Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме, данные из статистических ежегодников, Интернет.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
История развития туризма ......................................................................... 5
Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

    Таким образом, осуществляя сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое  туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его. Образованные с помощью различных сегментационных переменных рыночные сегменты должны быть исследованы для выявления наиболее подходящих для них туристских предприятий. Следовательно, за процессом сегментации идет этап отбора целевого рынка. Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

    Туризм  можно классифицировать по разным критериям.

  1. По цели поездки

    Этот  критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить  перед собой несколько целей, но только одна  из них будет доминирующей.

    В зависимости от цели отличают следующие  туризмы:

    1) Познавательный или  культурно-развлекательный.  Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

    2) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

    3) Экологический.  Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

  1. По способу передвижения
  • пешеходный туризм;
  • велосипедный туризм;
  • конный туризм;
  • альпинизм;
  • лыжный туризм;
  • мототуризм.
  1. По степени использования транспортных средств

    Туризм  предполагает перемещение людей  из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

  • воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),
  • водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),
  • сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)
  • использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
  1. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:
  • Туризм в отеле.
  • Туризм в мотеле.
  • Туризм в пансионе.
  • Кемпинговый туризм.
  • Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

    Отели, как правило, расположены либо в  центре города, либо недалеко от аэропорта  или железнодорожного вокзала.

    Мотели  располагаются либо вдоль автомобильной  трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

    Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в  одном или нескольких номерах, сопутствующие  услуги и автономную кухню.

    Кемпинги, туристические деревни, турбазы  – это помещения, расположенные, как правило,  в  загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов. 
 
 
 

    Глава 2. Исследование рынка  услуг по туризму 

    Имеются данные о количестве санаториев, учреждений отдыха и туризма по Ульяновской  области за 2004 – 2008 гг.:

    Таблица 2.1 – Санатории, учреждения отдыха и туризма (на конец года, единиц).1

   
      Года Число санаториев и учреждений отдыха
      2004 57
      2005 54
      2006 49
      2007 51
      2008 47
 

    Для анализа динамики рассчитывают следующие  показатели:

  1. Абсолютный прирост – характеризует изменение уровней изучаемого явления за определенный период.

    Цепные  показатели рассчитываются по формуле 2.1:

          Δi = уi - yi-1,                                     (2.1)

    где yi – текущий уровень.

    Δi 2005 = 54 – 57 = - 3

    Δi 2006 = 49 – 54 = - 5

    Δi 2007 = 51 – 49 = 2

    Δi 2008 = 47 – 51 = - 4

    Базисные  показатели рассчитываются по формуле 2.2:

          Δi = yi – y0,                              (2.2)

    где y0 – базисный уровень.

    Δi 2005 = 54 – 57 = - 3

    Δi 2006 = 49 – 57 = - 8

    Δi 2007 = 51 – 57 = - 6

    Δi 2008 = 47 – 57 = - 10

  1. Темп роста – показывает сколько процентов составляет уровень текущего периода по сравнению с базисным или предыдущим.

    Цепные  показатели рассчитываются по формуле 2.3:

          Тр = yi / yi – 1 *100 %                            (2.3)

    Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %

    Тр 2006 = 49/54 * 100 % = 90,7 %

    Тр 2007 = 51/49 * 100 % = 104,1 %

    Тр 2008 = 47/51 * 100 % = 92,2 %

    Базисные  показатели рассчитываются по формуле 2.4:

          Тр = yi / y0 * 100 %                   (2.4)

    Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %

    Тр 2006 = 49/57 * 100 % = 86 %

    Тр 2007 = 51/57 * 100 % = 89,5 %

    Тр 2008 = 47/57 * 100 % = 82,5 %

  1. Темп прироста – показывает на сколько уровень текущего периода больше или меньше предыдущего или базисного периода.

    Цепные  показатели рассчитываются по формуле 2.5:

          Тпр = Тр (цеп) – 100 %    (2.5)

    Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %

    Тпр 2006 = 90,7 % – 100 % = - 9,3 %

    Тпр 2007 = 104,1 %  − 100 % = 4,1 %

    Тпр 2008 = 92,2 % − 100 % = - 7,8 %

    Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.6:

          Тпр = Тр (баз) – 100 %    (2.6)

    Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %

    Тпр 2006 = 86 % − 100 % = - 14 %

    Тпр 2007 = 89,5 % − 100 % = - 10,5 %

    Тпр 2008 = 82,5 % − 100 % = - 17,5 %

  1. Абсолютное значение 1 % прироста – представляет собой отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста и рассчитывается по формуле 2.7:

                А = Δi (цеп) / Тпр (цеп) = yi-1 / 100 %       (2.7)

    А2005 = 57 / 100 % = 0,57 %

    А2006 = 54 / 100 % = 0,54 %

    А2007 = 49 / 100 % = 0,49 %

    А2008 = 51 /100 % = 0,51 %

    Сформулируем  полученные данные в таблицу 2.2:

    Таблица 2.2 Показатели рядов динамики количества санаториев и учреждений отдыха

    Год Кол-во санаториев и учреждений отдыха, шт. Абсолютный  прирост, шт. Темп  роста, % Темп  прироста, % Абсолютное  значение 1 % прироста, %
    Цеп. Баз. Цеп. Баз. Цеп. Баз.
    2004 57
    2005 54 - 3 -3 94,7 94,7 - 5,3 - 5,3 0,57
    2006 49 -5 -8 90,7 86 - 9,3 - 14 0,54
    2007 51 2 -6 104,1 89,5 4,1 -10,5 0,49
    2008 47 -4 -10 92,2 82,5 -7,8 -17,5 0,51
 

    Проанализировав полученные результаты можно сделать  следующий вывод: в основном наблюдается спад показателей.

  1. Среднегодовой абсолютный прирост рассчитывается по формуле 2.8:

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму