Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

На оживленной улице, в  транспорте, в театре, на выставке и  т.д. людям предлагается бесплатный лотерейный билет или анкета для  участия в розыгрыше, записываются телефоны согласившихся принять  участие. Затем поступает звонок о необычайном везении в розыгрыше  и предлагается прийти за призом в  определенное место на презентацию. На самом деле звонки поступают всем и распространители «лотерей» или  анкет прекрасно знают, что им нужны только координаты для дальнейшего  обольщения потенциального клиента. Собравшаяся  аудитория (с ней, начиная с момента  захода на «презентацию» работают индивидуально  уже другие люди) с удивлением узнает, что приз будет только сейчас разыгран, причем один. Далее происходит короткое шоу с розыгрышем приза, а затем  на сцене появляется менеджер кампании организовавшей «заманивание» простодушных обывателей, предлагая на «выгодных  условиях» туристические путевки, приобретение сертификата «таймшера», льготный вид страхования или  что-либо другое, в зависимости от реального предмета деятельности кампании-организатора. Уйти неудобно, приходится слушать, тем  более что в перспективе светит еще выигрыш, например, бесплатный купон  на приобретение авиабилета за рубеж, – правда потом оказывается, что получить подобный билет «бесплатно» вам удастся только в случае вложения эквивалентной денежной суммы за сопутствующие услуги предоставляемые кампанией.

В более простой форме  втягивание в распространение товаров  и услуг осуществляется по схеме  «товар тебе достанется дешевле, если приведешь еще клиентов». Герболайф, косметика, страховки, посуда, бытовая  техника и многие другие товары распространяются благодаря оказанию нужного воздействия  лица уже купившего их на свое ближайшее  окружение. Хорошо когда это качественный товар, но надо помнить, что первыми  широко подобные схемы стали применять  в 30-е годы распространители наркотиков. Также давно известны манипулятивные приемы уличных игр («наперсток», различные  лотереи), которые разыгрываются  по четким сценариям, где есть «зазывалы», «случайные» партнеры, «удачливые»  игроки, провокаторы и другие участники  с определенной ролью. Сегодня эти  сценарии используются крупными кампаниями, «лохотроны», как их называют в народе, обвораживают десятки и сотни  тысяч людей. Пока существует социальная база желающих «легко» заработать и  люди не дорастут до понимания манипулятивной сущности подобных операций, количество обманутых не будет уменьшаться. К сожалению, пока к пониманию  этого приходят одно поколение, подрастает новое, желающее рискнуть, получить много  и побыстрей без особых усилий.

Подобно тому, как обозначает игры Э. Берн можно дать условные названия психологическим механизмам, стимулирующим  жилку наживы в области, так называемого, «легкого предпринимательства». Например, «мы то с тобой еще успеем получить...», когда участвуют в обороте  денег по сценарию «МММ» или «Властелины»; «ну у тебя же есть хоть парочка  надежных друзей...», когда надо убедить  в том, чтобы человек приобрел товар или отдал деньги в кампанию построенную на «взаимном доверии  и взаимопомощи» (в этих случаях, вкладывая крупную сумму, можно вернуть ее, а первым вкладчики ее позволяют даже увеличить, если они приводят новых членов, которым, в свою очередь, обещают получение вложенных средств после того, как они сделают то же самое). Наибольший «куш» срывают организаторы таких проектов. Поэтому кампании, организованные по типу последней, для повышения коммуникативной компетентности своих вкладчиков, заинтересованных в привлечении новых членов, регулярно проводят занятия с участием психологов и других специалистов по межличностному общению (естественно за счет средств самих вкладчиков). Причем одним из условий членства в организациях «взаимопомощи на доверии» являются требования секретности и нераспространения информации получаемой на «дружеских» встречах. Это вполне закономерно, так как мы упоминали, что приемы манипулятивного воздействия эффективно работают в тех случаях, когда о них меньше знают объекты, в отношении которых эти приемы используются.

в начало

 

2.3. Техники  скрытого получения информации  от партнера по общению как  межличностные манипулятивные игры

 

Характерной особенностью использования психологических  манипуляций является устойчивое сочетание  манипулятивных приемов с особенностями  и условиями их применения в коммуникативных  ситуациях для скрытого получения  информации от партнера по общению. С  одной стороны, скрытое получение  информации в процессе общения является условием эффективного применения манипулятивного  воздействия. С другой, использование  подобных же приемов может способствовать обнаружению и нейтрализации  манипуляций, к которым прибегает  недобросовестный партнер.

Психологической основой  распространения человеком информации, которую он не должен был бы доводить до сведения других, или даже той, которая  может представлять угрозу для его  личной безопасности, является устойчивая природная тяга людей ко всему  новому, интересному, неизвестному, выводящая  информационный обмен на уровень  духовной потребности. Эта, если можно  так выразиться, гуманистическая  основа способствует стремлению распространять знания и истину даже ценой собственной  жизни, подобно тому, как поступил в свое время Джордано Бруно. Другая основа примитивистская – эгоизм, самоутверждение, стремление оказаться в центре внимания, продемонстрировать свою исключительность, значимость, особую роль. Бывает и так, что человек вынужден что-либо скрывать из-за интересов организации в которой работает, при этом, испытывая дискомфорт и обиду в силу того, что о его необычайных успехах или особой информированности не знают другие, в том числе близкие люди.

К гуманистическим предпосылкам, способствующим скрытому получению  информации от объекта манипулятивного  воздействия, относятся эксплуатация его желаний поделиться информацией, переубедить другого, исправить  ошибочную точку зрения, а также  игра на чувстве благодарности, испытываемому  в ответ на действие и высказывания партнера по общению.

Эгоцентрические качества личности, такие как амбиции, тщеславие, завышенная самооценка также становятся мишенями манипулятивного воздействия  в ходе межличностного взаимодействия, ставящего своими целями скрытое  получение информации. В практике это реализуется в случаях, когда  объекта воздействия удается  спровоцировать на то чтобы он «осадил» собеседника в процессе спора  или дискуссии, показал собственную  осведомленность, используя при  этом информацию, которая прежде не предназначалась для разглашения. Таким образом, и то, что принято  относить к положительным качествам  личности (открытость, желание помочь другим) и негативные качества (эгоцентризм, высокомерие), становясь мишенями манипулятивного  воздействия в коммуникативных процессах, могут явиться источником угрозы для безопасности личности.

Борьба мотивов из-за проблемы «закрытости-открытости»  в информационной сфере замечательно отражена в восточной легенде  о брадобрее, который единственный из граждан знал о том, что у  их правителя ослиные уши и  под страхом смерти вынужден был  хранить тайну. Распираемый от этого  знания брадобрей вырыл в поле яму и кричал в нее об ослиных  ушах первого лица в государстве. Однако далеко не всем людям удается  находить выход, таким образом, так  как потребность делиться знаниями является достаточно сильной и естественной для человека. Другое дело, что понимание  опасностей и рисков, связанных с  распространением определенной информации, заставляет прилагать сдерживающие усилия и вести себя адекватно  обстановке.

«Люди даже самые скрытые  тоже испытывают потребность поверить свои секреты, но они делают это в  форме общих идей. И считают  себя в безопасности под такою  личиной... – отмечал Андре Моруа, делая следующий вывод – ...совет – это всегда исповедь». Поэтому один из приемов скрытого получения информации от человека может сводиться к обращению за советом по какому-либо вопросу. В отличие от реального желания проконсультироваться, подлинной целью в подобных случаях являются выведывание информации, которой располагает опрашиваемое лицо, оценка его опыта, знаний и пр. В профессиональной деятельности и в быту одной из разновидностей такого приема нередко становится просьба охарактеризовать конкретного человека, причем инициатор вопроса уже имеет четкое собственное представление об объекте псевдоинтереса, ему нужно не столько содержание оценки, даваемой партнером по общению, сколько выяснение его позиции для того, чтобы делать выводы именно об этом лице, а не о том человеке в отношении которого ставится вопрос.

Для того чтобы стимулировать  откровенность используются провокационные или ложные заявления, цель которых  вызвать спор или опровержение и  таким образом получить необходимую  информацию. В период существования  СССР объектами использования данного  приема зачастую становились специалисты  режимных предприятий, выезжающие на научные  симпозиумы или другие мероприятия (надо сказать, что подобная поездка  была целым событием для ученых из «оборонки», многие из которых проводили  всю жизнь на тщательно охраняемых закрытых объектах). Не трудно представить  себе психологическое состояние  специалиста, который делает открытие, вплоть до мирового значения и при  этом вынужден не предавать огласке  свои достижения. Для того чтобы  подзадорить полемический задор  ученых и получить закрытые сведения о последних научных разработках, устраивались целые представления, на которых инициаторы обсуждений настаивали на откровенной «липе», а затем, в  ходе ее опровержения со стороны оппонентов, получали интересующую информацию.

Провоцирование к высказываниям  с помощью обращения к чувству  собственного достоинства, предполагает высказывание похвалы, лести, выражение  уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к самому собеседнику и к тому, что он говорит. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными  и честолюбивыми людьми. Обращение  к чувству собственного достоинства  позволяет установить с такими людьми более тесные отношения и способствует появлению искренности с их стороны. Так, например, подчеркивая собеседнику, что тот и раньше был известен как человек самостоятельных, оригинальных (нетрадиционных, критических и т.п. взглядов), можно стимулировать его  к еще более откровенным суждениям. Другой способ – использовать фразы типа: «...ваше мнение особенно ценно...», «...как правильно (замечательно, оригинально, тонко и т.п.) вы как-то заметили...» Далее может следовать даже не обязательно то, что человек говорил, важно его возвышение. «Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие» – писал Ларошфуко (максима №2), а когда оно еще ненавязчиво подогревается извне, человек не только гордится собой, но и испытывает удовлетворение оттого, что его достоинства оценены.

Естественно, что чем  умнее человек, тем сложнее им манипулировать с помощью лести, однако, к комплиментам не равнодушен никто, даже когда они вроде бы отвергаются. Поэтому умный манипулятор  старается соблюдать чувство  меры и тонко чувствует с кем  он имеет дело. Важно, чтобы похвала  и лесть высказывалась объекту  тогда, когда он испытывает в этом настоятельную потребность.

Для активизации общения  на тему, интересующую инициатора манипулятивного  воздействия, применяется такой  прием, как использование смежной  темы разговора. Этот прием, называемый иначе «тематическим регулированием»  разговора, дает возможность вести  беседу целенаправленно, но, не прибегая к постановке прямых вопросов. Такая  тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в  свою орбиту и образы из области  запретной (скрываемой) информации. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью нейтральных вопросов или инициацией определенных тем, переживаний, образов.

Возможность репродукции  образов под влиянием таких речевых  воздействий основывается на психофизиологическом явлении семантической генерализации, установленном в лаборатории  Н.И. Красногорского в 1935 году. Сущность этого явления заключается в  том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на слова, которые сходны по смыслу, относятся к одному семантическому полю, используются из-за одних и  тех же логических предпосылок, что  почти не зависят от их звучания или написания. Именно в силу семантической  генерализации, протекающей неосознанно, смежная тема разговора неизменно  оживляет целый комплекс образов  и последовательно приводит к  тем высказываниям, которые от человека ожидаются как непреднамеренная реакция.

Основные условия успешного  применения данного приема состоят  в следующем:

  1. тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна объекту воздействия, и иметь для него определенную значимость;
  2. смежная тема должна соответствовать конкретной ситуации;
  3. смежная тема должна соответствовать национальным, профессиональным и индивидуальным особенностям объекта воздействия;
  4. действия и поступки субъекта воздействия должны быть психологически и экспрессивно обоснованы (он должен уметь воспроизводить мимикой и жестами соответствующее ситуации отношение к объекту воздействия и теме разговора).

 

Основное правило применения данного приема для скрытного  получения информации:

      • смежная тема не должна быть слишком близка к «зоне» информации, представляющей интерес для субъекта воздействия, так как в этом случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса;
      • смежная тема не должна быть и слишком отделена от данного вопроса, ибо тогда она, вызывая в памяти человека массу других образов, и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе значимой информации.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО