Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме, данные из статистических ежегодников, Интернет.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
История развития туризма ......................................................................... 5
Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

                Δ = yn – y1 / n – 1            (2.8)

    Δ = 47 – 57 / 4 = - 2,5

  1. Средний темп роста рассчитывается по формуле 2.9:

    = * 100 %                               (2.9)

    = * 100 % = 95,3 %

  1. Средний темп прироста рассчитывается по формуле 2.10:

    = − 100 %                        (2.10)

    = 95,3 % - 100 % = − 4,7 %

    Техника выравнивания по прямой

    Таблица 2.3 Расчеты для выявления линии тренда

   
    Год     Количество  санаториев и учреждений отдыха, шт. Условное обозначение  времени, t t2 yt Выровненные уровни
    2004 57 - 2 4 -114 56,2
    2005 54 - 1 1 -54 53,9
    2006 49 0 0 0 51,6
    2007 51 1 1 51 49,3
    2008 47 2 4 94 47
    Итого: 258   10 -23  
 

      а0 = ∑y / n (2.11)

    a0 = 258/5 = 51,6

      a1 = ∑yt / ∑t2        (2.12)

    a1 = -23 / 10 = - 2,3

    t = a0 + a1 * t                                  (2.13)

    t = 51,6 + (-2,3) * t

    t 2004 = 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2

    t 2005 = 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9

    t 2006 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6

    t 2007 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3

    t 2008 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47

    Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2002 и 2010 года:

    t 2002 = 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8

    t 2010 = 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4 
 
 
 

    Построим  график на основании полученных данных: 

    

    Рисунок 2.1 – Динамика изменений числа санаториев и учреждений отдыха 

    Корреляционный  анализ

    Таблица 2.4 - Корреляционный анализ

   
Численность оздоровленных в санаториях и  учреждениях отдыха, чел. Число санаториев и учреждений отдыха, шт. y- x- Rx Ry d = Rx - Ry d2
63015 50 3 1 2 4
68058 57 + 6 2 4 16
71706 54 + 5 3 2 4
74469 49 + 2 4 -2 4
83893 51 + 4 6 -2 4
79625 47 + 1 5 -4 16
 

    Данные  о численности оздоровленных  в санаториях и учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.2

     = ∑x / n                                       (2.14)

    = 308/6 = 51.3

     = ∑y / n                                      (2.15)

    = 440766/6 = 73461 

  1. Коэффициент знаков Фехнера рассчитывается по формуле 2.16:

    Ф = ,                                     (2.16)

   где ∑С – число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных  признаков от их средний величин;

   ∑Н  – число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных  признаков от их средний величин

   Ф = = - 4 / 6 = - 0,7

  1. Коэффициент рангов Спирмена рассчитывается по формуле 2.17:

    ρ = 1 –  6∑d2 / n(n2 - 1),                        (2.17)

   где d – разность рангов признаков x и y;

   n – число пар взаимосвязанных признаков.

   ρ = 1 – 6*48 / 6 (36 - 1) = - 0,37

  1. Коэффициент рангов Кендела рассчитывается по формуле 2.18:

    τ = 2S / n(n-1),                               (2.18)

    S = P + Q,                                          (2.19)

   Для каждого ранга y определяют число следующих за ним значений ранга превышающих его величину. Сумму чисел таких превышений обозначают Р и считают со знаком +.

   Для каждого ранга у определяют число  следующих за ним рангов, имеющих  значение меньшее его величины. Сумма  чисел обозначается Q и считается со знаком −.

   P = 5 + 4 + 3 + 2 + 0 = 14

   Q = − 0 − 0 − 0 − 0 – 1 = −1

   S = 14 – 1 = 13

   τ = 2*13 / 6(6-1) = 26/30 = 0.87 – сильная связь.

    Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской  области 

   Туризм  рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся  отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации  на долю туризма в 2000 году приходилось  около 10,8% мирового валового продукта и 9,4% мировых капиталовложений. К  началу третьего тысячелетия на долю туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Число рабочих мест в  туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей  занятости в мире. Каждые 2,5 секунды  в сфере туризма создается  новое рабочее место. Ежедневно  около 3,2 млрд. долларов США инвестируется  в туристскую индустрию мира. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры  активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды, профилактики преступности.

   Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  оценивает емкость российского  рынка услуг в сфере туризма  в 8 млрд. долларов США.

   По  оценкам Всемирной туристской организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем  уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных  туристов в год. Однако на сегодняшний  день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими  и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее потенциалу туристской привлекательности.

   Российская  Федерация, несмотря на свой высокий  туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока.

   Аналогичные тенденции преобладают на областном  туристском рынке Ульяновской области.

   В целях развития туризма в Ульяновской  области управлением внешнеэкономической деятельности департамента инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности администрации Ульяновской области была разработана Областная целевая программа 
развития туризма в Ульяновской области на 2005-2010 годы.  Цель программы - формирование областного специализированного конкурентоспособного турпродукта через совершенствование используемых и формирование новых объектов экскурсионного показа, размещения, питания, сервисного обслуживания, увеличение рынка туристских услуг.

   Программа сконцентрирована на формировании и  развитии новых туристических продуктов, обновлении существующих в рамках концепции  единого областного туристического продукта для позиционирования области  в туристическом пространстве России с использованием методов регионального  маркетинга. Последующие программы  будут посвящены развитию туризма  как экономической отрасли.

   Поступления от отрасли туризма в бюджет Ульяновской  области в 2002 году составили 1157,8 тыс. рублей. Число туристов, путешествовавших в Ульяновской области по турам, сокращается, так в 2000 году область  посетило 6564 человека, а в 2002 г. - 5753 человека. Растет число экскурсантов: в 2000 г. - 10530 человек, в 2002 г. - 12858 человек. Необходимо также учесть тенденцию сокращения посещений самостоятельных туристов, т.е. туристов, посетивших область без  покупки тура по личным или деловым  целям. О динамике можно судить по данным гостиничного сектора, где в 2000 году было зарегистрировано 331,4 тыс. человек, а в 2002 г. - 278,1 тыс. человек. Заметно снизилось использование  круизного туризма. Так, с 2002 года из 40 круизных судов, проходящих через область, в речном порту останавливается 19 теплоходов.3

   Между тем в области существует конкурентоспособный  потенциал для развития туризма. Историко-культурное наследие Ульяновской  области создает достаточный  потенциал для успешного развития в области событийного и культурно-познавательного  туризма. На территории Ульяновской  области расположено множество  природных объектов, способных привлечь внимание туристов. Протекающая через  территорию области крупнейшая река Европейской части России Волга, наличие 2030 рек, речек и ручейков, 1223 озер и 230 прудов, множества родников, а также национального парка "Сенгилеевские  горы", охранной зоны государственного природного заповедника "Приволжская  лесостепь", 14 заказников и 116 памятников природы создают условия для  развития круизного, экологического и  приключенческого туризма.

   Туристам, посещающим область, предлагается воспользоваться  услугами  гостиниц области. Из них  только две гостиницы имеют международную  категорию: гостиница "Венец" (342 места) - трехзвездочная, гостиница "ЗАО "Авиастар-сервис" (142 места) соответствует уровню двухзвездочной.

   Перечисленные ресурсы создают условия, обеспечивающие общую конкурентоспособность турпродукта  на внутреннем и относительную на внешнем туристских рынках.

   Однако  не все имеющиеся туристские ресурсы  области используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:

   1) темпы развития рынка производства  туристских услуг по-прежнему  значительно отстают от формирующегося  спроса и сформированных технологий  продаж этих услуг, что проявляется  в низком ассортименте имеющихся  на туристическом рынке услуг;

   2) использование музейной и гостиничной  баз г. Ульяновска, г. Димитровграда  в сезон повышенного спроса  не достигает предельных мощностей,  наблюдается сильнейший перекос  в нагрузке на различные музеи.  Музеи, создавшие конкурентоспособный  продукт, испытывают турпоток, превышающий  их возможности (например, областное  государственное учреждение культуры "Ленинский мемориал", государственный  историко-мемориальный заповедник "Родина В.И. Ленина"), остальные  музеи недоиспользуют свои возможности  из-за малого спроса на предлагаемый  ими турпродукт;

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму