Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 23:58, автореферат
Актуальность темы исследования. Проблема становления и
функционирования гражданского общества, его отношения с государством и
личностью, обеспечения безопасного существования, в последние годы
находятся в центре теоретических дискуссий ученых в нашей стране.
Значительный интерес отечественных исследователей к этим проблемам
обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, реформирование
социально-экономических и политических отношений в стране направлено
на становление гражданского общества и усиление его роли по отношению к
государству. С другой стороны, существует глубокая социальная
поляризация российского общества, массовое обнищание населения и
особенно тех слоев, которые в первую очередь заинтересованы в
расширении возможностей гражданского общества (средний слой,
молодежь).
социальных условий информацией, носящей аналитический и проективно-
технологический характер. При этом содержание социологической
составляющей социальной безопасности предполагает решение следующих
задач для органов управления: социально-политическое планирование,
исследование и решение социальных проблем в сфере национальной
безопасности, выработка практических рекомендаций по учету субъектно-
личностного фактора
непосредственно в
должностных лиц государственного руководства, социологическое
обучение и просвещение граждан, контроль за деятельностью
государственных органов по недопущению и устранению социальных
опасностей и угроз.
Социологическая компонента социальной безопасности гражданского
общества России ориентирует управленческие структуры в первую очередь
на активизацию работы по разрешению социально-экономических
проблем в стране и использование лучших социальных качеств личности
россиян, общества, на координацию и консолидацию устремлений
социальных групп Российской Федерации.
Теоретико-методологическое исследование социальной безопасности
гражданского общества, позволяет выявить определенные закономерности
обеспечения их оптимальности в современных условиях осуществления
рыночных реформ. К числу общих закономерностей относятся: объективная
востребованность и высокая значимость создания института социальной
безопасности гражданского общества, функционирующего в рамках общей
системы национальной безопасности страны; взаимосвязь и
взаимозависимость интересов личности, гражданского общества и
государства по обеспечении своей социальной безопасности, их системный
характер; взаимосвязь и взаимообусловленность уровня и состояния
социальной безопасности и конкретных обстоятельств жизнедеятельности
социальных групп, слоев и индивидов; соотнесение необходимого уровня
социальной безопасности личности с реальными возможностями по его
обеспечению.
В диссертации рассматривается социальная сфера, представляющая
собой целостную, постоянно трансформирующуюся подсистему общества,
порожденную объективной общественной потребностью в непрерывном
воспроизводстве дифференцированных социальных субъектов с их
способностями, потребностями, ценностями, многообразием интересов, в
регулировании их взаимодействия прежде всего в сфере потребления
совокупного общественного продукта. Это – устойчивая область
человеческой деятельности по непосредственному воспроизводству жизни,
пространство реализации социальной функции общества. Именно в
социальной сфере обретает смысл социальная политика государства,
проявляется деятельность гражданского общества, реализуется социальная
защита и социальные права человека.
Социальная сфера играет ключевую роль во всей системе национальной
безопасности и представляет собой сложное образование, которое, по
мнению многих ученых, включает в себя следующие основные компоненты:
социальную структуру как совокупность индивидов, социальных групп,
слоев, других человеческих общностей; социальные интересы, ценности,
нормы и возникающие по их поводу отношения между элементами
социальной структуры; социальную инфраструктуру, состоящую из систем
жизнеобеспечения и социализации людей; институты социального
управления; образ жизни людей, социальных групп, слоев, всего общества.
Наиболее существенными задачами по реформированию социальной
сферы как субстанциональной основы социальной безопасности являются:
соблюдение конституционных прав граждан в области труда, отдыха,
социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры,
обеспечения жильем;
повышение эффективности
средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования
соответствующих ее секторов; четкое разграничение полномочий и
ответственности в решении социальных вопросов на уровне Федерации и ее
субъектов, а также на муниципальном уровне; переориентация социальной
политики на семью; улучшение материального положения и условий жизни
населения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности
населения, особенно
детской и граждан в
существенное улучшение социальной инфраструктуры, социализации
личности, улучшение функционирования социальных институтов общества.
Исследование становления и развития гражданского общества в России
предполагает определение содержания, источников и причин возникновения
социальных опасностей и угроз личности, обществу и государству.
Социальные опасности и угрозы включают действия самых разнообразных
социальных сил социальных групп, слоев, партий, движений, группировок,
национальных образований и т.д. Сюда относятся: действия преступных
группировок, и отдельных личностей, политический терроризм, экстремизм
и национализм в различных разновидностях их проявления, непродуманная
экономическая и социальная политика, приводящая к люмпенизации и
маргинализации населения, увеличивающемуся разрыву между уровнем
доходов богатых и бедных слоев, росту безработицы и девиантного
поведения, потере социального контроля, снижению показателей уровня и
качества жизни населения.
Серьезные опасности и угрозы в период становления гражданского
общества в стране кроются в нарушении прав и свобод граждан,
деструктивном воздействии информационных систем, и в частности,
определенных СМИ, на сознание граждан, общем снижении уровня
культуры, науки, образования и воспитания. Такие действия социальных
объединений людей могут носить как запланированный (преступления
против личности, действия террористических группировок, военные
конфликты и т.д.), так и относительно стихийный характер, приводящий к
непредсказуемым последствиям (инфляция, колебания цен, экологические
бедствия и т.д.), порождаться объективно развивающимися процессами и
вызываться
определенными социальными
В целом, социальные опасности и угрозы играют негативную роль,
оказывают деструктивное
воздействие самим своим
же время они заставляют соответствующие федеральные и региональные
институты власти вносить коррективы в политические и социальные
программы, прогнозировать результаты негативного воздействия, укреплять
социальную и, в целом, национальную безопасность, уточнять ее
приоритеты, направления, цели и задачи.
Источниками социальных опасностей и угроз становлению
гражданского общества в России выступают совокупность действий или
намерений определенных сил, а также условия и факторы, которые
потенциально таят в себе, либо в различной совокупности обнаруживают
намерения деструктивного воздействия на личность, регион и государство в
целом. К таким источникам относятся: опасности и угрозы, возникающие
внутри социальной сферы из-за несовершенных социальных структур и их
институтов, недостатков в организации процесса социализации людей,
ошибок и
просчетов в осуществлении
неэффективном управлении социальной сферой; внешние по отношению к
социальной сфере опасности и угрозы; глобальные опасности и угрозы;
опасности и угрозы природного, стихийного характера, а также угрозы
технического и технологического характера.
Особую значимость имеют опасности и угрозы, возникающие внутри
социальной
сферы и оказывающие
отношений и становление гражданского общества, содержание
деятельности, поведение людей, интересы различных социальных групп,
слоев, этносов, взаимоотношения общества и личности, условия труда и
быта, здоровья и досуга человека. К числу наиболее опасных тенденций в
становлении гражданского общества следует отнести: углубление
биполярной социостратификационной дифференциации общества;
изменения в
социально-демографической
девиантного поведения (суицидов, наркотизма, пьянства и алкоголизма,
проституции, преступности); проблема межнациональных отношений и
миграции.
В третьей главе: «Основные направления и способы обеспечения
социальной безопасности гражданского общества» анализируется
социальная политика как основа и механизм реализации социальной
безопасности граждан, исследуется деятельность органов государственного
управления по созданию условий для безопасного функционирования
гражданского общества, рассматривается проблема обеспечения социальной
безопасности
населения поселенческих
самоуправления.
Важнейшим направлением деятельности государства, общественных
объединений и организаций является осуществление социальной политики,
представляющей собой деятельность, направленную на управление
социальным развитием общества, совершенствованию его социальной
сферы, удовлетворению и гармонизацию социальных потребностей
личности и социальных групп населения.
Социальная политика реализуется в социальной сфере
жизнедеятельности общества, но ее объектом могут быть и политика,
экономика, культура, поскольку все общественные отношения прямо или
косвенно влияют
на положение и возможность