Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является пояснение и описание состояния российского рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом.
В связи с этой целью, поставлены следующие задачи:
выявление взаимосвязи между показателями грузовых перевозок методами корреляции и регрессии.
формирование скорости развития основных показателей грузовых перевозок;
анализ различных показателей структуры грузовых перевозок автомобильным транспортом.
Введение……………………………………………………………………….. …..3
§1. Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок
в России за 1999-2008 годы………………………………………..……………….5
§1.1 Автомобильный транспорт и его роль в экономике России………...5
§2. Исследование показателей грузовых автоперевозок……………………….7
§2.1 Анализ показателей динамики грузовых автоперевозок………….7
§2.2. Анализ показателей структуры грузовых автоперевозок………….17
§2.3 Изучение взаимосвязи между показателями грузовых автоперевозок и некоторыми факторами……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………............24
Список используемой литературы……
года |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
перевезено грузов, млн. т. |
593 |
556 |
550 |
561 |
503 |
490 |
493 |
612 |
713 |
725 |
738 |
Динамика перевезенных грузов в России за 1998-2008гг
Проведя данное исследование, я заметила, что за 11 летний период наблюдается неравномерное изменение количества перевозимых грузов, т.е. в период с 1998 по 2000 и с 2001 по 2003 года происходит равномерное снижение перевозимых грузов, а с 2003г и по настоящее время мы наблюдаем равномерное увеличение числа грузовых перевозок. В ближайшем будущем основные направления развития транспорта общего пользования, скорее всего будут определяться исходя из того, что грузовые перевозки будут только увеличиваться, а затраты на перевозки снижаться за счёт интенсивности использования подвижного состава. Грузовые перевозки, постоянно увеличивающиеся в объёмах, естественно, требуют повышенного качества транспортного обслуживания. Кроме того, грузовые перевозки в данном случае потребуют и постоянного совершенствования работы автотранспорта и повышения эффективности использования транспортных единиц.
А теперь рассчитаем характеристики рядов динамики для показателя перевезённых грузов.
Δ1999 = 556-593 =-37
Δ2000=550-556=-6
………
Δ2007= 725-713=12
Δ2008 = 738-725=13
абсолютный прирост (Δу) по сравнению с 1998 годом: Δi = уi-y1998
Δ1999 = 556-593= -37
Δ2000= 550-593= -43
……….
Δ2007 = 725-593=132
Δ2008= 738-593= 145
2) Темп роста (Tpi/ ) по отношению к предыдущему году : цепной темп роста Tpi/i-1=(yi /yi-1)*100%
Тp1999 =(556/593)*100% = 93,76
Тp2000=(550/556)*100% = 98,92
……….
Тp2007 =(725/713)*100% = 101,68
Тp2008 =(738/725)*100% = 101,79
Темп роста (Tp ) по отношению к 1998 году : базисный темп роста
Tpi/1=(yi /y1)*100%
Тp1999 =(556/593)*100% = 93,76
Тp2000 =(550/593)*100% = 92,75
………….
Тp2007 =(725/593)*100% = 122,26
Тp2008 =(738/593)*100% = 124,45
3) Темп прироста (Tnp) по отношению к предыдущему году: Tnpi/i-1=Tpi/i-1-100
Tnp1999=93,76-100=-6,24
Tnp2000=98,92-100=-1,08
……….
Tnp2007=101,68-100=1,68
Tnp2008=101,79-100=1,79
Темп прироста (Tnp) по отношению к 1998 году: Tnpi=Tpi/1998-100
Tnp1999=93,76-100=-6,24
Tnp2000=92,75-100=-7,25
………..
Tnp2007=122,26-100=22,26
Tnp2008=124,45-100=24,45
4) Абсолютное значение одного процента прироста :
1999= 0,01*593=5,93
2000= 0,01*556=5,56
…………
2007= 0,01*713=7,13
2008= 0,01*725=7,25
Получив эти данные можно сделать следующие выводы : Количество перевезённых грузов за последние 11 лет в нашей стране возросло на 145 млн. тонн это довольно высокий показатель нежели, чем в одной из наших соседних стран, где разница перевозок составила всего лишь 28,7 млн. тонн ; за последний год этот показатель вырос на 13 млн. тонн. Есть вероятность, что это связано с повышением финансирования развития транспортной инфраструктуры. Минимальное количество грузов, как видно из таблицы №3, было перевезено в 2003 году. Это связано с тем, что только в конце 2003 года были выявлены направления совершенствования организационной структуры автомобильных грузоперевозок путём привлечения более 20 млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций.
Темп роста в 2008 году по сравнению с 2007 составил 101,8%, а по сравнению с 1998 годом – 124,45% .
Что касается темпа прироста, то он в 2008 году по сравнению с 2007 составил 1,79%, что свидетельствует об увеличении перевезенных грузов на 1,79%. А если сравнивать с 1998 годом, то показатель увеличился на 24,45%, т.е. по сравнению с 1998 годом кол-во перевезенных грузов увеличилось на 24,45%.
Для 2008 года абсолютное значение 1% прироста составило 7,25 млн.т., в то время как в 2004 году данный показатель равен 7,9 млн.т., где достигается наименьшее значение 1% прироста.
Также весьма интересен показатель числа грузовых автомобилей России :
Таблица №4
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
4260 |
4083 |
4122 |
4218 |
4331 |
4363 |
4470 |
4564 |
4592 |
4730 |
4920 |
Построим график изменения числа автомобилей за последние 11 лет.
Динамика числа грузовых автомобилей в России в 1998-2008гг.
Из графика видно, что за последние 11 лет число грузовых автомобилей выросло, но не значительно.
Снова рассчитаем характеристики рядов динамики для показателя числа грузовых автомобилей в России.
Δ1999 = 4083-4260 =-177
Δ2000=4122-4083=39
………
Δ2007= 4730-4592=138
Δ2008 =4920-4730=190
абсолютный прирост (Δу) по сравнению с 1998 годом: Δi = уi-y1998
Δ1999 = 4083-4260= -177
Δ2000= 4122-4260= -138
……….
Δ2007 = 4730-4260=470
Δ2008= 4920-4260= 660
2) Темп роста (Tpi/ ) по отношению к предыдущему году : цепной темп роста Tpi/i-1=(yi /yi-1)*100%
Тp1999 =(4083/4260)*100% = 95,85
Тp2000=(4122/4083)*100% = 100,96
……….
Тp2007 =(4730/4592)*100% = 103,01
Тp2008 =(4920/4730)*100% = 104,02
Темп роста (Tp ) по отношению к 1998 году : базисный темп роста
Tpi/1=(yi /y1)*100%
Тp1998 =(4083/4260)*100% =95,85
Тp2008 =(4122/4260)*100% = 96,76
………….
Тp2007 =(4730/4260)*100% = 111,03
Тp2008 =(4920/4260)*100% = 115,49
3) Темп прироста (Tnp) по отношению к предыдущему году: Tnpi/i-1=Tpi/i-1-100
Tnp1999=95,85-100=-4,15
Tnp2000=100,96-100=0,96
……….
Tnp2007=103,01-100=3,01
Tnp2008=104,02-100=4,02
Темп прироста (Tnp) по отношению к 1998 году: Tnpi=Tpi/1998-100
Tnp1999=95,85-100=-4,15
Tnp2000=96,76-100=-3,24
………..
Tnp2007=111,03-100=11,03
Tnp2008=115,49-100=15,49
4) Абсолютное значение одного процента прироста :
1999= 0,01*4260=42,6
2000= 0,01*4083=40,83
…………
2007= 0,01*4592=45,92
2008= 0,01*4730=47,3
По этим данным
можно сделать следующие
А теперь можно рассчитать статистические показатели : это средний уровень ряда, средний темп роста и средний темп прироста для количества грузовых автомобилей по формулам:
Т.е. ежегодно с 1998 по 2008гг. происходило увеличение числа грузовых автомобилей в России на 1,45% и среднее число грузовых автомобилей за 11 лет составило 4423,3 тыс. шт
2.2. Анализ показателей структуры грузовых автоперевозок.
В данной главе проведём анализ структуры перевозки грузов различными видами организаций в нашей стране и выявим показатель возрастной структуры парка грузовых автомобилей.
Необходимо рассчитать линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, который представляет собой сумму приростов удельных весов по модулю, деленную на число структурных частей; его формула следующая
Структура перевозки грузов организациями всех видов деятельности в России за 1998-2008гг
Таблица №5
Перевозка грузов всех видов деятельности |
Удельный вес, % к итогу |
|din-di1| | |||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Организациями авто транспорта |
10,76 |
9,80 |
8,24 |
8,12 |
6,99 |
6,65 |
6,51 |
7,90 |
9,02 |
9,28 |
1,827 |
Предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки |
0,39 |
0,41 |
0,50 |
0,52 |
0,55 |
0,60 |
0,66 |
0,73 |
0,81 |
0,92 |
0,562 |
Др. виды организаций |
83,81 |
84,70 |
79,78 |
80,55 |
81,21 |
81,14 |
80,24 |
78,41 |
76,42 |
77,14 |
8,127 |
Организации др. видов на коммерческой основе |
5,03 |
5,09 |
11,49 |
10,81 |
11,25 |
11,61 |
12,59 |
12,96 |
13,75 |
12,66 |
9,246 |
∑ |
19,762 |
Данный коэффициент абсолютных структурных сдвигов за последние 10 лет для показателя перевозок грузов организациями всех видов деятельности равен:
∆d1-d0= 19,762/( 4*9) = 0,55 проц. пунктов. Это говорит о том, что среднегодовое изменение перевозок грузов всех видов организациями за рассматриваемые 10 лет составило 0,55 процента. И можно сделать вывод о том, что произошли малые структурные сдвиги.
Далее рассмотрим следующий показатель: возрастную структуру грузовых автомобилей, что является также не мало важным для анализа нашей темы.
Возрастная структура парка грузовых автомобилей организациями всех видов деятельности в России в 1998-2008 гг.
Таблица №6
Грузовые автомобили, находящиеся в эксплуатации, лет: |
Удельный вес, % к итогу
|
|din-di1| | ||||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
До 2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
5 |
2,1 – 5 |
12 |
9 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
13 |
1 |
5,1 – 8 |
30 |
25 |
20 |
15 |
11 |
10 |
10 |
10 |
11 |
12 |
11 |
19 |
8,1 – 10 |
22 |
22 |
22 |
21 |
18 |
13 |
11 |
9 |
8 |
8 |
9 |
13 |
10,1 – 13 |
18 |
21 |
24 |
25 |
26 |
26 |
24 |
20 |
16 |
13 |
14 |
4 |
Более 13 |
15 |
19 |
22 |
27 |
32 |
36 |
40 |
44 |
46 |
47 |
45 |
30 |
∑ |
72 |