Статистическое изучение цен и инфляции в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

В первой главе раскрывается понятие цен и инфляции, их основные виды. Во второй главе идет непосредственное изучение методологических аспектов цен и инфляции. И, наконец, в третьей главе – проводится анализ инфляционных процессов в регионе.

Оглавление

Введение3


1. Теоретические основы изучения цен и инфляции

1.1 Понятие цен и инфляции5

1.2. Система показателей статистики цен, виды цен8

1.3. Инфляция, ее статистическое изучение и виды12


2. Методологические аспекты изучения цен и инфляции

2.1 Методы расчета и анализа индексов цен17

2.2.Методы оценки уровня и динамики инфляции 21


3. Статистический анализ инфляционных процессов в регионе25


Заключение37


Список использованной литературы39

Файлы: 1 файл

Статистическое изучение цен и инфляции в регионе.docx

— 100.30 Кб (Скачать)

     Заметно снизился рост цен на молоко и молочную продукцию (в 2008 году индекс цен по группе составил 105,1%, в 2007 – 134,9%), а также  на масло и жиры (в 2008 году – 104,9%, в 2007 – 151,3%).

     По  итогам 2008 года ниже 100% сложились индексы  цен на сливочное масло (96,9%) и  твердые сычужные сыры (97,1%).

     На  потребительском рынке товаров  услуг в 2008 году менее всего подорожали непродовольственные товары, цены на которые в течение года изменялись плавно и в целом выросли на 6,9%, что ниже прошлогоднего прироста цен на 1,7 процентного пункта.

     В 2008 году наиболее высокий месячный прирост цен на непродовольственные  товары зарегистрирован в июне и  ноябре – на 1%, в марте, апреле и  июле – от 0,8% до 0,9%, в остальные  месяцы года, кроме декабря, на 0,1-0,6%. В декабре 2008 года индекс цен на непродовольственные товары составил 99,9%.

     Наибольший  рост цен в 2008 году произошел на перевязочные материалы – на 20,2%, а также  на медицинские товары и медикаменты  – на 14,1%. Значительно, в 2,3 раза, подорожал  йод, на 48% – корвалол, на 33,1% – нитроглицерин, на 29,6% - отечественный анальгин, на 21,5% – отечественный аспирин, на 11-18,6% - эналаприл, валидол, настойка боярышника, диклофенак, ампициллин, панкреатин, супрастин, поливитамины с макро- и микроэлементами, корригирующие очки. В то же время на 32% дешевле стал галазолин, на 2,9-7,2% – атенолол, флуконазол, аппараты для измерения артериального давления.

     Из  других групп непродовольственных  товаров на 16,3% дороже стали спички, на 14,8% – моющие и чистящие средства (в том числе на 34,3% – хозяйственное мыло, на 15,8% – стиральный порошок, на 14% – туалетное мыло), на 14,1% – ювелирные изделия.

   Инфляционный  рост цен за год на 13,1 – 13,6% зафиксирован на табачные изделия, мебель, галантерею (см. приложение 5).

     В 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 28 процентных пунктов снизились  темпы роста цен на строительные материалы – за счет снижения цен  на тарированный цемент на 23,8% (в 2007 год  индекс цен на цемент составил 191,9%). В  то же время некоторые из наблюдаемых  видов строительных материалов подорожали: масляные краски, отечественные эмали  – на 23,5%, рубероид – на 22%.

     Как положительную тенденцию, следует  отметить замедление темпов роста цен  на бензин – индекс составил 101,3% (в 2007 году – 105,5%, в 2006 – 109,7%, в 2005 – 118,9%, в 2004 – 135,5%). Дизельное топливо за год подорожало на 2,2%. [14]

     Кроме того, в 2008 году по сравнению с предыдущим годом медленнее росли цены на ткани, легковые автомобили, электротовары, парфюмерно-косметические товары, печатные издания и бумажно-беловые товары, обувь.

   Таблица 4

Индексы потребительских цен на отдельные  группы непродовольственных товаров  в 2008 году

   конец отчетного квартала, в процентах  к концу предыдущего квартала [12]

     I кв. II кв. III кв. IV кв. 2008 год Справочно: 2007 год
Хлопчато-бумажные ткани 101,2 100,0 100,2 100,0 101,4 107,8
Шерстяные ткани 108,9 101,1 101,4 100,0 111,6 105,8
Шелковые  ткани 100,8 100,8 104,2 102,1 108,1 109,2
Одежда  и белье 101,6 101,9 102,0 104,9 110,8 108,5
Одежда  мужская 101,1 102,5 101,3 101,3 112,7 108,0
Одежда  женская 101,9 101,3 102,5 103,6 109,5 109,1
Одежда  детская 100,8 103,6 101,1 104,4 110,2 106,3
Белье постельное 104,9 100,8 102,4 102,4 110,8 107,5
Верхний трикотаж 101,9 104,6 102,4 103,5 112,9 108,4
Бельевой  трикотаж 102,7 101,7 103,0 104,8 112,7 110,1
Чулочно-носочные изделия 100,9 101,8 102,1 101,9 106,8 111,9
Кожаная, текстильная, комбинированная обувь 99,7 101,3 101,1 106,3 108,5 109,3
Обувь мужская 99,0 101,8 99,9 108,7 109,3 114,2
Обувь женская 99,5 100,9 101,7 105,7 107,9 105,1
Обувь детская 101,5 101,7 100,3 104,4 108,1 105,2
Галантерея 101,0 103,5 102,4 105,8 113,1 106,0
Телерадиотовары 100,2 100,7 100,1 101,5 102,5 94,8
Персональ-ные компьютеры 97,1 103,8 96,5 97,6 94,9 93,9
Средства  связи 95,3 99,3 99,1 100,1 93,8 99,3
Электро-товары 101,3 102,5 100,5 101,5 105,8 106,4
Моющие  и чистящие средства 101,0 107,0 103,5 102,8 114,8 107,4
Спички 104,3 100,7 105,6 104,9 116,3 109,4
Садоводство 100,0 103,8 103,7 104,0 111,9 116,1

     Насыщенный  рынок и очень быстро морально устаревающие модели объясняют устойчивую тенденцию снижения цен на персональные компьютеры и средства связи. Индекс цен по этим группам товаров в  2008 г. составил 94,9% и 93,8% соответственно (за 2007 год – 93,9% и 99,3%, за 2006 – 87% и 90,8%, за 2005 – 90,5% и 90,9%, за 2004 – 87% и 85%). Из телерадиотоваров на 2,3% дешевле стали музыкальные центры.

     В 2008 году платные услуги в целом подорожали на 14,4%.

     За 2008 год тарифы на платные услуги на 3,9 процентных пункта превысили прошлогодний прирост. По одиннадцати из двадцати регистрируемых групп платных услуг  наблюдался превышающий прошлогодний темп роста тарифов.

     В 2008 году высокими темпами росли тарифы на услуги дошкольного воспитания, подорожавшие на 40,6%, услуги в сфере  туризма – на 25,3% (в том числе  зарубежный туризм стал дороже на 32,7%, внутренний – на 25,1%), услуги физической культуры и спорта – на 19,8%, санаторно-оздоровительные, экскурсионные – на 17,9-19,8%.

     Значительное  подорожание бытовых услуг (в  целом на 37,4%) вызвано увеличением  тарифов на ремонт и техническое  обслуживание транспортных средств: регулировка  развала-схождения колес легкового  отечественного автомобиля подорожала на 98,4%, шиномонтаж – на 44,9%. На 41,7-50,7% увеличились тарифы на ритуальные услуги, услуги химчисток и прачечных, по ремонту жилищ. На 23,2-26,5% повысилась стоимость услуг парикмахерских, по ремонту, пошиву одежды, ремонту  и техническому обслуживанию бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, бытовых  машин и приборов, на 18,1% – бань и душевых, на 6,9% – фотоателье.

     Из  медицинских услуг подорожали стоматологические  услуги: на 50,8% – изготовление коронок, на 26,2% – изготовление съемного протеза, на 25% – лечение кариеса, на 23,6% –  первичный осмотр больного у стоматолога, на 22,1% – удаление одного зуба под  местным обезболиванием. Из других медицинских услуг на 9,7% дороже стал лечебный массаж шейно-грудного отдела, на 2,9-6% – первичный прием к  врачу-специалисту, ультразвуковое исследование брюшной полости, физиотерапевтическое лечение, общий анализ крови (см. приложение 6).

     Наиболее  значительными и ощутимыми для  всех слоев населения являются расходы  на оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, тарифы на услуги ЖКХ  оказывают значительное влияние  на индекс цен на платные услуги в целом, так как расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах населения на платные услуги занимают 39,8% (в 2007 году – 37,9%). За 2008 год рост тарифов на эти виды услуг составил 114,4% (в 2007 году – 113,9%). Стоимость жилищных услуг возросла на 9,7%, коммунальных – на 17%, услуг гостиниц и прочих мест проживания – на 16%. В течение года тарифы на коммунальные услуги и практически на все виды жилищных услуг менялись единожды – в январе, за исключением стоимости аренды однокомнатной квартиры у частных лиц, которая изменялась за год шесть раз и в итоге возросла на 23,1%. Услуги гостиниц и прочих мест проживания дорожали в 2008 году в феврале, августе, сентябре и октябре. Тариф на проживание в гостинице за год вырос на 6,3%, в студенческом общежитии – на 19,8%. В качестве положительного момента необходимо отметить динамику замедления роста тарифов на услуги гостиниц и прочих мест проживания.

   Таблица 5

Индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги

декабрь в процентах к декабрю предыдущего  года [12]

   Наименование  услуг 2007 г. 2008 г.
Жилищно–коммунальные  услуги 113,9 114,4
       В т.ч. – жилищные услуги 110,6 109,7
Содержание  и ремонт жилья в государственном  и  муниципальном жилищных фондах, м2 общей площади 110,0 107,7
Содержание  и ремонт жилья для граждан  собственников жилья в результате приватизации, граждан собственников  жилых помещений по иным основаниям,  м2 общей площади 109,7 107,7
Услуги  по организации и выполнению работ  по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, м2 общей площади 110,3 107,9
Наем  жилых помещений в государственном  и муниципальном жилищных фондах, м2 общей площади 100,0 101,5
Аренда  однокомнатной квартиры у частных  лиц, месяц 121,2 123,1
Вывоз мусора, месяц с человека 107,3 119,9
- услуги  гостиниц и прочих мест проживания 130,6 116,0
Проживание  в гостинице, сутки с человека 133,9 106,3
Проживание  в студенческом общежитии, месяц  129,4 119,8
- коммунальные  услуги 113,6 117,0
Водоснабжение и канализация, месяц  с человека 109,8 109,6
Отопление,  мобщей площади 114,8 118,3
Горячее водоснабжение,  месяц с человека 114,8 118,3
Газ сетевой,  месяц  с человека 115,1 123,0
Газ сжиженный  в баллонах,  50 л 112,3 124,4
Электроэнергия  в квартирах без электроплит,  100 кВт.ч 112,7 113,9
Электроэнергия  в квартирах с электроплитами,  100 кВт.ч 112,8 113,2

     Индекс  цен на услуги пассажирского транспорта составил 115,7%. Стоимость услуг городского пассажирского транспорта, относящегося к услугам повседневного спроса, в 2008 году возросла на 14,6%. Стоимость полета салоне экономического класса самолета увеличилась на 59,7%. Из услуг железнодорожного транспорта на 13,9% дороже стал проезд в пригородном поезде, на 27,7% – в поездах дальнего следования.

     Стоимость образования за год выросла на 14,6%, в том числе на 42,6% возросла стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля, на 10,3–22,9% – занятий на курсах профессионального обучения и курсах иностранных языков, на 16,9% – услуг среднего образования, на 12,7% – обучения в высших учебных заведениях.

     Ветеринарные  услуги стали дороже на 10,6% за счет подорожания  на 20% прививки животного.

     Из  посреднических и прочих услуг на 31% дороже стало пользование общественным туалетом.

     Индекс  тарифов на услуги связи составил 102,6%. При этом на 33,3% выросла абонентская  плата за радиотрансляционную точку, на 15,4% – стоимость почтовой связи, на 7,5% – городской телефонной связи, на 3,8% – услуги по подключению к  сети Интернет, в то же время значительно, на 15,4%, дешевле стали услуги междугородной  телефонной связи, на 4,9% снизилась плата  за исходящее SMS-сообщение.

     В 2008 году остались неизменны тарифы на услуги правового характера, банков, страхования.

     Анализ  инфляционных процессов в Белгородской области показал, что темпы роста  цен на продовольственные, непродовольственные  товары и платные услуги в 2008 году по сравнению с предыдущим годом  повысились. Основное влияние на рост потребительских цен в 2008 году оказало  подорожание продовольственных  товаров и платных услуг.

     В целях недопущения необоснованного  роста цен на продовольственные  товары, а также стабильного обеспечения  населения Белгородской области  социально-значимыми товарами, в  Белгородской области утверждены планы  мероприятий по стабилизации цен  продовольственных товаров на потребительском  рынке Белгородской области.

     Меры  по стабилизации цен, осуществляемые правительством Белгородской области – это не разовые акции, это постоянная и  системная работа, и решения принимаются, исходя из складывающейся ситуации, как  на внутреннем рынке Белгородской области, так и в целом по стране. Контроль за уровнем цен на товары первой необходимости и регулирование  ситуации на потребительском рынке  области – один из приоритетов  социальной политики правительства  Белгородской области.

Информация о работе Статистическое изучение цен и инфляции в регионе