Влияние компьютера на психику ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2015 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемой частью. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас со всех сторон. Но, компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому было решено исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка.5
1.1. Взаимоотношения ребенка и компьютера…………………………………...5
1.2. Психологический аспект увлечения компьютерными играми……………..9
1.3. Негативное влияние компьютера на психику ребенка……………………13
II. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка…………………………………………………………………………….17
2.1.Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику……………………………………………………………………………17
2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………..18
2.3. Рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с компьютером……………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Vlianie_kompyutera_na_psikhiku_rebenka.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

 

 

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Социальная психология

личности»

 

 

 Влияние компьютера на психику ребенка

 

 

 

Студент                                                                     Втюрин А.С., 385 гр.

 

Руководитель                                                            Храмцова Н.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

I. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка.5

1.1. Взаимоотношения ребенка и  компьютера…………………………………...5

1.2. Психологический аспект увлечения  компьютерными играми……………..9

1.3. Негативное влияние компьютера  на психику ребенка……………………13

II. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка…………………………………………………………………………….17

2.1.Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику……………………………………………………………………………17

2.2. Анализ проведенного исследования………………………………………..18

2.3. Рекомендации, направленные на  оптимизацию общения ребенка  с компьютером……………………………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………….27

Приложения……………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемой частью. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас со всех сторон. Но, компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому было решено исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Объектом данного исследования является компьютеризация жизни современных детей.

Предмет исследования – компьютерное влияние на детскую психику.

Целью работы является рассмотрение и выделение как положительных, так и отрицательных сторон влияния компьютера на психическое состояние детей. Для достижения цели были выдвинуты задачи:

    1. Изучить доступную имеющуюся литературу по проблемам взаимоотношений ребенка и компьютера;
    2. Проанализировать полученную информацию и составить собственную методику для практического рассмотрения данной проблемы;
    3. Провести практическое исследование  на интересуемых объектах, а именно школьниках, непосредственно имеющих контакт с персональным компьютером;
    4. Проанализировать полученные результаты и выявить отрицательные и положительные стороны влияния компьютера на психику ребенка;
    5. Обобщить результаты, сформулировать рекомендации и сделать вывод по проведенной работе.

Результаты моего исследования могут быть повсеместно использованы и родителями и педагогами, занимающимися компьютеризацией детского досуга и обучения, с целью сохранения здорового состояния ребенка.

Работа привносит в изучение данной проблемы некую новизну, связанную с разработкой новой, ранее не существующей методики, и непосредственным изучением группы учащихся по данной методике с целью выявления позитивных и негативных влияний компьютера на их деятельность и состояние.

Ребенок постоянно находящийся в контакте с персональным компьютером испытывает отрицательное психологическое давление и различного рода психические расстройства, от агрессивности до состояния невозможности отличия реальности от виртуального мира. Данных проблем можно избежать если:

    1. Провести практическое исследование, выявляющее влияние компьютера на психику ребенка;
    2. Выделить и обобщить рекомендации направленные на оптимизацию детского общения с компьютером;
    3. Эти рекомендации осуществить на практике.

Выделено несколько методов изучения поставленной проблемы:

- теоретический анализ медицинской, социальной, технической литературы по проблеме компьютерного влияния на человека;

-  применение собственной методики  для более глубокого изучения  проблемы;

- анкетирование учащихся, непосредственно  относящихся к поставленной проблеме;

- сравнительный анализ данных  полученных при практическом  исследовании;

- статистическая обработка полученного  результата.1

 

I. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка

1.1. Взаимоотношения ребенка и  компьютера

Проблема взаимоотношения ребенка и компьютера обсуждается в мире с тех пор, как компьютеры начали входить в жизнь людей на правах бытовой техники. Но человечество до сих пор так и не определилось компьютер для детей - это зло или благо? Мы попробуем рассмотреть эту проблему и дать ответ на заданный вопрос.

Родители всегда во все времена пытались дать своему ребенку самое лучшее, научить их многому, развить в них новые навыки, к сожалению, это не всегда идет на пользу самому ребенку. Многие современные родители считают, что если не начать знакомить ребенка с компьютером в раннем возрасте, то он может в последующем отставать от своих сверстников. Другая крайность – некоторые родители, наоборот,  боятся приобщения ребенка к компьютеру: боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушающего психику воздействия компьютерных игр. Как оказалось эти страхи не так уж и безосновательны.2

Все чаще стали обращаться родители к психиатрам с проблемой болезненного пристрастия своих детей к компьютеру. Этому явлению дали название «Компьютерный синдром». Многие специалисты считают, что это тяжелое излечимое заболевание. Вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или сидит в Интернете, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Следует также отметить, что данной зависимости могут быть подвержены и взрослые люди. Это может быть Интернет – зависимость, или например, зависимость от игр – симуляторов реальной жизни, в которые погружаются зрелые люди, стараясь уйти от повседневных проблем.3

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается в наше время довольно рьяно. По данным американских исследователей с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия. Неврологи как могут помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к «игрушкам». Разработан список ценных указаний специально для таких случаев. Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли ребенок ближе 60 см от монитора. Пропорционально диагонали экрана меняется и дистанция до стула с ребенком. Во-вторых, в комнате должен гореть верхний свет. По идее, это должно резко снизить вредный эффект мерцания, ведь именно он способствует появлению у предрасположенных детей судорог. Мерцание «обеспечивают» современные «стрелялки», в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками - бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако, значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.4

Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так часто используют взрослые. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет.5

Если взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом. Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.6

Приобщение ребенка к Интернету лучше всего начать с сайтов, предназначенных специально для детей. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающий более пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти по адресу Kinder.ru. Сайты, обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельно справляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред. Однако за детьми надо присматривать, когда они "исследуют" веб-сайты. Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителям шанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что они больше всего реагируют и проследить уровень развития.7

К сожалению, современные технологии  развиваются  гораздо быстрее,  чем  проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают с результатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найти ответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и без всяких исследований ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания и развития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и забота родных важней, чем дружелюбный электронный персонаж на экране компьютера.8

 

 

 

 

 

1.2. Психологический аспект увлечения  компьютерными играми

Компьютерные игры покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но к чему же это приведет? Последствия увлеченности такими играми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций. Рассмотрим подробнее вопрос о том, как влияет современное массовое увлечение на психику игрока, на его отношение к реальному миру.9

Понимая, что компьютерные игры многосторонне влияют на личность игрока, попробуем остановиться на позитивных моментах этого влияния, на тех статистически значимых результатах психологических исследований, которые опубликованы в научных изданиях.

Проводится множество исследований посвященных проблеме игровой зависимости у детей. Результаты данных исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями,  затем идут игры на ловкость, игры-приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкостъ, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Для проверки мнения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были обследованы игроки от 10 до 20 лет. Чаще предпочитают играть в компании друзей, опрошенные старшей возрастной группы (от 14 до 20 лет), подростки в возрасте от 10 до 13 лет чаще играют в одиночку. Подростки «компьютерной» группы чаще, чем их сверстники из контрольной группы, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия, устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет.10

Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет широкий резонанс и выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков. Анализ данных работ показывает сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь, последних примерно в два раза больше. Достоверны лишь полученные данные о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Однако и взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать по-разному: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот - агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием.11

Информация о работе Влияние компьютера на психику ребенка