Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 23:58, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема становления и

функционирования гражданского общества, его отношения с государством и

личностью, обеспечения безопасного существования, в последние годы

находятся в центре теоретических дискуссий ученых в нашей стране.

Значительный интерес отечественных исследователей к этим проблемам

обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, реформирование

социально-экономических и политических отношений в стране направлено

на становление гражданского общества и усиление его роли по отношению к

государству. С другой стороны, существует глубокая социальная

поляризация российского общества, массовое обнищание населения и

особенно тех слоев, которые в первую очередь заинтересованы в

расширении возможностей гражданского общества (средний слой,

молодежь).

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.docx

— 57.90 Кб (Скачать)

эффективно  осуществлять свою безопасность; воспитательная функция, как

фактор формирования и внедрения в сознание людей  в процессе их

социализации  нравственных норм, правил и духовных ценностей;

интегративная функция, заключающаяся в осуществлении  процесса

ресубъективации агентов социального действия (социальных слоев, групп,

индивидов и  т.д.), в превращении их из объектов социального

взаимодействия  и манипуляции в социальных субъектов; связующая

функция по выполнению «связки» человека и государства, третейского

судьи в их отношениях; функция общественного контроля и за личностью, и

за деятельностью  государственных органов.

Для выполнения этих функций гражданское общество создает

соответствующие социальные структуры, где первичным  слоем является

частная жизнь  и индивидуальная деятельность людей, автономных и

экономически  независимых от государства. Для  достижения своих целей и

реализации  своих интересов они объединяются в ассоциации и организации

разного типа.

В наиболее общем  виде структура гражданского общества развитых

стран представляет собой широкую сеть общественных отношений,

различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских

и иных групп, муниципальных  коммун, благотворительных фондов, клубов

по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских,

спортивных  обществ, общественно-политических, религиозных  и иных

организаций и  союзов. Все они выражают самые  различные социальные

интересы во всех сферах жизни общества. Его  основными объектами

являются граждане, наделенные соответствующими конституционными

правами и гражданские (неполитические и негосударственные) организации,

объединения, общественные движения и институты.

Главная цель любого гражданского общества состоит в

удовлетворении  материальных и духовных потребностей каждого своего

члена, в создании условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное

развитие человека. В силу этого меняется и функциональная природа

государства, которое  приобретает характер социального  государства,

властные функции  которого совмещаются с социальными.

В целом, гражданское  общество выступает как самоорганизующаяся

система социально-экономических  и политических отношений,

ориентированная на удовлетворение материальных и духовных

потребностей  человека и обеспечение соблюдения его прав и свобод. Чем

многослойнее  гражданское общество, тем выше уровень  его жизни, а чем

выше уровень  жизни, тем стабильнее внутриполитическое положение.

Гражданское общество защищает граждан от последствий  политических

потрясений, поскольку  оно амортизирует их и даже предотвращает  на

низовом уровне. По сути, оно тем самым облегчает  политические перемены.

В условиях гражданского общества смена правительства не становится

«ураганом, сметающим  все на своем пути».

В контексте  развития гражданского общества в России можно выделить

определенные  специфические особенности, отличающие становление данного

общества от других стран мира. Можно констатировать, что на протяжении

всего периода  преобразований 1990-х годов в становлении  гражданского

общества в  России наблюдается определенный прогресс. Кроме

законодательных, политических, экономических его  фактов, происходит

бурное развитие общественной самодеятельности – социальных движений,

гражданских ассоциаций, обществ, союзов и других организаций,

представляющих  интересы разного спектра.

Вместе с  тем исследователями высказывается  немало сомнений по

поводу возможности  формирования ряда концептуально важных и

практически необходимых  элементов такого развития. В числе

обстоятельств, проблематизирующих становление гражданского общества,

называют: социальное состояние индивида, общества и государства.

Проблемы и  противоречия, связанные с ними, и составляют основной

контекст становления  гражданского общества в современной  России. В

частности, государству  «инкриминируется» манипуляция  общественным

мнением, экспансия  во все области социальной и частной  жизни;

неспособность поставить бюрократию на службу общественным, а не

корпоративным интересам. Общество характеризуется  незавершенностью

стратификации, слабостью среднего класса, узостью  социальных сетей

взаимодействия  и неполитической солидарности. Большинство

исследователей  гражданского общества считают одним  из главных барьеров

на его пути состояние личности постсоветского человека.

Новые социальные слои, которые по своему положению  в социальной

системе и своим  объективным интересам (такие, как  предприниматели или

средний класс) являются потенциальной основой  формирования и

функционирования  основных институтов гражданского общества, до

настоящего  времени не сформировались как единое социальное целое и не

успели сформулировать свою общую социальную идентичность, осознать

общность своих  интересов и найти подходящие организационные формы для их выражения и защиты. Этим в первую очередь и объясняется слабость

организационных структур гражданского общества в современной  России,

поскольку для  их полноценного развития нужна соответствующая  ему

социальная  база, которая на настоящий момент в нашей стране находится в

процессе своего формирования и консолидации.

Еще одной характеристикой  современного российского общества

является пронизанность  общественной жизни неформальными  структурами.

Период первоначального  накопления капитала в России сопровождался,

помимо обычного ослабления государственной власти, процессами

коррупизации  государственных институтов и мафионизацией  во всех

общественных  сферах. Более того, криминальные структуры (вместо

гражданских институтов) создали в ряде субъектов Российской Федерации

реальную альтернативу государственным институтам, например, милиции,

суду или  налоговым органам. Эти структуры  препятствуют, в частности,

формированию  свободного частного предпринимательства, которое в

условиях развитого  демократического общества способствует образованию

среднего слоя – основы стабильности общества.

Характерной особенностью российского общества является также

значительная  роль частных, семейных связей в решении  проблем различного

характера. Это  обстоятельство объясняется нестабильностью  политической и 

экономической среды: во времена перемен стабильными  остаются скорее

примордиальные  связи, чем какие-либо другие.

Во  второй главе диссертационного исследования «Сущность и

содержание  социальной безопасности гражданского общества»

анализируется понятие социальной безопасности гражданского общества,

рассматривается социальная сфера как субстанциональная  основа

социальной  безопасности, исследуются социальные опасности и угрозы в

период становления  гражданского общества в России.

Социальная  безопасность гражданского общества представляет собой

интегральное  понятие, обозначающее состояние и  способность

общественной  системы обеспечить эффективное  функционирование

социальной  сферы, предотвращение деструктивных  явлений и процессов,

сохранение  и развитие условий, средств и  способов социализации человека,

соблюдение  его образа жизни, благосостояния, неотъемлемых прав и свобод,

духовно-нравственных ценностей.

Первоосновой, обусловливающей социальную безопасность

гражданского  общества, является растущая потребность  людей защищать

свою социальную жизнедеятельность от возникающих  опасностей и угроз.

Она заключается  в утверждении таких социальных отношений, механизмов

государственного  и общественного управления, способов деятельности, в

выдвижении  во власть таких политических лидеров  и сил, которые

обеспечат наиболее эффективное решение социально-экономических  и

политических  проблем, создадут условия для повышение  материального и

духовного уровня жизни граждан, консолидируют и  активизируют их в

созидательных делах, послужат расширению свободы  и подъему творческой

инициативы  людей, предохранят людей от тяжких невзгод.

Социальная  безопасность гражданского общества - это совокупность

всех видов  защитных средств социальной жизнедеятельности,

обусловленная не только структурой социальной организации,

особенностями ее функционирования, но и политической, правовой,

экологической ситуацией, наличием в нем материальных и

интеллектуальных  ресурсов. Поэтому функционирование социальной

системы непосредственно  связано с регулированием отношений  между

людьми, социализацией  и жизнеобеспечением личности в  социуме,

выработкой  региональными политическими элитами  своей социальной

политики и  стратегии для социальных преобразований и развития

нынешнего и  последующих поколений.

Важнейшим элементом  социальной безопасности гражданского

общества является социологический компонент. Он объективно необходим,

как механизм социального  контроля за состоянием системы безопасности, а

также, как проектно-управленческий элемент ее оптимизации. Встраивание

подобного механизма  в деятельность институтов гражданского общества

позволяет придать  системе обеспечения социальной безопасности

необходимый уровень  эффективности с точки зрения сохранения

гомеостаза  общества.

Социологическая составляющая социальной безопасности позволяет

вооружить органы управления более адекватной для  существующих

Информация о работе Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ