Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является пояснение и описание состояния российского рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом.
В связи с этой целью, поставлены следующие задачи:
выявление взаимосвязи между показателями грузовых перевозок методами корреляции и регрессии.
формирование скорости развития основных показателей грузовых перевозок;

анализ различных показателей структуры грузовых перевозок автомобильным транспортом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. …..3

§1. Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок
в России за 1999-2008 годы………………………………………..……………….5
§1.1 Автомобильный транспорт и его роль в экономике России………...5
§2. Исследование показателей грузовых автоперевозок……………………….7
§2.1 Анализ показателей динамики грузовых автоперевозок………….7
§2.2. Анализ показателей структуры грузовых автоперевозок………….17
§2.3 Изучение взаимосвязи между показателями грузовых автоперевозок и некоторыми факторами……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………............24

Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 109.05 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию Московского  Государственного   Университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ)

 

 

 

 

 

 

Кафедра Социально-экономической статистики.

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине:

 «Макроэкономическая статистика»

 

На тему: «Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Москва, 2010г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. …..3

 

§1. Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок

   в России за 1999-2008 годы………………………………………..……………….5

          §1.1  Автомобильный транспорт и его роль в экономике России………...5

§2.  Исследование  показателей грузовых автоперевозок……………………….7

§2.1 Анализ показателей динамики грузовых автоперевозок………….7

      §2.2.  Анализ показателей структуры грузовых автоперевозок………….17

§2.3 Изучение взаимосвязи между показателями грузовых автоперевозок и                 некоторыми факторами……………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………............24

 

Список используемой литературы………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт является одной из насущных потребностей современного общества, наряду с такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающие жизнедеятельность человека.

На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. В связи с разукрупнением предприятий, расширением сети межпроизводственных связей, но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходит до 75%.

Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками. Именно поэтому выбор темы моей курсовой работы остановился на этой интересной, а главное актуальной проблеме.

Целью  моей курсовой работы является  пояснение и описание состояния российского рынка грузовых перевозок автомобильным транспортом.

В связи  с этой целью, поставлены следующие задачи:

  1. выявление взаимосвязи между показателями грузовых перевозок методами корреляции и регрессии.
  2. формирование скорости развития основных показателей грузовых перевозок;

 

  1. анализ различных показателей структуры грузовых перевозок автомобильным транспортом.

Объект изучения - российский рынок грузовых перевозок.

При написании курсовой работы были использованы данные исследований российского  представительства Ассоциации Международных  Автомобильных Перевозчиков Всемирной  Организации Автомобильного Транспорта (IRU-MCAT), который занимается исследованием и анализом деятельности автотранспортных структур в России , а также данные российской статистики, и, конечно, Интернет. Работа построена из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

1.  Экономико-статистический анализ показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы

  1.1 Автомобильный транспорт и его роль в экономике России

 

Автомобильный транспорт России представляет собой  наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в  нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей  используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет  большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням  и развозит их к потребителям. В  северных и восточных районах, где  почти нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом  перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз  больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

В автомобильном  транспорте, как я знаю сконцентрировано около 97%  от всех лицензируемых субъектов  транспортной деятельности. В сфере  коммерческих и некоммерческих автомобильных  перевозок сейчас занято порядка  полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые  перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики  сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным, что лишний раз доказывает актуальность данной темы.

В отличие  от других видов транспорта автотранспорт  во все возрастающих объемах перевозит  международные грузы. Это обусловлено  его высокой маневренностью, большой  скоростью, обеспечением перевозок  непосредственно от  отправителя до получателя в прямых сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.

Хозяйственное и социальное развитие страны требует  слаженной и высокоэффективной работы транспорта, четкого взаимодействия со всеми отраслями экономики. Это может быть достигнуто за счет лучшего использования транспортных средств, совершенствования координации работы автомобильного транспорта, широкого применения прогрессивных форм перевозочного процесса.

Важно знать, что информация по перевозкам автомобильным транспортом используются для построения транспортного баланса по регионам, а также в целом по стране и для исчисления синтетических показателей, выражающих участие транспорта и отдельно автомобильной отрасли в создании валового внутреннего продукта и валового национального продукта страны.

В конце теоретической части, хочу отметить , что помимо позитивных качеств, автомобильный транспорт имеет  и недостатки. К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте)  себестоимость перевозок.    Кроме того, автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферы, а проблема экологии и загрязнения окружающей среды в наше время является одной из самых острых и волнующих человечество проблем

 

2.  Исследование  показателей грузовых  автоперевозок

 

2.2 Анализ  показателей динамики грузовых  автоперевозок.

 

Анализ скорости и интенсивности развития явления  во времени осуществляется с помощью  статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

Чтобы определить абсолютный прирост (Δу), который характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени надо найти разности двух сравниваемых уровней:

Δi = уi-yi-k (i=1,2,3,...,n)  

Показатель  интенсивности изменения уровня ряда - темп роста - вычисляется по формулам: Tpi/1=(yi /y1)*100%-базисный темп роста и

Tpi/i-1=(yi /yi-1)*100%- цепной темп роста.

Наряду с  темпом роста можно рассчитать показатель темпа прироста, характеризующий относительную скорость изменения уровня ряда в единицу времени. Tnpi/i-1=Tpi/i-1-100

Абсолютное  значение одного процента прироста - представляет собой ни что иное,  как сотую часть базисного уровня и в то же время отношение абсолютного прироста к соответствующему темпу прироста:    

По данному  плану проанализируем динамику развития грузовых перевозок по следующим  показателям: грузооборот, количество грузовых автомобилей, количество перевезенного груза;  эксплуатационная длина автомобильных дорог, потребление автобензина автомобильным транспортом и доходы от перевозок грузов. В таблице 1 представлены эти показатели.

 

 

Основные  показатели грузовых перевозок

автомобильного  транспорта в России за 1998-2008гг.

Таблица № 1

года

перевезено грузов (млн. т.)

грузооборот (млн. т*км)

Грузовые автомобили (тыс. шт.)

потребление бензина автотранспортом (млн. т.)

длина автомобильных  дорог с твердым покрытием 

(тыс. км)

Доходы от перевозок грузов (млрд. руб.)

 

1

2

3

4

5

6

1998

593

21

4260

9,2

752

14,7

1999

556

22

4083

9,4

753

18,7

2000

550

23

4122

9,4

754

21,1

2001

561

23

4218

8,7

755

24,8

2002

503

23

4331

8,4

756

24,5

2003

490

25

4363

7,9

745

27,0

2004

493

29

4470

7,6

738

29,5

2005

612

37

4564

7,2

725

38,0

2006

713

42

4592

7,8

755

45,8

2007

725

47

4730

7,3

771

58,4

2008

738

51

4920

8,1

794

69,2




 

Весьма важно  иметь представления о таком  показателе как  средняя дальность перевозок(average length of haul). Это один из важнейших показателей работы транспорта, который определяется делением грузооборота на количество перевезенных тонн.

Всё , что  надо сделать для данного показателя – это разделить графу №2 таблицы 1 на графу №1 . В результате получим :

 

AL 1998 = (21/593) = 35,4 тыс. км.

AL 2008 = (51/738)= 69,1 тыс.км.

Это говорит  о том, что за 11 лет средняя дальность перевозок выросла на 33,7 тыс. км. – почти вдвое. Данные изменения можно связать с широким применением автомобилей и необходимостью перевозок различных грузов на дальние расстояния.

 

Интересно провести сравнение этого  показателя по различным видам транспорта. Данные представлены в таблице № 2.

 

 

Грузовые перевозки  

Вид транспорта

 

Среднее расстояние перевозки грузов, км

Железнодорожный

     

общего пользования

   

1317

       

промышленный

   

578,6

       

Автомобильный

   

69,1

       

Речной

   

589

       

Морской

   

3612

       

Воздушный

   

2700

       

Трубопроводный

   

2312


 

 

Расчет делается по каждому виду транспорта как по всем грузам, так и по отдельным  их наименованиям. Наибольшая средняя  дальность перевозок грузов - на морском транспорте, наименьшая - на автомобильном. На мой взгляд это связано с удобством морского транспорта в транспортировки различных видов грузов и весьма развитой системой производства судов и барж и это, как я знаю, экономически выгодно.

Динамика  грузовых перевозок автомобильным  транспортом представлена в таблице  № 3                                                                                     Таблица №3

Информация о работе Экономико-статистическое исследование показателей грузовых перевозок в России за 1999-2008 годы