Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме, данные из статистических ежегодников, Интернет.
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
История развития туризма ......................................................................... 5
Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36
Δ = yn – y1 / n – 1 (2.8)
Δ = 47 – 57 / 4 = - 2,5
=
* 100 %
= * 100 % = 95,3 %
= − 100 % (2.10)
= 95,3 % - 100 % = − 4,7 %
Техника выравнивания по прямой
Таблица 2.3 Расчеты для выявления линии тренда
Год | Количество санаториев и учреждений отдыха, шт. | Условное обозначение времени, t | t2 | yt | Выровненные уровни |
2004 | 57 | - 2 | 4 | -114 | 56,2 |
2005 | 54 | - 1 | 1 | -54 | 53,9 |
2006 | 49 | 0 | 0 | 0 | 51,6 |
2007 | 51 | 1 | 1 | 51 | 49,3 |
2008 | 47 | 2 | 4 | 94 | 47 |
Итого: | 258 | 10 | -23 |
а0 = ∑y / n (2.11)
a0 = 258/5 = 51,6
a1 = ∑yt / ∑t2 (2.12)
a1 = -23 / 10 = - 2,3
t
= a0 + a1 * t
t = 51,6 + (-2,3) * t
t 2004 = 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2
t 2005 = 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9
t 2006 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6
t 2007 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3
t 2008 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47
Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2002 и 2010 года:
t 2002 = 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8
t
2010 = 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4
Построим
график на основании полученных данных:
Рисунок
2.1 – Динамика изменений числа санаториев
и учреждений отдыха
Корреляционный анализ
Таблица 2.4 - Корреляционный анализ
Численность оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха, чел. | Число санаториев и учреждений отдыха, шт. | y- | x- | Rx | Ry | d = Rx - Ry | d2 |
63015 | 50 | − | − | 3 | 1 | 2 | 4 |
68058 | 57 | − | + | 6 | 2 | 4 | 16 |
71706 | 54 | − | + | 5 | 3 | 2 | 4 |
74469 | 49 | + | − | 2 | 4 | -2 | 4 |
83893 | 51 | + | − | 4 | 6 | -2 | 4 |
79625 | 47 | + | − | 1 | 5 | -4 | 16 |
Данные о численности оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.2
= ∑x / n
= 308/6 = 51.3
= ∑y / n
= 440766/6 = 73461
Ф = ,
где ∑С – число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин;
∑Н – число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин
Ф = = - 4 / 6 = - 0,7
ρ = 1 – 6∑d2 / n(n2 - 1), (2.17)
где d – разность рангов признаков x и y;
n – число пар взаимосвязанных признаков.
ρ = 1 – 6*48 / 6 (36 - 1) = - 0,37
τ = 2S /
n(n-1),
S = P + Q,
Для каждого ранга y определяют число следующих за ним значений ранга превышающих его величину. Сумму чисел таких превышений обозначают Р и считают со знаком +.
Для каждого ранга у определяют число следующих за ним рангов, имеющих значение меньшее его величины. Сумма чисел обозначается Q и считается со знаком −.
P = 5 + 4 + 3 + 2 + 0 = 14
Q = − 0 − 0 − 0 − 0 – 1 = −1
S = 14 – 1 = 13
τ = 2*13 / 6(6-1) = 26/30 = 0.87 – сильная связь.
Глава
3. Рекомендации по развитию
туризма в Ульяновской
области
Туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта и 9,4% мировых капиталовложений. К началу третьего тысячелетия на долю туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Ежедневно около 3,2 млрд. долларов США инвестируется в туристскую индустрию мира. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды, профилактики преступности.
Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации оценивает емкость российского рынка услуг в сфере туризма в 8 млрд. долларов США.
По
оценкам Всемирной туристской организации,
потенциальные возможности
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока.
Аналогичные тенденции преобладают на областном туристском рынке Ульяновской области.
В
целях развития туризма в Ульяновской
области управлением внешнеэкономической
деятельности департамента инвестиционной
политики и внешнеэкономической деятельности
администрации Ульяновской области была
разработана Областная целевая программа
развития туризма в Ульяновской области
на 2005-2010 годы. Цель программы
- формирование областного специализированного
конкурентоспособного турпродукта через
совершенствование используемых и формирование
новых объектов экскурсионного показа,
размещения, питания, сервисного обслуживания,
увеличение рынка туристских услуг.
Программа сконцентрирована на формировании и развитии новых туристических продуктов, обновлении существующих в рамках концепции единого областного туристического продукта для позиционирования области в туристическом пространстве России с использованием методов регионального маркетинга. Последующие программы будут посвящены развитию туризма как экономической отрасли.
Поступления
от отрасли туризма в бюджет Ульяновской
области в 2002 году составили 1157,8 тыс.
рублей. Число туристов, путешествовавших
в Ульяновской области по турам,
сокращается, так в 2000 году область
посетило 6564 человека, а в 2002 г. - 5753 человека.
Растет число экскурсантов: в 2000 г. -
10530 человек, в 2002 г. - 12858 человек. Необходимо
также учесть тенденцию сокращения
посещений самостоятельных
Между
тем в области существует конкурентоспособный
потенциал для развития туризма.
Историко-культурное наследие Ульяновской
области создает достаточный
потенциал для успешного
Туристам,
посещающим область, предлагается воспользоваться
услугами гостиниц области. Из них
только две гостиницы имеют
Перечисленные
ресурсы создают условия, обеспечивающие
общую конкурентоспособность
Однако не все имеющиеся туристские ресурсы области используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
1)
темпы развития рынка
2)
использование музейной и
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму