Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:31, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрывается понятие цен и инфляции, их основные виды. Во второй главе идет непосредственное изучение методологических аспектов цен и инфляции. И, наконец, в третьей главе – проводится анализ инфляционных процессов в регионе.
Введение3
1. Теоретические основы изучения цен и инфляции
1.1 Понятие цен и инфляции5
1.2. Система показателей статистики цен, виды цен8
1.3. Инфляция, ее статистическое изучение и виды12
2. Методологические аспекты изучения цен и инфляции
2.1 Методы расчета и анализа индексов цен17
2.2.Методы оценки уровня и динамики инфляции 21
3. Статистический анализ инфляционных процессов в регионе25
Заключение37
Список использованной литературы39
Тема
«Статистическое
изучение цен и
инфляции в регионе»
ПЛАН
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение3
1. Теоретические основы изучения цен и инфляции
1.1 Понятие цен и инфляции5
1.2. Система показателей статистики цен, виды цен8
1.3.
Инфляция, ее статистическое
изучение и виды12
2. Методологические
аспекты изучения цен и
2.1 Методы расчета и анализа индексов цен17
2.2.Методы
оценки уровня
и динамики инфляции
21
3. Статистический
анализ инфляционных процессов
в регионе25
Заключение37
Список использованной
литературы39
Приложения
Введение
Тема моей курсовой работы «Статистическое изучение цен и инфляции в регионе».
Цель моей работы: изучить теоретические и методологические аспекты цен и инфляции.
Задача работы – сделать статистический анализ инфляционных процессов в регионе.
Мне
кажется, что в современных условиях
это достаточно актуальный и интересный
вопрос, потому что переход нашей
экономики на рыночные отношения
резко повысил значение денег. Проблемы
денежного хозяйства становятся
основными и в практических мероприятиях
по реконструкции народного
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно,
что в условиях рыночных отношений
возможности искусственного сдерживания
инфляции резко сокращаются. Вместе
с тем непоследовательность в
принятии решений по переходу к рынку,
непродуманность некоторых
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением [11].
Для
анализа и регулирования
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрывается понятие цен и инфляции, их основные виды. Во второй главе идет непосредственное изучение методологических аспектов цен и инфляции. И, наконец, в третьей главе – проводится анализ инфляционных процессов в регионе.
1.
Теоретические основы
изучения цен и
инфляции
1.1. Понятие цен и инфляции
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг).
Цена
– сумма денег, уплачиваемая покупателем
за приобретаемый им товар, представленный
в виде продукта или услуги. Данное
ее свойство проявляется в повседневной
практике хозяйственных отношений.
Какова цена товара, всегда можно узнать
от продавца, из прейскуранта или договора
о поставке, условий купли-продажи.
Обычное восприятие цены, как правило,
связано с ценой единицы
В рыночном хозяйстве цена – это инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. Она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики. Поэтому важно с помощью экономической теории установить, каким образом цена и рыночный механизм ценообразования решают глобальные проблемы: что, как и для кого производить.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.
Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
Рыночная
цена выполняет различные функции.
Цена – это посредник и соизмеритель
при обмене товаров на деньги. Цена
– важный показатель конъюнктуры
рынка, фактор уровня, структуры и
соотношения спроса и предложения,
территориального размещения производства.
Цена – инструмент образования прибыли
и управления эффективностью, фактор
налогообложения. Цена – это главная
составляющая инфляционных процессов,
средство влияния на инвестиционную
политику (повышение цен часто
ведет к росту
Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязи находится и понятие инфляции.
Отечественные
и зарубежные экономисты по-разному
трактуют природу инфляции. Исследование
различных теоретических
Инфляция является следствием глубинных макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоймостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения, появление в обращении избыточных средств в наличной и безналичной формах. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и т.д. [1]
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
Рост
заработной платы и цен подталкивают
друг друга, и умеренная инфляция
при соответствующей политике государства
трансформируется в гиперинфляцию:
разрушаются нормальные экономические
отношения, производители и потребители
избавляются от денег, вкладывая
их в непроизводительные ценности,
переходят на бартерные расчеты,
сворачивается производство и накапливаются
товары в расчете на их удорожание,
растет спекулятивная деятельность,
обесцениваются накопления целого поколения
людей. Страдают от инфляции граждане
с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы
и предприниматели. Выигрывают фирмы,
имеющие возможность легко увеличить
и зарплату, например торговцы драгоценностями,
стоимость которых во время инфляции растет
быстрее, чем стоимость жизни.
1.2. Система показателей статистики цен, виды цен
Цены
– сложная система, составной
элемент рыночного механизма. Следовательно,
статистическое изучение цен требует
развернутой системы
Рынок
делает цены гибкими, чутко реагирующими
на изменение различных факторов.
Поэтому показатели эластичности цен,
их соотношений должны найти отражение
в системе показателей
Система показателей статистики цен и ценообразования.
Блоки
показателей |
Показатели | Субпоказатели |
Уровень цен | Индивидуальный уровень | Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя |
Средний уровень | Средняя цена на дату и за период: по товарной группе; по территории, в том числе городу и селу; по группам покупателей. | |
Обобщающий уровень | Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу. | |
Структура цены | Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги | Удельный вес каждого элемента в конечной цене товара; удельный вес валового дохода в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен. |
Соотношение цен | Коэффициенты соотношения цен регионов, товаров | Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых. |
Вариация цен | Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени | Распределение
цен в пределах товарной группы;
уровень территориальной |
Динамика цен | Показатели динамики отдельных товаров-представителей, всех товаров | Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен. |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям | Показатели влияния качества на цену, динамику качества, цен | Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность | Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других | Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности |
Информация о работе Статистическое изучение цен и инфляции в регионе