Влияние компьютера на психику ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2015 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемой частью. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас со всех сторон. Но, компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому было решено исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка.5
1.1. Взаимоотношения ребенка и компьютера…………………………………...5
1.2. Психологический аспект увлечения компьютерными играми……………..9
1.3. Негативное влияние компьютера на психику ребенка……………………13
II. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка…………………………………………………………………………….17
2.1.Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику……………………………………………………………………………17
2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………..18
2.3. Рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с компьютером……………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Vlianie_kompyutera_na_psikhiku_rebenka.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

 

3 блок: Психологические симптомы

 

Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

Да

15%

 

 

 

Нет

85%

 

 

 

 

Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

Да

10%

Нет

90%


 

 

4 блок: Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

 

Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

1 ч.

50%

 

 

 

 

2 ч.

40%

 

 

 

 

10 ч.

10%

 

 

 

Устают ли глаза при работе с компьютером?

Да

30%

 

 

 

Нет

60%

 

 

 

Не придаю значения

10%

 

 

Делаете ли Вы гимнастику для глаз?

Да

50%

 

Нет

30%

 

Как получится

20%

 

 

Знаете ли Вы, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

Да

70%

Нет

15%

Все равно

15%


 

 

5 блок: Влияние компьютера на развитие  интеллекта.

 

В какие игры вы предпочитаете играть?

Бродилки

50%

 

Стратегии

30%

 

Логические

20%

 

С приобретением компьютера твой интеллект:

Повысился

50%

 

Остался на том же уровне

10%

Не замечаю

40%

 


 

Анализируя собранные данные, замечено, что родители и педагоги правильно выстроили свою тактику в отношении общения детей с компьютером. 90% детей утверждают, что нельзя сидеть у монитора более 2 часов в день. 70% детей умеют и выполняют гимнастику для глаз. 70% детей знают какую угрозу может представлять компьютер. Данные цифры могут очень о многом сказать – существует хорошее осведомление детей о правилах общения с компьютером, что является очень важным моментом.

Можно так же заметить, что компьютерная зависимость среди детей имеет не столь обширное распространение, но все же она занимает достаточно твердые позиции, и процесс ее внедрения постоянно продолжается. Об этом свидетельствую следующие цифры:

- 10% детей утверждают, что имеют  постоянное желание играть в  компьютер;

- 15% детей долго не могут оторваться  от начатой игры за компьютером;

- 25% опрошенных компьютер с легкостью заменит лыжную прогулку;

- 40 % детей провели хотя бы  одну ночь за компьютером;

- 55% опрошенных выбрали именно  компьютер как основной вид  развлечения.

Данные результаты исследования ясно отражают тенденцию к повышенной фрустрированности детей при постоянном неконтролируемом общении с компьютером. Ситуация может привести к плачевным результатам, если не применять профилактические меры против компьютерной, игровой и on-line зависимостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с компьютером

 В ходе работы было выяснено, что компьютер может, не только положительно, но и очень отрицательно влиять на здоровье ребенка. Данной проблемы можно избежать, если придерживаться не сложных правил. Желательно, чтобы родители как можно раньше поняли всю опасность ситуации и еще на самом начальном этапе общения ребенка с компьютером разъяснили, что и как нужно выполнять, чтобы в будущем не случилось проблем со здоровьем, связанных с влиянием на детский организм компьютера.

    Существует множество  рекомендации, выполняя которые  ребенок сможет получать лишь  позитивный опыт от общения  со своим электронным другом.

    Профилактика проблем  со зрением включает в себя:

1) Организацию комфортного рабочего  места. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

2) Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаз: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

3) Гимнастику для глаз. Существуют компьютерные программы, специально предназначенные для отдыха глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Возможно, лучше несколько минут отдохнуть по-настоящему, чем продолжать разглядывать экран.

Для профилактики остеохондроза и искривлений позвоночника надо вести подвижный образ жизни, правильно питаться и следить за осанкой и положением тела, в котором вы проводите большую часть времени, для этого уделите внимание своему рабочему месту. Все должно быть расположено так, чтобы вам не приходилось долго находиться в "скрученном" положении. И главное, как можно чаще вставайте из-за стола, делайте какие-либо движения.

Решением же проблемы зависимости от игр или от Интернета может стать введение особого графика пользования компьютером, рассчитанным на недолгое нахождение перед монитором. Так же зависимым людям стоит порекомендовать решать свои реальные проблемы с помощью реальных методов, а не с помощью ухода от реальности.20

Обобщая данные правила и рекомендации можно сказать, что здоровье ребенка напрямую зависит от того, насколько вовремя родители или учителя смогут направить его в нужную сторону и научат правильно общаться с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследовав литературу по вопросу влияния компьютера на детскую психику можно сделать вывод, что компьютер с одной стороны облегчает жизнь человеку и может стать источником образования, с другой же может вызвать серьезную зависимость и сложные заболевания.

Выделим отдельно положительные стороны компьютерного влияния на психику детей:

    • Получение новых знаний;
    • Помощь в управлении агрессией;
    • Освоение навыков быстрого и точного движения рук и пальцев;
    • Освоение навыка управления автоматизированной системы;
    • Развитие мышления;
    • Повышение концентрации внимания

Судя по приведенным пунктам компьютер – это ничто иное, как своеобразный катализатор развития интеллекта у ребенка.

Выделим также и отрицательные моменты в общении ребенка м компьютером:

    • Снижение уровня зрения и заболевание глаз;
    • Стрессовое состояние;
    • Искривление позвоночника и остеохондроз;
    • Снижение иммунитета;
    • Агрессивное или депрессивное состояние.

Данных пагубных последствий можно избежать, если выполнять некоторые рекомендации с самого начала общения вашего ребенка с компьютером. А именно:

  • Ограничение проведения времени ребенком перед монитором (в зависимости от возраста и медицинских показаний);
  • Выполнение разминки ног, рук, шеи и спины;
  • Выполнение гимнастики для глаз;
  • Принятие витаминов обладающих профилактическим действием от усталости и красноты глаз;
  • Организация комфортного рабочего места;
  • Реальное общение с родными и сверстниками.

Проведенное практическое исследование выявило также позитивные и негативные моменты общения школьников с компьютерами. По данным собранных анкет можно сделать вывод о том, что достаточно высокий процент детей знает и выполняет упражнения для профилактики негативных последствии, но, также, мы увидели, что существует немалый процент детей уже имеющих зависимость от компьютерных игр и высоки процент детей, находящихся на пороге зависимости. Такая ситуация требует вмешательства педагогов и родителей, с целью вывода детей из кризисной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр //http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107079697&archive=01&start_from=&ucat=27&
  2. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии
  3. Викентьева Е. Компьютер как диагноз. Эпидемия электронной наркомании // Еженедельная газета интеллигенции. № 12 (7220) 6 - 12 апреля 2000 г.
  4. Глотова А. Г. Психические расстройства связанные с компьютером //

http://www.np.vspu.ac.ru/show.php?t=1&id=49&st=2

  1. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект.
  2. Карпеева Т. Игра…взгляд с двух сторон //Компьютерра. №18 (347) мая, 2000 г.
  3. Карпуничева О. Дети и компьютер // http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=311
  4. Ковальская О. И. Компьютер и здоровье школьника
  5. Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. –2008. –№3. –C. 20 - 29
  6. Немов Р. С. Психология
  7. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника.
  8. Парыгин В. Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. – 2001.
  9. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
  10. Семенова Е. Вещи, которые нас убивают
  11. Смирнова Е. О., Радева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Вып. VII / Под ред. В. С. Собкина. М., 2000.
  12. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000 г.
  13. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.
  14. Штейн А. Продвинутый пользователь: в памперсах и без // http://www.magiclamp.ru/rodaki/dety-nature/komputer.htm
  15. Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа, № 1, 2008, с. 60-64.
  16. Южный К. И. Влияние компьютера на психику человека // http://stfw.ru/page.php?id=7826
  17. Влияние компьютера, влияние компьютера на человека, влияние компьютера на здоровье, влияние компьютера на ребенка // http://russlav.ru/stat/vliyanie_game.html
  18. Дети инструкция по применению. Влияние компьютера на ребенка // http://deti-blog.ru/vliyanie-kompyutera-na-rebenka/
  19. Компьютер и здоровье // http://comp-doctor.ru/
  20. Психика // http://www.mitsubishi-medicine.ru/?page_id=10
  21. Типы компьютерных игр и как они влияют на детей // http://tamtararam.ru/informacionnye-texnologii-i-internet/vliyanie-kompyuternyx-igr-na-detej.html

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов; г) не сидят каждый день.

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4-7 лет; б) с 8-11 лет; в) с 12-14 лет; г) не работаю.

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а)да; б) нет; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) да; б) нет;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) логические игры

Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) да; б) нет

    Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно

 

 

Влияние компьютера на развитие  интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние компьютера на психику ребенка