Влияние телевидения на психику человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:53, доклад

Краткое описание

В настоящее время осуществляется постепенный переход человечества к информационному обществу (информационной цивилизации). Увеличиваются масштабы, усложняется структура и содержание информационных потоков и всей информационной среды, многократно усиливается ее влияние на психику человека, и темпы этого влияния стремительно возрастают.1

Файлы: 1 файл

Влияние телевидения на психику человека.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Влияние телевидения на психику  человека

Е.В. Бекетова

В настоящее  время осуществляется постепенный  переход человечества к информационному  обществу (информационной цивилизации). Увеличиваются масштабы, усложняется  структура и содержание информационных потоков и всей информационной среды, многократно усиливается ее влияние на психику человека, и темпы этого влияния стремительно возрастают.1 
 
На наш мозг в последние десятилетия обрушился совершенно немыслимый поток информационной стимуляции. Современные средства массовой информации всех видов образовали глобальную информационную систему фантастически энергетического уровня. Это значит, что человеческое сознание уже попало в искусственно созданную им же самим ловушку и сегодня представляет собой все больше раскручивающуюся “белку в колесе”.  
 
Более того, прогрессирующее развитие информационных психотехнологий ведет к тому, что эта ловушка с каждым днем обустраивается все более изощренными методами воздействия, на которые наш мозг не был рассчитан и потому оказался совершенно беззащитным по отношению к ним.
2  
 
Современному телевидению присущ целый ряд неблагоприятных факторов, но, к большому сожалению, с телеэкранов никогда не говорилось о специфике его психологического действия на человека.  
 
Исследователями было установлено, что наблюдение агрессивной модели поведения может провоцировать агрессию и учить новым способам ее проявления. Может ли подобное влияние оказывать телевидение?  
 
В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день: на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия.  
 
Имитируют ли зрители экранные модели поведения? Предопределена ли агрессивность школьников содержанием просмотренных ими телевизионных программ? (Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь постепенно обнаруживается в США, Европе и Австралии.)  
 
Леонард Ирон и Роуэлл Хьюсманн в результате исследования обнаружили следующее: тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много “крутых” телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления.  
 
Крис Бойацис и его коллеги наблюдали сходные результаты, когда показывали строго ограниченному числу учащихся начальной школы эпизод из детской и при этом содержащей насилие - телепрограммы “Великий рэйнджер”, пользующейся огромной популярностью у детей. Сразу после просмотра эпизода зрители совершили в семь раз больше агрессивных действий, чем контрольная группа. Мальчики - зрители часто отчетливо имитировали характерные действия, как, например, используемые в карате удары ногой в прыжке. В Норвегии в 1994 г. пятилетнюю девочку ее друзья по играм забросали камнями, избили ногами и оставили замерзать в снегу, они явно имитировали действия, которые они видели в телевизионном шоу, что послужило причиной запрета этого шоу к показу в трех скандинавских странах.
3  
 
Возникает опасность массового подражания подростков “героям” из фильмов, а, следовательно, роста детской преступности и повышения агрессивности. Эффект экранного насилия может способствовать выработке специфических установок и норм поведения, научить насильственному разрешению конфликтов. Ситуацию не меняет и тот факт, что к 30 годам люди реже смотрят телевизор или ходят в кино. По мнению С. Кэмбпэлл, экранные образы могут достаточно долго сохраняться в памяти человека, не подвергаясь контролю со стороны критического самосознания. Вполне возможно, что в реальной конфликтной ситуации, сходной с одной из увиденных на экране, человек поведет себя согласно “заученному сценарию”.
4  
 
В 1993 г. комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи пришла к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. 
 
Исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия дает такой результат, они пришли к выводу, что социальное насилие вызывается не наблюдением насилия как таковым, а возбуждением, которое оно продуцирует. 
 
В телевизионных программах сцен насилия в четыре раза больше, чем проявлений нежности. Снижает ли нашу чувствительность к жесткости продолжительное наблюдение подобных сцен? Искажает ли это наше восприятие реальности? 
 
Эксперименты, проведенные Рональдом Дребменом и Маргарет Томас, показали, что просмотры “жестких” фильмов порождали более пресыщенные реакции на последующий показ фильма со сценами просто шумных ссор или на наблюдаемую в реальных условиях драку между двумя мальчиками. У тех молодых людей, которые смотрели более хлесткие фильмы, наступала потеря чувствительности - что-то вроде психического окоченения. 
 
Теперь попытаемся выяснить: Как воображаемый телевизионный мир влияет на наши представления о реальном мире? 
 
Джордж Гербнер и его коллеги из Пенсильванского университета полагают, что в этом отношении телевидение оказывает весьма мощное влияние. Проведенные ими опросы, как среди подростков, так и среди взрослых, показали, что “заядлые” зрители (4 и более часа в день) чаще, чем “балующиеся” (2 и менее часа), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение. Аналогичным образом опрос американских детей в возрасте от 7 до 11 лет показал, что “заядлые” чаще признавались в наличии у них страхов относительно того, что кто-нибудь может проникнуть в дом или напасть на них, когда они выходят на улицу. Те, кто смотрит по телевидению криминальные драмы (в отличие от тех, кто их не смотрит), считают Нью-Йорк местом опасным для жизни. Они начинают верить в то, что даже их родной город опасен. 
 
Наблюдение насилия по телевидению создает почву для усиления агрессивного поведения, снижает восприимчивость зрителей к агрессии, искажает их представления о реальности. 
 
Телеэкран внедряет в сознание людей специально фабрикуемые, стандартные иллюзии, зачастую лишенные добрых намерений, оказывает в большинстве случаев неблагоприятный эффект на психические функции человека и его энергетик.
5 Дело в том, что сами телепередачи, независимо от своего содержания, оказывают на зрителя выраженное гипнотическое действие, вводя его в измененное состояние психики. Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач кроется в том, что восприятие ее материалов приводит к большому расходу энергии. Именно поэтому некоторые авторы именуют телевизор энергетическим вампиром. Человеку кажется, что он сидит и физически отдыхает, однако быстро сменяющиеся на экране зрительные картины непрерывно активизируют в его долговременной памяти множество образов, составляющих опыт его индивидуальной жизни. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения. К сожалению, тематические телевизионные передачи на фоне развивающегося транса могут формировать у зрителя отрицательные поведенческие программы: прививать дурные привычки, формировать неврозы и даже провоцировать преступные действия. 
 
А ведь зачастую, для того, чтобы чем-то занять своего ребенка родители сами усаживают смотреть своего ребенка телевизор. Вы только задумайтесь - телевизионный ящик программирует поведение вашего ребенка; а если вспомнить, что он смотрит - сцены насилия (в том числе сексуального), убийства, боевики, фантастику, зарубежные мультфильмы, в которых заложены программы для разрушения психики ребенка. 
 
Стали создавать и показывать такие мультсериалы, которые уже не попадают под это определение, скорее это уже - агрессомультсериалы, стрессомультсериалы, мульти-зомби сериалы. 
 
Получается, что родитель, воспитывая своего ребенка, хочет получить гармонически развитую личность, а вместе с тем, информационный поток с экранов телевидения, путем программирования поведения, разрушает эту личность. 
 
Сегодня в мире, включая Россию и страны СНГ, существует большое количество религий и псевдорелигий, эксплуатирующих или нарушающих свободу совести, вероисповеданий или убеждений, почти неконтролируемая деятельность многочисленных религиозных организаций приобрела большой размах. Среди причин, способствующих распространению и широкой деятельности нетрадиционных (деструктивных) религиозных сект на территории России ученые называют и средства массовой информации. СМИ осуществляют широкую популяризацию мистических, оккультных и иных иррациональных идей и представлений - ясновидение, телепатия, НЛО, полтергейст, загробная жизнь и многое другое. А деятельность новых религиозных сект во многих случаях сопровождается нанесением серьезного ущерба духовному, психическому и физическому здоровью человека, его личности, которая подвергается значительной деформации, становится дисгармоничной, останавливается в своем развитии.
6  
 
Задумывались ли вы о том, что мистические кинофильмы могут создаваться деятелями религиозных сект, которые с помощью таких фильмов ведут “обработку” нашего сознания с целью вовлечения в сектантскую деятельность?  
 
Может быть, перед тем как сесть смотреть мистику, вы подумаете,– а стоит ли?  
 
Телевидение легко создает психологические установки, неосознаваемое стремление к повторению однажды пережитых состояний. З. Фрейд такого рода влечения называл “ вынужденными повторениями” и побуждающую их силу ставил выше принципа удовольствия. Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния. Так, у зрителя, сидящего у телевизора и испытывающего чувство удовлетворенной справедливости за трудную победу героя, подсознательно возникает потребность к повторению испытанных эмоций. Он с радостью воспримет вторую серию показанной истории, а затем все с большим возбуждением - все остальные. 
 
Разве есть у нас уверенность в том, что у зрителя не возникнет желание встать на место телевизионного героя и не испытать пережитые состояния, но теперь уже в реальной жизни? 
 
Еще больше проблем в психологическую безопасность личности вносят техники внедрения в подсознание. Средства массовых коммуникаций, пишет У. Ки, применяя специальную технику воздействия на подсознание, ”насилуют наши чувства ежедневно в течение многих часов. Это насилие со стороны массмедия обладает специфическими свойствами управлять, манипулировать человеческим поведением и контролировать его в интересах многомиллионной национальной экономики. Сама проблема подсознательных воздействий непосредственно связана с вопросом о порогах восприятия органов чувств. Как известно, для того, чтобы тот или иной сигнал был воспринят сознанием, его сила должна достигать определенной величины. Сигналы, не воспринимаемые сознанием, оказываются, таким образом, подпороговыми.
7  
 
Каноническим примером служит 25 кадр. Обычная скорость кинопленки, необходимая для порогового восприятия движения составляет 24 кадра в секунду. Прием состоит в том, что в пленку монтируется еще одна картинка, которая не имеет отношения к сюжету фильма, но ежесекундно мелькает перед зрителем. Зафиксировать ее невооруженным глазом практически невозможно, и человек не замечает и не сознает, что видел что-либо, кроме фильма. Однако частое мелькание перед глазами одного и того же образа возбуждает определенное желание. Например, если была изображена реклама “Кока-Колы”, то очередь к киоску из кинозала значительно возрастает. Этот эффект впервые продемонстрированный в 1957 г. американским психологом Д. Вайнеки, имеет бесчисленное количество технических модификаций. Скажем, одновременно на один и тот же экран могут быть нацелены 2 кинопроектора, по одному из которых демонстрируется фильм, а другой, гораздо слабее, ежесекундно” выстреливает”рекламную картинку.  
 
В 2000 г. в печати сообщалось о том, что Екатеринбургскую компанию АТН (“Авторские телевизионные новости”) действительно лишили лицензии. Было доказано, что в ее передачи вмонтирован 25-й кадр, с призывом: “Сиди и смотри только АТН!”
8  
 
Чрезвычайно благодатным материалом для использования подпороговых “привлекалочек”, в том числе и сексуального характера, являются музыкальные видеоклипы и рекламные ролики. Телевизионная реклама располагает огромными возможностями для целенаправленного стимулирования сферы подсознательного. 
 
Непосредственным толчком для использования в коммерческих целях методов “внедрения в подсознание” послужило изобретение в 1962 г. специального прибора, представляющего собой своеобразный тахистоскоп - устройство, посылающее на экран во время киносеанса рекламные кадры - импульсы, повторяющиеся каждые 5 секунд с экспозицией.1 / 3000 с. 
 
Сознание человека, его разум не в состоянии воспринимать информацию рекламных импульсов с такой скоростью, и они остаются незамеченными даже для человека, пытающегося их обнаружить. Тщательная работа над рекламным материалом с использованием методов “подсознательного внушения” приводит к тому, что его” убеждающий потенциал” достигает высшей отметки.  
 
Одним из способов борьбы с коммерческими манипуляциями подсознанием людей может стать предание гласности многообразной практики подсознательных воздействий на человеческую психику. 
 
Неспецифическое действие телепередач проявляется настолько сильно, что некоторые специалисты сравнивают его с влиянием алкоголя и наркотиков. 
 
Американский теоретик информационных систем Мария Винн отмечает: “Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. Тревоги и заботы с помощью поглощенности телепрограммой куда-то вдруг исчезают, так же как и при выходе в путешествие, вызванное наркотиками или алкоголем. И точно так же, как алкоголики лишь смутно сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контролируют свое состояние больше, чем на самом деле... Телезритель подобным же образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете, именно это вредное влияние телевидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор серьезного пристрастия. 
 
Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности - пообщаться, сходить на концерт. 
 
На собрании Американской психологической ассоциации в Торонто говорилось о явлении “видеомании”, напоминающем наркоманию.  
 
Видеоманы - это люди, старающиеся как можно чаще сидеть у телевизора, а некоторые из них уже привычно погружаются в глубокий сон при виде мерцающего экрана. В эту группу входят, в основном две возрастных категории: дети до 16 лет и пожилые люди - пенсионеры. У последних проблема свободного времени в связи с этим, нередко, стоит так остро, что им бывает некогда сходить за хлебом в соседний магазин. Доктор К. Юнг из Питсбургского университета детально проанализировала особенности видеоманского поведения. Она привела случаи, когда люди в силу личной потребности проводили за видеоэкраном в среднем 38,5 часов в неделю. Некоторые видеоманы предпочитают созерцать мерцающий экран по ночам, чтобы избежать упреков со стороны родных; другие норовят сказаться больными, чтобы оставшись дома, наедине с ТV вдоволь наслаждаться вожделенным занятием. 
 
Бурное развитие коммуникационных технологий массмедиа привело к тому, что сегодня проблема экологии информационной сферы выглядит еще более зловеще, чем экология биологической среды обитания. Знание отрицательных моментов, конечно же, не требует отмены телевидения, но соответствующие “фильтры” просто необходимы. 
 
Генетически обусловленные механизмы внушаемости и гипнобельности не смогут обеспечить возможность выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия, поэтому необходимо создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека, а также снизить количество жестких, антигуманных сюжетов в кино и на телевидении. 
 
Частичным решением проблемы экологии информационной сферы некоторые исследователи считают осуществление сертификации компьютерных, телевизионных и обучающих программ с привлечением специалистов различных профессий - медиков, инженеров-программистов, психологов, юристов.


Информация о работе Влияние телевидения на психику человека