Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме, данные из статистических ежегодников, Интернет.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
История развития туризма ......................................................................... 5
Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 88.30 Кб (Скачать)
lign="justify">   3) уровень туристских посещений  в сезон пониженного спроса  не соответствует имеющимся областным  ресурсам из-за неразвитой базы  мотиваций привлечения туристов;

   4) рынок оздоровительного, активного  и других специализированных  видов туризма, пользующихся спросом,  развивается низкими темпами;

   5) темпы роста спроса на рынке  делового, конгрессного туризма  опережают предложение, сформированное  на областном рынке, так как  мощности, имеющиеся для развития  этих видов туризма, крайне  ограничены и не отвечают современным  требованиям по состоянию материально-технической  базы и уровню обеспечения  информационными технологиями;

   6) темпы реконструкции номерного  фонда гостиниц крайне низки  по сравнению с соседними регионами,  а строительство новых средств  размещения туристов по-прежнему  не производится, чем обусловлен  дефицит как высококомфортабельных  средств размещения туристов, так  и средств размещения туристов  туркласса;

   7) проектная стилистика областных  средств размещения туристов  не основана на особенностях  содержания экскурсионного турпродукта  области;

   8) качество благоустройства туристских  маршрутов области, уровень оказываемых  сервисных услуг не отвечают  современным требованиям, что  снижает эффективность использования  других областных туристских  ресурсов;

   9) сформированная система рекламно-информационного  обеспечения развития туризма  не носит массированный характер, направлена в основном на внутреннего  потребителя услуг выездного  туризма;

   10) несформированность системы продвижения  тур продукта области на специализированных  зарубежных туристских выставках  привела к значительному снижению  имиджа городов Ульяновска, Димитровграда,  других туристических центров  области как центров Средневолжского  туризма у российских и иностранных  туристов и тем самым к укреплению  конкурентных преимуществ турпродукта  соседних регионов;

   11) отсутствует упорядоченная деятельность  в сфере международного молодежного  туризма;

   12) практически не используется  потенциал научных и образовательных  центров области;

   13) отсутствие областного, муниципальных  туристско-информационных центров  не позволяет обеспечить предоставление  информации об оказываемых туристских  услугах для неорганизованных  туристов, что снижает объемы  потребления туристских услуг.

   Показатели  развития областного туризма ниже среднероссийских, несмотря на достаточно высокий областной  туристский потенциал. Кроме того, конкурентоспособность  межрегионального турпродукта может  быть снижена появлением новых туристских рынков в регионах, активно формирующих  новые виды конкурентоспособного турпродукта. Это обусловливает необходимость  интенсификации создания областного турпродукта  с основным содержанием "В Ульяновской  области - вся история и культура России".

   В отсутствии массированной рекламной  кампании областной туристский бренд "Родина Ленина" стал забываться, а новый бренд еще не сформировался. Для решения этой проблемы необходимо сформировать конкурентоспособный  специализированный областной турпродукт, включив в его ресурсы, кроме 2 исторических городов Ульяновска (Симбирска) и Димитровграда (Мелекесса), турресурсы других городов и районов области и осуществить его продвижение на внутреннем и внешнем рынках. При этом необходимо исходить из понимания того, что турпродукт большинства городов и районов области может быть конкурентоспособным на туристском рынке только при условии его специализации и создания новых туристских мотиваций в качестве составной части единого областного турпродукта.

   Решение этой проблемы возможно только программным  путем, что обусловлено необходимостью оказания бюджетной финансовой поддержки, а также осуществления координации  деятельности областных, муниципальных  органов управления, субъектов турбизнеса по созданию нового конкурентоспособного специализированного областного турпродукта.

   Анализ  развития туристской отрасли в Ульяновской  области во времена Советского Союза  показывает, что оказание государственной  поддержки способствует активизации  деятельности органов местного самоуправления и туристских организаций, направленной на исполнение программных мероприятий. Так, Ульяновская область ежегодно обслуживала около 1 млн. туристов, что  практически в 3,5 раза превышает  показатель последних лет. В результате анализа опыта специалистов, работавших в сфере туризма во времена  СССР, и консультаций со специалистами  современной туристической сферы, краеведами в настоящее время  формируется новый турпродукт области.

   Система программных мероприятий включает в себя следующие основные разделы:

   1.Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение управления развитием туризма, повышение квалификации кадров.

   2. Развитие туристской инфраструктуры  и межотраслевой координации. 

   3. Формирование областного турпродукта.

   4. Продвижение областного турпродукта. 

   Первое  направление программных мероприятий  предусматривает создание нормативной, правовой и организационно-методической базы управления туризмом, разработку и утверждение территориальных нормативных документов, основными из которых являются программы и подпрограммы муниципальных образований Ульяновской области по развитию туризма, а также мероприятия, направленные на оказание организационной и методической помощи по реализации программных мероприятий. В раздел включены мероприятия по защите прав потребителей, совершенствованию лицензирования туруслуг, включая транспортные услуги, и классификации гостиниц; предусмотрены меры, направленные на стимулирование развития предприятий туристской отрасли и повышение качества предоставляемых ими услуг. Отдельная группа мероприятий раздела, с учетом того, что формирование конкурентоспособного областного турпродукта невозможно без изучения тенденций развития туристского рынка, предусматривает проведение маркетинговых исследований и изучение опыта других регионов через участие в работе межрегиональных форумов, конференций, семинаров. Мероприятия по повышению квалификации кадрового состава туристской отрасли основаны на проведении учебно-методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам развития туризма в области, организации курсовой подготовки, оказанию содействия в развитии туристских учебных заведений.

   Второй  раздел программных мероприятий  предусматривает дальнейшее расширение туристской инфраструктуры через привлечение  инвестиций и оказание поддержки  предпринимателям на региональном и  муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений раздела  являются мероприятия по развитию инфраструктуры туризма путем благоустройства  муниципальных образований области, входящих в турпродукт Ульяновской  области.

   Третий  раздел Программы включает мероприятия, направленные на формирование и специализацию  турпродукта Ульяновской области  через совершенствование используемых и создание новых туристских объектов экскурсионного показа, разработку и внедрение новых нетрадиционных событийных мероприятий, проводимых, в том числе в низкий сезон, создание других мотиваций посещения муниципальных образований, включенных в турпродукт Ульяновской области, что способно значительно увеличить объем оказанных туристских услуг. Программой предусматривается финансовая поддержка новых форм и методов привлечения туристов через проведение грантовых конкурсов.

   Одним из ключевых направлений Программы  является система мероприятий по продвижению турпродукта Ульяновской  области на внутреннем и внешнем  рынках, что подразумевает реализацию единой рекламной политики при создании качественных информационных материалов на всех видах носителей, участие  в выставках и использование  других форм продвижения областного турпродукта, в том числе рекламных  туров для журналистов и туроператоров. Особое место в системе рекламных  мероприятий занимает использование  новых информационных технологий, включая  Интернет, развитие областного туристского  сайта. Все вышеперечисленные звенья рекламной деятельности включены в  программные мероприятия с финансовым обеспечением.

   Таким образом, предлагаемая Программа включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий  осуществить формирование регионального  специализированного конкурентоспособного турпродукта Ульяновской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Итак, был проведен корреляционный анализ численности оздоровившихся в санаториях и учреждениях отдыха Ульяновской области. На основе располагаемых статистических данных была обозначена линия тренда ситуации на рынке услуг по туризму Ульяновской области и дан прогноз развития рынка услуг по туризму на 2010 г. Результаты анализа плачевны – число санаториев и учреждений отдыха по прогнозу уменьшается.

    По  многим показателям анализа видно, что туристическая инфраструктура Ульяновской области приходит в упадок.

   В ходе изучения программы по развитию туризма Ульяновской области  были выделены ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • создание конкурентоспособной на российском рынке туристической индустрии области;
  • создание и закрепление устойчивого благоприятного туристического имиджа Ульяновской области;
  • обновление основных фондов туристической области;
  • увеличение поступлений в областной и муниципальные бюджеты от отрасли туризма;
  • увеличение туристского потока;
  • увеличение числа рабочих мест в сфере туризма;
  • увеличение объема финансовых средств, привлекаемых на реконструкцию и содержание культурных и исторических памятников, других особо охраняемых территорий;
  • создание единой внутриобластной системы по оказанию информационных услуг туристам;
  • повышение качества статистического отчета предприятий и организаций, действующих в сфере туризма.

Список  использованной литературы

  1. Баталова Л.В. Из истории развития туризма// Социально - политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999, - 148 с.
  2. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 1998, - 312 с.
  3. Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 1999, - 656 с.
  4. Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: Учебн. пособие.- М.: Финансы и статистика, 1999, - 336 с.
  5. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. М., Финансы и статистика, 1998, - 312 с.
  6. Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» / под ред. М.Г. Назарова. – 7-е изд., перераб. – М.: «Омега-Л», 2009. – 1013 с.
  7. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной.- М.: Финансы и статистика, 1996, - 296 с.
  8. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.
  9. Областная целевая программа развития туризма в Ульяновской области на 2005-2010 годы.
  10. Статистический ежегодник Ульяновская область, 2009 Стат.с. – Ул., 2009 – 460 с.
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм 

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму