Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:31, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрывается понятие цен и инфляции, их основные виды. Во второй главе идет непосредственное изучение методологических аспектов цен и инфляции. И, наконец, в третьей главе – проводится анализ инфляционных процессов в регионе.
Введение3
1. Теоретические основы изучения цен и инфляции
1.1 Понятие цен и инфляции5
1.2. Система показателей статистики цен, виды цен8
1.3. Инфляция, ее статистическое изучение и виды12
2. Методологические аспекты изучения цен и инфляции
2.1 Методы расчета и анализа индексов цен17
2.2.Методы оценки уровня и динамики инфляции 21
3. Статистический анализ инфляционных процессов в регионе25
Заключение37
Список использованной литературы39
2.
Методологические
аспекты изучения
цен и инфляции
2.1. Методы расчета и анализа индексов цен
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:
где pi0, pi1 – цены на товар в базисном и текущем периоде.
Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:
где pi1, qi1 – цена и количество проданного i-го вида товара (товара на i-й территории или i-м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;
pi0, qi0 – цена и количество проданного i-го вида товара (товара на i-й территории или i-м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.
Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.
Основной
формой индекса цен для совокупности
разнородных товаров является агрегатный
индекс. Цены различных товаров (например,
кондитерских изделий и компьютеров)
складывать бессмысленно. [8] Несуммируемость
элементов совокупности преодолевается
путем взвешивания каждой цены по количеству
проданных товаров. Сумма произведений
цен товаров на их количество составляет
товарооборот совокупности товаров. Чтобы
выявить непосредственно изменение цен,
необходимо зафиксировать показатели
количества на одном из уровней:
Четкость
интерпретации, экономический смысл
и удобство практического расчета
формулы Ласпейреса сделали ее самой
популярной в мире для расчета
индекса потребительских цен, который
показывает, во сколько раз изменились
бы потребительские расходы в
текущем периоде по сравнению
с базисным, если бы при изменении
цен уровень потребления
Изучение
динамики розничных цен (например, для
получения дефлятора, позволяющего
рассчитать стоимостные показатели
отчетного периода в
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта - Маршалла:
Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:
который
оценивает не только набор товаров
базисного периода по ценам текущего,
но и набор товаров текущего периода
по ценам базисного. Применяется
в случае трудностей с выбором
весов или значительного
Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. [3] Они образуются на базе розничных или оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:
где n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году;
n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году;
k – число i-x разновидностей товаров;
Так
как расход продуктов в производстве
продукции массового питания
учитывается в стоимостных
где inp = in × ip = n1p1 / n0p0
Формула индекса цен массового питания имеет вид:
Индексы
при систематическом расчете
из года в год образуют индексные
ряды. Различают базисные ряды (цены
каждого года сравниваются с ценами
года, принятого за базу) и цепные
(характеризующие изменение
Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство – сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.
Численные
значения индексов, рассчитанных по различным
формулам на основе одних и тех
же данных, отличаются и порой значительно,
особенно в годы резких изменений
уровня цен и связанного с этим
изменения структуры спроса. Отдать
предпочтение одной формуле трудно:
разные цели диктуют применение индексных
форм, имеющих разный экономический
смысл. Отказ от концепции единственного
индекса цен в пользу концепции
системы индексов позволит дать обобщающую
характеристику и оценку основных причин
изменения розничных цен. Но поскольку
все же индексный метод не универсален,
а отражает лишь тенденцию движения
цен, то нельзя требовать большей
определенности от рассчитанных индексов.
Кроме того, на чистоту результатов
огромное влияние оказывает
2.2. Методы оценки уровня и динамики инфляции
Одной
из самых важных характеристик состояния
экономики любой страны является
уровень инфляции, который проявляется
в росте общего уровня цен. Рост уровня
цен неравнозначен понятию «
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке. [13]
Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.
В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:
где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×…× pt/p(t-1) .
Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен.
ДВВП
в большинстве стран
Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до – базисного года.
Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:
N=(It - It-1) / It (12)
где It и It-1 – индексы цен смежных периодов.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % – «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц – экономика «больна» гиперинфляцией.
Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:
IПС = 1 / Ip (13)
Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в обращении и скорости их обращения
Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).
Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса – как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда показателей:
Информация о работе Статистическое изучение цен и инфляции в регионе