Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является пояснение и описание состояния российского рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом.
В связи с этой целью, поставлены следующие задачи:
выявление взаимосвязи между показателями грузовых перевозок методами корреляции и регрессии.
формирование скорости развития основных показателей грузовых перевозок;

анализ различных показателей структуры грузовых перевозок автомобильным транспортом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. …..3

§1. Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок
в России за 1999-2008 годы………………………………………..……………….5
§1.1 Автомобильный транспорт и его роль в экономике России………...5
§2. Исследование показателей грузовых автоперевозок……………………….7
§2.1 Анализ показателей динамики грузовых автоперевозок………….7
§2.2. Анализ показателей структуры грузовых автоперевозок………….17
§2.3 Изучение взаимосвязи между показателями грузовых автоперевозок и некоторыми факторами……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………............24

Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 109.05 Кб (Скачать)

года

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

перевезено грузов, млн. т.

593

556

550

561

503

490

493

612

713

725

738

                     



 

 

 

 

 

      Динамика перевезенных  грузов в России за 1998-2008гг

 

 

Проведя данное исследование, я заметила, что за 11 летний период наблюдается неравномерное изменение количества перевозимых грузов, т.е. в период с 1998 по 2000 и с 2001 по 2003 года происходит равномерное снижение перевозимых грузов, а с 2003г и по настоящее время мы наблюдаем равномерное увеличение числа грузовых перевозок. В ближайшем будущем основные направления развития транспорта общего пользования, скорее всего будут определяться исходя из того, что грузовые перевозки будут только увеличиваться, а затраты на перевозки снижаться за счёт интенсивности использования подвижного состава. Грузовые перевозки, постоянно увеличивающиеся в объёмах, естественно, требуют повышенного качества транспортного обслуживания. Кроме того, грузовые перевозки в данном случае потребуют и постоянного совершенствования работы автотранспорта и повышения эффективности использования транспортных единиц.

А теперь рассчитаем характеристики рядов динамики для  показателя перевезённых грузов.

  1. абсолютный  прирост (Δу) по сравнению с предыдущим годом: Δi = уi-yi-k

Δ1999 = 556-593 =-37

Δ2000=550-556=-6

………

Δ2007= 725-713=12

Δ2008 = 738-725=13

 

       абсолютный  прирост (Δу) по сравнению с 1998 годом: Δi = уi-y1998

 

Δ1999 = 556-593= -37

Δ2000= 550-593= -43

……….

Δ2007 = 725-593=132

Δ2008= 738-593= 145

 

2) Темп роста  (Tpi/ ) по отношению к предыдущему году : цепной темп роста    Tpi/i-1=(yi /yi-1)*100%

Тp1999 =(556/593)*100% = 93,76

Тp2000=(550/556)*100% = 98,92

……….

Тp2007 =(725/713)*100% = 101,68

Тp2008 =(738/725)*100% = 101,79

  Темп роста (Tp ) по отношению к 1998 году : базисный темп роста

          Tpi/1=(yi /y1)*100%

Тp1999 =(556/593)*100% = 93,76

Тp2000 =(550/593)*100% = 92,75

………….

Тp2007 =(725/593)*100% = 122,26

Тp2008 =(738/593)*100% = 124,45

 

3)  Темп прироста (Tnp) по отношению к предыдущему году: Tnpi/i-1=Tpi/i-1-100

Tnp1999=93,76-100=-6,24

Tnp2000=98,92-100=-1,08

……….

Tnp2007=101,68-100=1,68

Tnp2008=101,79-100=1,79

 

Темп прироста (Tnp) по отношению к 1998 году: Tnpi=Tpi/1998-100

Tnp1999=93,76-100=-6,24

Tnp2000=92,75-100=-7,25

………..

Tnp2007=122,26-100=22,26

Tnp2008=124,45-100=24,45

4) Абсолютное значение одного процента прироста :

1999= 0,01*593=5,93

2000= 0,01*556=5,56

…………

2007= 0,01*713=7,13

2008= 0,01*725=7,25

Получив эти данные можно сделать  следующие выводы : Количество перевезённых грузов за последние 11 лет в нашей стране возросло на 145 млн. тонн это довольно высокий показатель нежели, чем в одной из наших соседних стран, где разница перевозок составила всего лишь 28,7 млн. тонн ; за последний год этот показатель вырос на 13 млн. тонн. Есть вероятность, что это связано с повышением  финансирования развития транспортной инфраструктуры.  Минимальное количество грузов, как видно из таблицы №3, было перевезено в 2003 году. Это связано с тем, что только в конце 2003 года были выявлены направления совершенствования организационной структуры автомобильных грузоперевозок путём привлечения более 20 млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций.

Темп роста в 2008 году по сравнению с 2007 составил 101,8%, а по сравнению с 1998 годом – 124,45% .

Что касается темпа прироста, то он в 2008 году по сравнению с 2007 составил 1,79%, что свидетельствует об увеличении перевезенных грузов на 1,79%. А если сравнивать с 1998 годом, то показатель увеличился на 24,45%, т.е. по сравнению с 1998 годом кол-во перевезенных грузов увеличилось на 24,45%.

Для 2008 года абсолютное значение 1% прироста составило 7,25 млн.т., в то время как в 2004 году данный показатель равен 7,9 млн.т., где достигается наименьшее значение 1% прироста.

Также весьма интересен показатель числа грузовых автомобилей России :

 

Таблица №4

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

4260

4083

4122

4218

4331

4363

4470

4564

4592

4730

4920


 

Построим  график изменения числа автомобилей за последние 11 лет.

 

Динамика  числа грузовых автомобилей в  России в 1998-2008гг.

Из графика видно, что за последние 11 лет число грузовых автомобилей выросло, но не значительно.

Снова рассчитаем характеристики рядов динамики для  показателя числа грузовых  автомобилей  в России.

  1. абсолютный  прирост (Δу) по сравнению с предыдущим годом: Δi = уi-yi-k

Δ1999 = 4083-4260 =-177

Δ2000=4122-4083=39

………

Δ2007= 4730-4592=138

Δ2008 =4920-4730=190

 

       абсолютный  прирост (Δу) по сравнению с 1998 годом: Δi = уi-y1998

 

Δ1999 = 4083-4260= -177

Δ2000= 4122-4260= -138

……….

Δ2007 = 4730-4260=470

Δ2008= 4920-4260= 660

 

2) Темп роста  (Tpi/ ) по отношению к предыдущему году : цепной темп роста    Tpi/i-1=(yi /yi-1)*100%

Тp1999 =(4083/4260)*100% = 95,85

Тp2000=(4122/4083)*100% = 100,96

……….

Тp2007 =(4730/4592)*100% = 103,01

Тp2008 =(4920/4730)*100% = 104,02

  Темп роста (Tp ) по отношению к 1998 году : базисный темп роста

          Tpi/1=(yi /y1)*100%

Тp1998 =(4083/4260)*100% =95,85

Тp2008 =(4122/4260)*100% = 96,76

………….

Тp2007 =(4730/4260)*100% = 111,03

Тp2008 =(4920/4260)*100% = 115,49

 

3)  Темп прироста (Tnp) по отношению к предыдущему году: Tnpi/i-1=Tpi/i-1-100

Tnp1999=95,85-100=-4,15

Tnp2000=100,96-100=0,96

……….

Tnp2007=103,01-100=3,01

Tnp2008=104,02-100=4,02

 

Темп  прироста (Tnp) по отношению к 1998 году: Tnpi=Tpi/1998-100

Tnp1999=95,85-100=-4,15

Tnp2000=96,76-100=-3,24

………..

Tnp2007=111,03-100=11,03

Tnp2008=115,49-100=15,49

4) Абсолютное значение одного процента прироста :

1999= 0,01*4260=42,6

2000= 0,01*4083=40,83

…………

2007= 0,01*4592=45,92

2008= 0,01*4730=47,3

По этим данным можно сделать следующие выводы, что за последние 11 лет число грузовых автомобилей выросли лишь на 660 тыс.штук. Самое высокое число грузовых автомобилей было в 2008году, в то время как в 1999 году самый маленький показатель грузовых автомобилей за весь период исследования. Это связано с нарастанием неблагоприятных тенденций нашей страны  в четвертом квартале 1999 года, когда произошел спад спроса на грузовые автомобили в отраслях, имеющих немаловажное значение  – строительство, добывающие отрасли, коммерческие перевозки технологических грузов, химическая промышленность, металлургия.

А теперь можно  рассчитать статистические показатели : это средний уровень ряда, средний темп роста и  средний темп прироста для количества грузовых автомобилей по формулам:   

       

     Т.е. ежегодно с 1998 по 2008гг. происходило увеличение числа грузовых автомобилей в России  на 1,45% и среднее число грузовых автомобилей за 11 лет составило 4423,3 тыс. шт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Анализ показателей структуры  грузовых автоперевозок.

В данной главе  проведём анализ структуры перевозки грузов различными видами организаций в нашей стране и выявим показатель возрастной структуры парка грузовых автомобилей.

Необходимо  рассчитать линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, который представляет собой сумму приростов удельных весов по модулю, деленную на число  структурных частей; его формула  следующая 

 

Структура перевозки  грузов организациями всех видов  деятельности в России за 1998-2008гг

Таблица №5

Перевозка грузов всех видов деятельности

Удельный вес, % к итогу

 

|din-di1|

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Организациями авто транспорта

10,76

9,80

8,24

8,12

6,99

6,65

6,51

7,90

9,02

 

9,28

1,827

Предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки

0,39

0,41

0,50

0,52

0,55

0,60

0,66

0,73

0,81

 

 

 

0,92

0,562

Др. виды организаций

83,81

84,70

79,78

80,55

81,21

81,14

80,24

78,41

76,42

77,14

8,127

Организации др. видов на коммерческой основе

5,03

5,09

11,49

10,81

11,25

11,61

12,59

12,96

13,75

 

 

 

12,66

9,246

 

                   

19,762


 

Данный коэффициент  абсолютных структурных сдвигов за последние 10 лет для показателя перевозок грузов организациями всех видов деятельности равен:

d1-d0= 19,762/( 4*9) = 0,55 проц. пунктов. Это говорит о том, что среднегодовое изменение перевозок грузов всех видов  организациями за рассматриваемые  10 лет составило 0,55 процента. И можно сделать вывод о том, что произошли малые структурные сдвиги.

Далее рассмотрим следующий показатель: возрастную структуру  грузовых автомобилей, что является также не мало важным для анализа  нашей темы.

 

Возрастная  структура парка грузовых автомобилей  организациями всех видов деятельности в России в 1998-2008 гг.

Таблица №6

Грузовые автомобили, находящиеся  в эксплуатации, лет:

 

Удельный вес, % к итогу

 

|din-di1|

 

1998

 

1999

 

2000

 

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007  

2008

 

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

До 2

3

3

4

5

5

5

5

6

7

8

8

5

2,1 – 5

12

9

8

8

8

10

10

11

12

12

13

1

5,1 – 8

30

25

20

15

11

10

10

10

11

12

11

19

8,1 – 10

22

22

22

21

18

13

11

9

8

8

9

13

10,1 – 13

18

21

24

25

26

26

24

20

16

13

14

4

Более 13

15

19

22

27

32

36

40

44

46

47

45

30

                     

72

Информация о работе Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы