Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:35, реферат

Краткое описание

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Оглавление

1. Определение гражданского общества
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Научные концепции гражданского общества.
1.3. Характеристика гражданского общества.
2. Условия возникновения и функционирования гражданского общества
2.1. Структура и основные элементы.
2.2. Функции гражданского общества.
2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества
3. Принцип первичности индивида
3.1. Происхождение принципа.
3.2. Современное политическое воплощение принципа.
3.3. Издержки принципа.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Реферат на тему: «Гражданское общество»

1. Определение  гражданского общества

1.1. Понятие гражданского  общества

1.2. Научные концепции  гражданского общества.

1.3. Характеристика  гражданского общества.

2. Условия возникновения  и функционирования гражданского  общества

2.1. Структура и  основные элементы.

2.2. Функции гражданского  общества.

2.3. Формы взаимодействия  государства и гражданского общества

3. Принцип первичности  индивида

3.1. Происхождение  принципа.

3.2. Современное  политическое воплощение принципа.

3.3. Издержки принципа.

Важнейшей предпосылкой и  одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское  общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью  государственных органов и воплощающую  реальный уровень самоорганизации  социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства  и общества в социальной сфере.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над  обществом и его членами, а  общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход  к такому обществу — исторически  длительный процесс, и он связан с  формированием гражданского общества.

Между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему  понятием «общество» есть не только очевидная  взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую  его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его  самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов  при определяющем значении последних  и при безусловном признании  в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия  подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество»  употребляется как в широком, так и в узком значениях. В  широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами  часть общества, т.е. то, до чего «не  доходят руки» государства. Оно  возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно  не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком  значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано  с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское  общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений  свободных и равноправных индивидов  в условиях рынка и демократической  правовой государственности. Это сфера  свободной игры частных интересов  и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и  формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет  сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения  между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском  обществе в отличие от государственных  структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи  — отношения конкуренции и  солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Для современного понимания  гражданского общества недостаточно представление  о нем лишь с позиции его  противопоставления государственной  власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в  современной, общедемократической  концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном  единстве могут быть определены как  современное гражданское общество.

Гражданское общество — это  не просто некое объемное понятие, характеризующее  определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных  интересов» (Гегель). В то же время  «гражданское общество» — это  и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в  состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный  для него образ гражданского общества.

Гражданское общество — это  закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт  исторического развития человечества гражданское общество появляется в  период ломки жестких рамок сословно-феодального  строя, начала формирования правового  государства. Обязательным условием возникновения  гражданского общества является появление  возможности у всех граждан экономической  самостоятельности на базе частной  собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и  возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными  юридическими правами со всеми другими  гражданами. Политическим фундаментом  гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В  этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше  всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у  государства сосредоточена большая  власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко  подавить интересы социальных групп, классов  и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство  поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское  общество есть объективно сложившийся  порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим  обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок  складывается на основе внутреннего  содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и  меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в  себе определенные требования, нормативные  модели поведения граждан, должностных  лиц, государственных органов и  государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и  существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания  и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком  обществе и государстве приобретает  правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную  волю, но эта воля в полной мере соответствует  требованиям справедливости и свободы.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу  гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных  форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов  и социальных групп для поддержания  целостности и прогресса всего  общества. Равновесие, взаимосвязь  общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство  посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и  государства.

Гражданское общество и государство  представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные  стороны и состояния жизни  общества, противостоящие друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности  межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает  в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором  взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и  делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой  пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское  общество и государство взаимно  дополняют друг друга. Без зрелого  гражданского общества невозможно построить  правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные  граждане способны к рациональной организации  человеческого общежития. Таким  образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом  и централизованной государственной  волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и  упадку через создание условий для  реализации прав и свобод автономной личности.

1.2. Научные концепции  гражданского общества.

Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в  середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию, породив несколько концепций и интерпретаций. Однако оно неизменно рассматривается в противопоставлении понятию «государство».

Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского  общества» было введено ими для  отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному  существованию. Человек в «диком», «природном» состоянии, не знающий  ни цивилизации, ни государства, развивается  в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок и гражданские отношения.

Естественным началом  общества и жизни человека становятся не природа и необузданные природные  страсти человека, а цивилизованность, т. е. исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось  в результате процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида.

Становление самостоятельных  сфер общественной жизни отражало процессы возрастающего разнообразия деятельности индивидов и усложнения социальных отношений. Разнообразие социальных отношений  было следствием становления автономной личности, не зависимой от власти и  обладающей таким уровнем гражданского самосознания, который позволял ей строить свои отношения с другими  индивидами разумно и целесообразно. В основе процесса кристаллизации независимого индивида, по Дж. Локку, лежит частная  собственность. Она является экономической  гарантией его свободы и политической самостоятельности.

Отношения между государством и гражданским обществом строились  на договорной основе. По своей сущности эти отношения были цивилизованными, поскольку государство и гражданское  общество вместе создавали условия  для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности  индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые  права граждан и с помощью  власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству.

Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью  труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает  частная собственность. Однако не гражданское  общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Примат государства по отношению  к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой  развития всего и вся является «Мировой Дух», или «Абсолютная Идея». Гражданское общество было «инобытием»  духа-идеи, а именно государство  олицетворяло все добродетели и  было наиболее совершенным воплощением  мировой саморазвивающейся идеи, самого могучего проявления человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал.

Информация о работе Гражданское общество