Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:10, реферат
Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.
Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают как относительные величины динамики.
Понятие об индексах. Классификация индексов
3
2.
Индексный метод
4
3.
Индивидуальные индексы
6
4.
Общие индексы
10
5.
Основные формулы исчисления сводных или общих индексов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Факультет Экономики и Управления
Реферат
по дисциплине: Статистика
на тему: Индексный метод
Выполнила студентка
второго курса
заочного отделения
Уварова Алёна Александровна
Преподаватель:
Краснодар
2012
Содержание | ||
1. |
|
3 |
2. |
|
4 |
3. |
|
6 |
4. |
|
10 |
5. |
Основные формулы исчисления сводных или общих индексов |
12 |
Индекс — это обобщающий
относительный показатель, характеризующий
изменение уровня общественного
явления во времени, по сравнению
с программой развития, планом, прогнозом
или его соотношение в
Наиболее распространена
сравнительная характеристика во времени.
В этом случае индексы выступают
как относительные величины динамики.
Индексный метод является также важнейшим
аналитическим средством выявления связей
между явлениями. При этом применяются
уже не отдельные индексы, а их системы.
В статистической практике
индексы применяются при
Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:
1. В зависимости от объекта исследования:
К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;
2. По степени охвата элементов совокупности:
3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на:
4. В зависимости от базы сравнения различают:
Элиминирование, то есть расчет
влияния отдельных факторов на обобщающий
показатель, может осуществляться так
же индексным методом. Этот метод
применяется для расчленения эк
Технически любой индекс
представляет собой показатель, определяемый
как соотношение двух каких-либо
величин. Последние являются, по существу,
определенными состояниями
Различают два основных вида индексов:
В первом случае исследуемый признак принимается без учета связи этого признака с остальными признаками исследуемых экономических явлений. Такие индексы могут быть представлены следующей формулой:
и — соответственно сравниваемые состояния какого-либо признака
Во втором случае изучаемый признак используется не изолированно, а в его взаимосвязи с другими признаками.
Поэтому любой аналитический индекс состоит из двух элементов:
индексируемый признак , то есть тот признак, изменение которого подвергается изучению;
весовой признак .
С помощью весовых признаков
исследуются изменения
Аналитические индексы могут быть представлены следующим образом:
или
где и — весовые признаки
Использование индексов в
экономическом анализе
Виды продукции |
Количество (штук) |
Цена за 1 штуку (рублей) |
Стоимость продукции (рублей) | ||||
|
|
|
|
|
|
| |
А |
10 |
13 |
5 |
5 |
50 |
65 |
65 |
Б |
15 |
12 |
3 |
2 |
45 |
36 |
24 |
В |
20 |
22 |
1 |
2 |
20 |
22 |
44 |
Итого: |
- |
- |
- |
- |
115 |
123 |
133 |
Рассмотрим сущность индексного
метода на конкретном примере. Если анализируемая
организация выпускает
Информация об объеме и
стоимости выпускаемой
В рассматриваемом примере мы исчислим аналитические индексы, где в качестве индексируемого признака беретсяобъем выпускаемой продукции, а в качестве весового признака — цена за единицу продукции. На основе данных, приведенных в таблице, рассчитаем общий индекс объема продукции:
На полученный нами результат оказали влияние два фактора:
Следует отдельно определить:
Вначале найдем индекс изменения количества продукции:
Затем определим индекс изменения цен на продукцию:
В рассматриваемом примере индекс изменения количества показывает увеличение объема продукции на или на 8 рублей, то есть (123 — 115). Индекс изменения цен свидетельствует о повышении цен на продукцию на , что составляет 10 рублей, то есть (133 — 123).
Если сложить влияние индексов получим общий индекс объема продукции — 18 рублей.
С помощью индексов можно сравнивать данные за ряд лет, например, путем расчетов темпов роста продукции в сопоставимых ценах.
В условиях анализа динамики показателей следует различать понятия цепного и базисного индексов. Базисным называется индекс, рассчитанный по отношению к базисному периоду. Цепным называется индекс, рассчитанный по отношению к предыдущему периоду.
Способы построения индексов
зависят от содержания изучаемого явления,
методологии расчета исходных статистических
показателей и целей
Для расчета индекса необходимо найти отношение сравниваемого уровня к базисному и выразить его в виде коэффициента, если база сравнения приравнивается к единице, или в процентах, если база сравнения принимается за 100%. Обычно расчеты индексов производятся в форме коэффициентов с точностью до третьего знака после запятой, т. е. до 0,001, в форме процентов — до десятых долей процента, т.е. до 0,1%.
Для удобства построения индексов используется специальная символика:
i — символ индексируемого показателя — индекс, характеризующий изменение уровня элемента явления.
I — с подстрочным индексируемым показателем — для группы элементов или всей совокупности в целом.
q — количество проданных товаров или произведенной продукции в натуральном выражении
p — цена за единицу товара
z — себестоимость единицы продукции
w — производительность труда
T — отработанное время или численность работников
l — средняя заработная плата одного работника
0 — базисный период
1 — отчетный период
Исходные данные |
Расчетные данные | |||||||||
Товары |
Базисный |
Отчетный период |
Товарооборот млн.руб |
Индивидуальные индексы | ||||||
Про-дано |
Цена за 1 шт. |
Про-дано |
Цена за 1 шт. |
Базисный период |
Отчетный период |
Отчетный период по ценам базисного периода |
Физ. объема т-оборота |
Цен |
Товаро-оборота | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=1*2 |
6=3*4 |
7=3*2 |
8=3:1 |
9=4:2 |
10=6:5 |
q0 |
p0 |
q1 |
p1 |
q0 * p0 |
q1 * p1 |
q1 * p0 |
|
|
| |
Телевизоры |
400 |
3 |
360 |
3,3 |
1200 |
1188 |
1080 |
0,9 |
1,1 |
0,99 |
Видео- магнито- фоны |
200 |
2 |
250 |
1,8 |
400 |
450 |
500 |
1,250 |
0,9 |
1,125 |
Итого |
х |
х |
х |
х |
1600 |
1638 |
1580 |
0,9875 |
1,037 |
1,024 |