Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:31, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрывается понятие цен и инфляции, их основные виды. Во второй главе идет непосредственное изучение методологических аспектов цен и инфляции. И, наконец, в третьей главе – проводится анализ инфляционных процессов в регионе.
Введение3
1. Теоретические основы изучения цен и инфляции
1.1 Понятие цен и инфляции5
1.2. Система показателей статистики цен, виды цен8
1.3. Инфляция, ее статистическое изучение и виды12
2. Методологические аспекты изучения цен и инфляции
2.1 Методы расчета и анализа индексов цен17
2.2.Методы оценки уровня и динамики инфляции 21
3. Статистический анализ инфляционных процессов в регионе25
Заключение37
Список использованной литературы39
Заметно снизился рост цен на молоко и молочную продукцию (в 2008 году индекс цен по группе составил 105,1%, в 2007 – 134,9%), а также на масло и жиры (в 2008 году – 104,9%, в 2007 – 151,3%).
По итогам 2008 года ниже 100% сложились индексы цен на сливочное масло (96,9%) и твердые сычужные сыры (97,1%).
На потребительском рынке товаров услуг в 2008 году менее всего подорожали непродовольственные товары, цены на которые в течение года изменялись плавно и в целом выросли на 6,9%, что ниже прошлогоднего прироста цен на 1,7 процентного пункта.
В 2008 году наиболее высокий месячный прирост цен на непродовольственные товары зарегистрирован в июне и ноябре – на 1%, в марте, апреле и июле – от 0,8% до 0,9%, в остальные месяцы года, кроме декабря, на 0,1-0,6%. В декабре 2008 года индекс цен на непродовольственные товары составил 99,9%.
Наибольший рост цен в 2008 году произошел на перевязочные материалы – на 20,2%, а также на медицинские товары и медикаменты – на 14,1%. Значительно, в 2,3 раза, подорожал йод, на 48% – корвалол, на 33,1% – нитроглицерин, на 29,6% - отечественный анальгин, на 21,5% – отечественный аспирин, на 11-18,6% - эналаприл, валидол, настойка боярышника, диклофенак, ампициллин, панкреатин, супрастин, поливитамины с макро- и микроэлементами, корригирующие очки. В то же время на 32% дешевле стал галазолин, на 2,9-7,2% – атенолол, флуконазол, аппараты для измерения артериального давления.
Из других групп непродовольственных товаров на 16,3% дороже стали спички, на 14,8% – моющие и чистящие средства (в том числе на 34,3% – хозяйственное мыло, на 15,8% – стиральный порошок, на 14% – туалетное мыло), на 14,1% – ювелирные изделия.
Инфляционный рост цен за год на 13,1 – 13,6% зафиксирован на табачные изделия, мебель, галантерею (см. приложение 5).
В 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 28 процентных пунктов снизились темпы роста цен на строительные материалы – за счет снижения цен на тарированный цемент на 23,8% (в 2007 год индекс цен на цемент составил 191,9%). В то же время некоторые из наблюдаемых видов строительных материалов подорожали: масляные краски, отечественные эмали – на 23,5%, рубероид – на 22%.
Как положительную тенденцию, следует отметить замедление темпов роста цен на бензин – индекс составил 101,3% (в 2007 году – 105,5%, в 2006 – 109,7%, в 2005 – 118,9%, в 2004 – 135,5%). Дизельное топливо за год подорожало на 2,2%. [14]
Кроме
того, в 2008 году по сравнению с предыдущим
годом медленнее росли цены на
ткани, легковые автомобили, электротовары,
парфюмерно-косметические
Таблица 4
Индексы потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров в 2008 году
конец отчетного квартала, в процентах к концу предыдущего квартала [12]
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | 2008 год | Справочно: 2007 год | |
Хлопчато-бумажные ткани | 101,2 | 100,0 | 100,2 | 100,0 | 101,4 | 107,8 |
Шерстяные ткани | 108,9 | 101,1 | 101,4 | 100,0 | 111,6 | 105,8 |
Шелковые ткани | 100,8 | 100,8 | 104,2 | 102,1 | 108,1 | 109,2 |
Одежда и белье | 101,6 | 101,9 | 102,0 | 104,9 | 110,8 | 108,5 |
Одежда мужская | 101,1 | 102,5 | 101,3 | 101,3 | 112,7 | 108,0 |
Одежда женская | 101,9 | 101,3 | 102,5 | 103,6 | 109,5 | 109,1 |
Одежда детская | 100,8 | 103,6 | 101,1 | 104,4 | 110,2 | 106,3 |
Белье постельное | 104,9 | 100,8 | 102,4 | 102,4 | 110,8 | 107,5 |
Верхний трикотаж | 101,9 | 104,6 | 102,4 | 103,5 | 112,9 | 108,4 |
Бельевой трикотаж | 102,7 | 101,7 | 103,0 | 104,8 | 112,7 | 110,1 |
Чулочно-носочные изделия | 100,9 | 101,8 | 102,1 | 101,9 | 106,8 | 111,9 |
Кожаная, текстильная, комбинированная обувь | 99,7 | 101,3 | 101,1 | 106,3 | 108,5 | 109,3 |
Обувь мужская | 99,0 | 101,8 | 99,9 | 108,7 | 109,3 | 114,2 |
Обувь женская | 99,5 | 100,9 | 101,7 | 105,7 | 107,9 | 105,1 |
Обувь детская | 101,5 | 101,7 | 100,3 | 104,4 | 108,1 | 105,2 |
Галантерея | 101,0 | 103,5 | 102,4 | 105,8 | 113,1 | 106,0 |
Телерадиотовары | 100,2 | 100,7 | 100,1 | 101,5 | 102,5 | 94,8 |
Персональ-ные компьютеры | 97,1 | 103,8 | 96,5 | 97,6 | 94,9 | 93,9 |
Средства связи | 95,3 | 99,3 | 99,1 | 100,1 | 93,8 | 99,3 |
Электро-товары | 101,3 | 102,5 | 100,5 | 101,5 | 105,8 | 106,4 |
Моющие и чистящие средства | 101,0 | 107,0 | 103,5 | 102,8 | 114,8 | 107,4 |
Спички | 104,3 | 100,7 | 105,6 | 104,9 | 116,3 | 109,4 |
Садоводство | 100,0 | 103,8 | 103,7 | 104,0 | 111,9 | 116,1 |
Насыщенный рынок и очень быстро морально устаревающие модели объясняют устойчивую тенденцию снижения цен на персональные компьютеры и средства связи. Индекс цен по этим группам товаров в 2008 г. составил 94,9% и 93,8% соответственно (за 2007 год – 93,9% и 99,3%, за 2006 – 87% и 90,8%, за 2005 – 90,5% и 90,9%, за 2004 – 87% и 85%). Из телерадиотоваров на 2,3% дешевле стали музыкальные центры.
В 2008 году платные услуги в целом подорожали на 14,4%.
За 2008 год тарифы на платные услуги на 3,9 процентных пункта превысили прошлогодний прирост. По одиннадцати из двадцати регистрируемых групп платных услуг наблюдался превышающий прошлогодний темп роста тарифов.
В 2008 году высокими темпами росли тарифы на услуги дошкольного воспитания, подорожавшие на 40,6%, услуги в сфере туризма – на 25,3% (в том числе зарубежный туризм стал дороже на 32,7%, внутренний – на 25,1%), услуги физической культуры и спорта – на 19,8%, санаторно-оздоровительные, экскурсионные – на 17,9-19,8%.
Значительное
подорожание бытовых услуг (в
целом на 37,4%) вызвано увеличением
тарифов на ремонт и техническое
обслуживание транспортных средств: регулировка
развала-схождения колес
Из медицинских услуг подорожали стоматологические услуги: на 50,8% – изготовление коронок, на 26,2% – изготовление съемного протеза, на 25% – лечение кариеса, на 23,6% – первичный осмотр больного у стоматолога, на 22,1% – удаление одного зуба под местным обезболиванием. Из других медицинских услуг на 9,7% дороже стал лечебный массаж шейно-грудного отдела, на 2,9-6% – первичный прием к врачу-специалисту, ультразвуковое исследование брюшной полости, физиотерапевтическое лечение, общий анализ крови (см. приложение 6).
Наиболее значительными и ощутимыми для всех слоев населения являются расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, тарифы на услуги ЖКХ оказывают значительное влияние на индекс цен на платные услуги в целом, так как расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах населения на платные услуги занимают 39,8% (в 2007 году – 37,9%). За 2008 год рост тарифов на эти виды услуг составил 114,4% (в 2007 году – 113,9%). Стоимость жилищных услуг возросла на 9,7%, коммунальных – на 17%, услуг гостиниц и прочих мест проживания – на 16%. В течение года тарифы на коммунальные услуги и практически на все виды жилищных услуг менялись единожды – в январе, за исключением стоимости аренды однокомнатной квартиры у частных лиц, которая изменялась за год шесть раз и в итоге возросла на 23,1%. Услуги гостиниц и прочих мест проживания дорожали в 2008 году в феврале, августе, сентябре и октябре. Тариф на проживание в гостинице за год вырос на 6,3%, в студенческом общежитии – на 19,8%. В качестве положительного момента необходимо отметить динамику замедления роста тарифов на услуги гостиниц и прочих мест проживания.
Таблица 5
Индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги
декабрь
в процентах к декабрю
Наименование услуг | 2007 г. | 2008 г. |
Жилищно–коммунальные услуги | 113,9 | 114,4 |
В т.ч. – жилищные услуги | 110,6 | 109,7 |
Содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах, м2 общей площади | 110,0 | 107,7 |
Содержание
и ремонт жилья для граждан
собственников жилья в |
109,7 | 107,7 |
Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, м2 общей площади | 110,3 | 107,9 |
Наем
жилых помещений в |
100,0 | 101,5 |
Аренда однокомнатной квартиры у частных лиц, месяц | 121,2 | 123,1 |
Вывоз мусора, месяц с человека | 107,3 | 119,9 |
- услуги
гостиниц и прочих мест |
130,6 | 116,0 |
Проживание в гостинице, сутки с человека | 133,9 | 106,3 |
Проживание в студенческом общежитии, месяц | 129,4 | 119,8 |
- коммунальные услуги | 113,6 | 117,0 |
Водоснабжение и канализация, месяц с человека | 109,8 | 109,6 |
Отопление, м2 общей площади | 114,8 | 118,3 |
Горячее водоснабжение, месяц с человека | 114,8 | 118,3 |
Газ сетевой, месяц с человека | 115,1 | 123,0 |
Газ сжиженный в баллонах, 50 л | 112,3 | 124,4 |
Электроэнергия в квартирах без электроплит, 100 кВт.ч | 112,7 | 113,9 |
Электроэнергия в квартирах с электроплитами, 100 кВт.ч | 112,8 | 113,2 |
Индекс
цен на услуги пассажирского транспорта
составил 115,7%. Стоимость услуг городского
пассажирского транспорта, относящегося
к услугам повседневного
Стоимость образования за год выросла на 14,6%, в том числе на 42,6% возросла стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля, на 10,3–22,9% – занятий на курсах профессионального обучения и курсах иностранных языков, на 16,9% – услуг среднего образования, на 12,7% – обучения в высших учебных заведениях.
Ветеринарные услуги стали дороже на 10,6% за счет подорожания на 20% прививки животного.
Из посреднических и прочих услуг на 31% дороже стало пользование общественным туалетом.
Индекс тарифов на услуги связи составил 102,6%. При этом на 33,3% выросла абонентская плата за радиотрансляционную точку, на 15,4% – стоимость почтовой связи, на 7,5% – городской телефонной связи, на 3,8% – услуги по подключению к сети Интернет, в то же время значительно, на 15,4%, дешевле стали услуги междугородной телефонной связи, на 4,9% снизилась плата за исходящее SMS-сообщение.
В 2008 году остались неизменны тарифы на услуги правового характера, банков, страхования.
Анализ инфляционных процессов в Белгородской области показал, что темпы роста цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги в 2008 году по сравнению с предыдущим годом повысились. Основное влияние на рост потребительских цен в 2008 году оказало подорожание продовольственных товаров и платных услуг.
В
целях недопущения
Меры по стабилизации цен, осуществляемые правительством Белгородской области – это не разовые акции, это постоянная и системная работа, и решения принимаются, исходя из складывающейся ситуации, как на внутреннем рынке Белгородской области, так и в целом по стране. Контроль за уровнем цен на товары первой необходимости и регулирование ситуации на потребительском рынке области – один из приоритетов социальной политики правительства Белгородской области.
Информация о работе Статистическое изучение цен и инфляции в регионе