Индексный метод в статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:10, реферат

Краткое описание

Индексный метод – это метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления. Используется для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.

Оглавление

Введение.............................................................................3
Понятие об индексах..........................................................6
Правила построения индексов...........................................7
Виды индексов и их классификация...................................8
Заключение.......................................................................13
Список используемой литературы...................................

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.65 Кб (Скачать)

     ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

     Кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии» 
 

     Реферат

     Индексный метод в статистике 
 
 
 
 
 

     Выполнила: 
 

     Руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

     Омск - 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение.............................................................................3
  2. Понятие об индексах..........................................................6
  3. Правила построения индексов...........................................7
  4. Виды индексов и их классификация...................................8
  5. Заключение.......................................................................13
  6. Список используемой литературы....................................15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Индексный метод – это метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления. Используется для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.

     Индексный метод основывается на относительных  показателях, выражающих отношение  уровня данного явления к его  уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько  видов индексов, которые применяются  при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

     Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

     Первая  в России статья по индексному методу была написана Николаем Сергеевичем  Четвериковым (1885-1973). Большая группа ученых (А.А. Конюс, М.В. Игнатьев, С.П. Бобров и др.) успешно занималась проблемой построения индексов физического объема и цен. Первая в советской статистике монография по индексному методу принадлежит Сергею Павловичу Боброву (1889-1979) - "Индексы Госплана" (М., 1925). Три основных вопроса книги: выбор формы средней при построении индекса, проблема взвешивания и порядок сравнения с отдаленной базой. Он выдвигал среднюю геометрическую взвешенную в качестве наилучшей формы индекса.

     Предпочтение  агрегатным индексам перед средними отдавали Станислав Густавович Струмилин (1877-1974) и Владимир Никонович Старовский (1905-1975); идея аналитической концепции индексов были выдвинута Н.М. Виноградовой в работе "Теория индексов" (1930). Значительный вклад в практику построения индексов и ее научное обоснование внес Михаил Васильевич Игнатьев (1894-1959). Он первым сравнил цены в СССР и других странах, вычислил общий индекс товарных цен в разных странах по отношению к СССР.

     Каждое  общественное явление может быть охарактеризовано через целый ряд  признаков. Чтобы применить индексный  метод анализа, необходимо:

     1) выделить у исследуемого явления  существенный признак или признаки;

     2) определить вид необходимых для  построения индексов;

     3) проанализировать полученные результаты.

     Определение существенного признака изучаемого общественного явления не может  быть заключено в единые жесткие  условия, оно осуществляется непосредственно  самим исследователем. Выбор вида индекса обусловлен индексируемым  признаком.

     Труднейший  вопрос при построении индекса —  выбор его весов и возможно более точное исчисление веса каждой группы, иногда и каждой единицы, входящей в индексируемую совокупность. Система  таких весов должна отображать модель структуры того социально-экономического явления, динамика которого находит  числовое выражение в индексе. Так, веса индекса цен должны отражать товарную структуру торгового оборота (розничного, оптового), весами бюджетного индекса должны быть натуральные  количества товаров и услуг, входящих в бюджетный набор, и т.п. В индексе  физического (натурального) объема роль весов для натуральных количеств  играют неизменные цены, благодаря  которым становится возможным "соизмерить" и свести воедино все части  разносоставной натуральной совокупности; отсюда — часто общая, однако неправомерная  трактовка любых видов индексов как "коэффициентов соизмерения", "коэффициентов сведения" частей разносоставной совокупности.

     Многообразие  индексов определяется именно тем обстоятельством, что каждый из них имеет очевидные  преимущества перед другими и  не менее очевидные недостатки. В  каждом конкретном случае оптимальным  является какой-либо один индекс из всего  множества возможных.

     Индексы могут рассматриваться в качестве инструментов для измерения в  общем случае двух объектов — цен  того или иного рынка и состояния  рынка в целом. Если в первом случае еще можно говорить о более  или менее успешном применении, то во втором случае об успехах говорить сложно. Практика показывает, что корреляция между конкретными значениями индексов и реальной ситуацией на рынке  очень не велика. Тем более индексы оказываются непригодными в задаче предугадывания ситуации — они, в лучшем случае, способны подтвердить уже произошедшие изменения на рынке. Именно поэтому на фондовых рынках и происходят различного рода "черные" дни недели, когда происходят резкие обвалы. К тому же сами значения подобных индексов сложно интерпретируются, поэтому, как правило, о ситуации судят не по их абсолютным величинам, а по их относительной динамике ("упал" на столько-то пунктов, или "поднялся").  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие об индексах

     Индекс (от лат. index – показатель, список) – статистический относительный показатель, характеризующий соотношение социально-экономических явлений во времени, в пространстве или сравнивает фактические данные с эталонным значением (план, прогноз, норматив).

     То  есть, любой показатель, выражающий сравнение двух величин между  собой, можно называть индексом. В  разговорной речи часто коэффициенты, разработанные статистической наукой для изучения отдельных социально-экономических  явлений, также называют индексами.

     В экономическом анализе индексы  используются не только для сопоставления  уровней изучаемого явления, но главным  образом для определения экономической  значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

     Индексы в своей основе представляют разновидность  относительных величин, характеризующих  средние показатели исследуемых  процессов или явлений в социально-экономических  и других областях деятельности общества. Однако от средних величин индексы  отличаются тем, что они воплощают  в себе, как правило, сводные, обобщающие показатели, т.е. выражают собой некоторое  содержание свойственное всем рассматриваемым  явлениям и процессам.

     Например, предприятие, выпускающее многообразную  продукцию, нельзя оценить путем  сравнения изменения объемов  производства с помощью простого сложения единиц выпускаемой продукции. Необходим какой-то общий измеритель, таким измерителем становится стоимость  или себестоимость.

     Для полноты определения необходимо упомянуть об еще одном понимании  индекса, как символа, идентифицирующего  каждый элемент какого-то массива, и  как упорядоченного справочного  списка, содержащего сведения для  определения местоположения элементов.

     В самом общем виде все индексы  могут быть представлены как отношение, в котором индексируемый признак, соизмеряется с признаком, принятым в качестве базы для сравнения.

     Индексируемый признак – признак, изменение  величины которого определяется. Название индексов обычно содержит указание на индексируемый признак. Например, если индексируемым признаком является объем произведенной продукции, выраженный в натуральных измерителях, то название индекса определяется как «Индекс физического объема произведенной продукции». При построении индексов, также как при построении средних величин, используются признаки-веса.

     В результате расчета индекса образуется значение, которое может быть выражено двумя способами:

     - число раз, в которое изменилась (уменьшилась или увеличилась)  величина признака;

     - процентный уровень.

     Взаимосвязь между индексами выражается таким  же соотношением, как и взаимосвязь  между признаками, на основе которых  строятся индексы. Например, если размер дохода за месяц одного жителя региона N умножить на число человек, живущих  в этом регионе, то получим общий  доход, получаемый всеми жителями данного  региона, – именно так будет выглядеть  взаимосвязь между этими признаками.

     Следовательно, и между индексами, отражающими  изменение указанных признаков, будет такая же взаимосвязь: произведение индекса дохода на душу населения  региона и индекса численности  жителей региона даст индекс общего дохода всех жителей региона. Однако, следует внимательно относиться к данному правилу, т.к. взаимосвязь между признаками может выражаться суммой или разностью. Индексы, являясь относительным показателями, всегда взаимосвязаны между собой произведением или отношением. 

     Правила построения индексов

     Правила построения индексов:

     1. Признак за отчетный период  относится к признаку за базисный  период. Исключения составляют отдельные  показатели, имеющие между собой  обратно пропорциональную зависимость.

     2. Если изучаемый признак первичный,  то признак (признак-вес), влияющий  на него, берется на неизменном  уровне базисного периода. Если  изучаемый признак вторичный,  то признак (признак-вес), влияющий  на него, берется на неизменном  уровне отчетного периода.

     Чтобы различать, к какому периоду относятся  индексируемые величины, принято  возле символа внизу ставить  знаки: "1" - для сравниваемых (отчетных) периодов и "0" - для тех периодов, с которыми производится сравнение (базисных).

     Пoмимo этoгo иcпoльзyютcя oпpeдeлeнныe символы для oбoзнaчeния индeкcиpyeмыx пoкaзaтeлeй:

     q — кoличecтвo (oбъeм) кaкoгo-либo пpoдyктa в нaтypaльнoм выражeнии;

     p — цeнa eдиницы тoвapa;

     z — ceбecтoимocть eдиницы пpoдyкции;

     t — зaтpaты вpeмeни нa пpoизвoдcтвo eдиницы пpoдyкции;

     w — выpaбoткa пpoдyкции в cтoимocтнoм выpaжeнии нa oднoгo paбoчeгo или в eдиницy вpeмeни;

     v - выpaбoткa пpoдyкции в нaтypaльнoм выpaжeнии нa oднoгo paбoчeгo или в eдиницy вpeмeни;

     T — oбщиe зaтpaты вpeмeни (tq) или чиcлeннocть paбoчиx;

     pq — cтoимocть пpoдyкции или тoвapooбopoт;

     zq — издepжки пpoизвoдcтвa;

     m — yдeльныe зaтpaты мaтepиaлoв нa eдиницy пpoдyкции;

       f — зapaбoтнaя плaтa и т.д.

     Например, при сравнении продукции произведенной  в 2003 г. с продукцией 2000 г., то объем продукции в 2003 г. условно обозначают через q1, а продукции 2000 г. - q0, а соответствующий индивидуальный индекс будет q1 / q0.

     Если  рассчитывается индекс для нескольких периодов, то по существующим правилам обозначение, у каждой индексируемой  величины, отнесенной к тому или  иному периоду, ставится соответствующий  знак.

     Например, данные о количестве произведенной  продукции за 5 лет следует обозначить как q1, q2, q3, q4, q5 и в соответствии с  этим рассчитывать предлагаемые индексы. 

     Виды  индексов и их классификация

     Все экономические индексы можно  классифицировать по следующим признакам:

     степени охвата явления;

     базе  сравнения;

     виду  весов (соизмерителя);

Информация о работе Индексный метод в статистике