Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 23:58, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема становления и

функционирования гражданского общества, его отношения с государством и

личностью, обеспечения безопасного существования, в последние годы

находятся в центре теоретических дискуссий ученых в нашей стране.

Значительный интерес отечественных исследователей к этим проблемам

обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, реформирование

социально-экономических и политических отношений в стране направлено

на становление гражданского общества и усиление его роли по отношению к

государству. С другой стороны, существует глубокая социальная

поляризация российского общества, массовое обнищание населения и

особенно тех слоев, которые в первую очередь заинтересованы в

расширении возможностей гражданского общества (средний слой,

молодежь).

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.docx

— 57.90 Кб (Скачать)

социальных  общностей и групп. Конечной целью  социальной политики

является обеспечение  социального прогресса общества, удовлетворение

материальных  и духовных потребностей людей, осуществление  гарантий их

безопасного существования  и развития.

Если в предшествующие годы основным субъектом социальной

политики выступало  государство и его полномочные  органы, то в условиях

демократизации  общества и переходе к рыночным отношениям наряду с

государственными  органами сосубъектами социальной политики становятся

и социальные институты  гражданского общества, причем не только

номинально, но и реально. Кроме того, наличие  целого ряда относительно

самостоятельных субъектов и носителей социальной политики не только

расширяет гамму  социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и

обеспечивает  большую гибкость и мобильность  социальной политики,

позволяет оперативнее  реагировать на изменение социально-экономической

ситуации в  стране.

Основными показателями, определяющими степень реализации

социальной  политики, и, следовательно, уровень  обеспечения социальной

безопасности  гражданского общества в России являются: доходы населения,

уровень занятости, здоровье, жилье, образование, культура, окружающая

среда, инфраструктурная обеспеченность населения (города, района,

деревни), этническая специфика и др. Эти показатели находятся в центре

непосредственного воздействия социальной политики, выражающей

постоянное  и сознательное влияние общества на социальные и

экономические процессы в целях уменьшения противоречий и повышения

эффективности господствующей общественной системы  и ее отдельных

звеньев.

Социальная  политика как важнейшее направление  обеспечения

социальной  безопасности гражданского общества включает в себя:

определение и  сравнительную оценку реального  качества жизни всех

социальных  групп и слоев населения, степень  их социальной защищенности

от опасностей и угроз; прогноз перспектив возникновения  социальных

конфликтов  и возможных изменений положения  социальных групп и слоев

под воздействием экономических и социально-политических факторов;

разработку  основных принципов, целей и задач  формирования и реализации

социальной  политики, исходя из анализа положения  социальных групп и

слоев населения, состояния и возможностей экономики; выявление общих и

специфических проблем и опасных тенденций  изменений в положении и

состоянии каждой из социальных групп; изыскание источников

финансирования  мероприятий и определение конкретных субъектов

решения отдельных  социальных проблем; разработку проектов, программ и

других мероприятий  по решению социальных проблем; исследование

отношения населения  к предлагаемым проектам и программам;

корректировку проектов и программ с учетом общественного  мнения;

практическое  осуществление проектов и программ, включая контроль за их

реализацией.

В условиях демократизации, децентрализации и демонополизации

важное значение, на наш взгляд, приобретает преобразование структур

управления  социальной политикой в направлении  перестройки ее

вертикальных  структур в горизонтальные, делегирования  части полномочий

из центра на места, активизация участия институтов гражданского общества

по формированию и реализации социальной политики, необходимости

сосредоточения  большинства вопросов социальной политики на

региональном  уровне.

Социальная  защита выступает одним из важнейших  способов

обеспечения социальной безопасности и представляет собой  деятельность

государства, институтов гражданского общества, направленных на

реализацию  процесса формирования, развития и  жизнеобеспечения

личности, выявление  и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на

процесс ее социализации и функционирования, самоопределение  и

утверждение в  жизни. Социальная защита позволяет  согласовывать

интересы личности, государства и общества, создавать  систему

дополнительных  мер и стимулов к основным способам распределения

доходов и потребительских  благ, имеющих адресную направленность, т.е.

обеспечивать  более полное социально справедливое удовлетворение

потребностей  наиболее уязвимых слоев населения.

Основными путями повышения эффективности деятельности органов

государственного  управления по обеспечению социальной безопасности

гражданского  общества являются: оптимизация организационной  структуры

и системы делегирования  полномочий и функций субъектам  государственного

управления  в сфере обеспечения социальной безопасности за счет определения

ответственности по «горизонтали» и «вертикали»; повышение эффективности

принятия и  реализации управленческих решений  в сфере социальной

безопасности; формирование нормативной базы управленческой

деятельности  по обеспечению социальной безопасности, происходящее на

всех уровнях, начиная с ведущей роли института  президентства.

Важнейшим направлением обеспечения социальной безопасности

гражданского  общества на уровне поселенческих социумов является

реализация  местной социальной политики. Местный  уровень призван

конкретизировать  методы, способы и механизмы достижения целей,

определенных  в рамках федеральной и региональной социальной политики,

привязать их к  особенностям тех или иных муниципальных  образований,

учесть специфику  демографических, экологических, ресурсных,

этнокультурных, религиозных и других территориальных  отличий.

В целом, анализ показывает, что основными направлениями

обеспечения социальной безопасности населения в условиях местного

самоуправления  являются: проведение активной социальной политики по

повышению уровня жизни, социальной поддержки населения  в направлении

реализации  его возможностей самостоятельно обеспечить свое

благосостояние; формирование механизма социальной защиты социально

неблагополучных и социально уязвимых категорий  населения, социального

обеспечения нетрудоспособного  населения; решение вопросов по

оптимизации структуры  занятости, сокращения безработицы, проведения

целенаправленной  политики на рынке труда; разработка эффективной

социально-демографической, экологической и этнокультурной политики;

укрепление  системы защиты гражданских прав и свобод граждан,

обеспечение безопасности личности; проведение институциональных

преобразований  в социальной инфраструктуре муниципальных  образований

с целью расширения возможностей по предоставлению соответствующих

услуг населению, обеспечению доступности для  всех минимального набора

бесплатных  услуг образования, здравоохранения  и культуры.

В заключении представлены выводы диссертационного исследования и

рекомендации  по организации обеспечения социальной безопасности

гражданского  общества в России. 
 

СПИСОК  ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ  СОИСКАТЕЛЯ

ПО  ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья, опубликованная в рекомендованном ВАК издании:

1. Анисимова Е.Г. Социальные параметры гражданского общества в

России: общее  и особенное// Известия Российского  государственного

педагогического университета им. А.И.Герцена. № 99, апрель. 2009.-

С.276-281 – 0,5 п.л.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

2. Анисимова Е.Г. Деятельность органов государственного

управления  по созданию условий для безопасного  функционирования

гражданского  общества. //Вестник Балтийской Педагогической Академии.

Вып.85. Актуальные вопросы практической психологии и  социальных

технологий  в современном ВУЗе. СПб.: БПА, 2008.-С. 107-112-0,5 п.л.

22

3. Анисимова Е.Г. Развитие общественной системы социальной

защиты населения  России в условиях рыночных преобразований //Диалог

культур – 2009: поиск общих целей и ценностей: сборник научных статей к

VШ Международной  научно-практической конференции./ Под научной

ред. И.В.Радикова. – СПб.: Астерион, 2009. – 0,2 п.л.

4. Анисимова Е.Г. Социальная ответственность бизнеса по

обеспечению безопасности населения муниципальных образований

//Социальная  ответственность бизнеса как  фактор развития Северо-Запада

России: опыт и  проблемы (сборник научных трудов). - СПб.: СПбАУЭ,

2009. – 0,2 п.л.

5. Анисимова Е.Г. Содержание и основные закономерности

обеспечения социальной безопасности гражданского общества // Вестник

Балтийской  Педагогической Академии. Вып. 90. Проблемы и перспективы

практической  психологии и социальных технологий. СПб.: БПА, 2009. –

С. 145-148. – 0,3 п.л.__

Информация о работе Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ