июля 2006 года - до 20 млн. рублей;

    до 1 июля 2007 года - до 30 млн. рублей.

      В данной статье также указано, что  у страховых организаций, не выполнивших указанных требований, орган страхового надзора с 1 июля соответствующего года отзывает лицензии без соответствующего предписания. До 1 июля года, следующего после соответствующего года, указанные страховые организации обязаны выполнить требования, предусмотренные пунктами 4 - 9 статьи 32.8 Закона о страховании. В случае невыполнения данных требований орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации страховых организаций.

      Таким образом, одним из субъективных факторов снижения в 2004 году количества страховых медицинских организаций на рассматриваемом рынке страховых услуг послужило изменение требований к размеру их уставного капитала и его приведение в соответствие с требованиями Закона о страховании в столь короткие сроки (за период с 10.12.2003 по 01.07.2004), и как следствие, отзыв у ряда страховых медицинских компаний  лицензии на право осуществления ОМС.

     По состоянию на 01.07.2004 из 284 страховых медицинских организаций, имеющих лицензию, 209 осуществляло ОМС, и только 92 страховых медицинских организаций имели уставный капитал равный 10 миллионов рублей и более.

     Уход с рынка услуг ОМС более трети страховых медицинских организаций повлек за собой ряд последствий, а именно:

     во-первых, произошло существенное снижение уровня конкуренции, отдельных региональных рынков ОМС. Так, например, в 2003 и 2004 годах в Вологодской области деятельность по ОМС осуществляли страховые медицинские организации ОАО МСК «Шексна-М», ОАО «Элпис» и ЗАО «Медстрахсервис-Вологда». Отзыв лицензии на проведение ОМС у ЗАО «Медстрахсервис-Вологда» привел к тому, что на рынке ОМС данного региона остались две страховые медицинские организации ОАО МСК «Шексна-М» и ОАО «Элпис»;

     во-вторых, позволило крупным страховым  медицинским организациям, в большинстве  случаев зарегистрированным в г. Москве, занять место региональных страховых медицинских организаций либо усилить свое доминирующее положение. В качестве примера рассмотрим ситуацию, сложившуюся в Волгоградской области. В результате отзыва лицензий у ОАО «СФ «Сервита-Мед» и ООО СМФ «Лиса-Комплекс-М», зарегистрированных в г. Волгоград, на рынок ОМС данного региона вошли и усилили свои позиции «московские» страховые медицинские компании ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» и ЗАО «Газпроммедстрах».

      Таким образом, если в 2003 году половина всех сборов по ОМС на федеральном рынке приходилась на 18 страховых групп4, а в 2004 году – на 16 страховых групп, то в 2005 году их количество сократилось до 8 страховых групп. Сведения о компаниях - лидерах по объемам поступлений и долям на рынке за 2003 – 2005 годы представлены в Таблице 1.

      Таблица 1

№ п/п Наименование  страховой организации 2003 год 2004 год 2005 год
Премия (тыс. руб.) Доля на рынке (%) Премия (тыс. руб.) Доля на рынке (%) Премия (тыс. руб.) Доля на рынке (%)
1 ЗАО «МАКС-М» 8090273 11,0 14652316 15,1 18708822 13,3
2 Группа «РОСНО»5 7479215 10,2 8252513 8,4 14607397 10,4
3 ЗАО «СКПО-Мед» 1991011 2,7 - - - -
4 ЗАО «СГ «Спасские  Ворота-М» 1966450 2,7 3326676 3,4 - -
5 ЗАО СМО «Солидарность  для жизни» 1940521 2,6 4100729 4,2 7090439 5,0
6 ОАО СМО «ОБК «Кузбасс» 1571311 2,1 2238329 2,3 - -
7 «Городская  страховая медицинская» 1548569 2,1 1644173 1,7 - -
8 ООО «МСК «Медстрах» 1533847 2,1 1391311 1,4 - -
9 ЗАО «МСО «Надежда» 1356967 1,8 1768167 1,8 - -
10 Группа «РЕСО-Мед»6 2626177 3,6 1763205 3,2 - -
11 «Сахамедстрах» 1144712 1,6 1273512 1,3 - -
12 ОАО «МСК «ЭМЭСК» 1132214 1,5 1477952 1,5 - -
13 «Аргысмедстрах» 1114004 1,5 - - - -
14 ЗАО СО «Корпорация медицинского страхования» 1061431 1,4 - - - -
15 ГУП «МСК «Дальмедстрах» 985343 1,3 1407397 1,4 - -
16 ООО МСК «АСКО-ВАЗ» 829049 1,1 - - - -
17 ООО «МСК «ИКАР» 812655 1,1 - - - -
18 ОАО «МСК «УралСиб» - - 2300984 2,4    
19 ЗАО «Газпроммедстрах» - - 1605476 1,7 8628077 6,1
20 ОАО МСК «Шексна-М» - - 1359250 1,4 - -
21 Группа «КапиталЪ  Медицинское страхование»7 - - - - 6364938 4,5
22 ОАО СМК «Югория-Мед» - - - - 5434846 3,9
23 ООО СК «Ак Барс-Мед» - - - - 5059373 3,6
24 Группа «Ингосстрах»8 - - - - 5006918 3,6
  Итого:   50,4   51,2   50,4

Информация о работе Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирован