Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:35, реферат
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.
1. Определение гражданского общества
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Научные концепции гражданского общества.
1.3. Характеристика гражданского общества.
2. Условия возникновения и функционирования гражданского общества
2.1. Структура и основные элементы.
2.2. Функции гражданского общества.
2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества
3. Принцип первичности индивида
3.1. Происхождение принципа.
3.2. Современное политическое воплощение принципа.
3.3. Издержки принципа.
Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Отвергая тезис Г. Гегеля
о первичности государства по
отношению к гражданскому обществу,
К. Маркс рассматривал последнее
фундаментом глобального
Следуя тезису о зависимости
надстройки от базиса, К Маркс считал
государство инструментом политического
господства класса, обладающего средствами
производства. Следовательно, буржуазное
государство является, по К. Марксу,
механизмом реализации и защиты интересов
экономически господствующего класса-
Возможность преодоления
разрыва между гражданским
Надежды К. Маркса на то, что
пролетарское государство создаст
условия для развития ассоциаций
свободных граждан, оказались несбыточными.
На практике социалистическое государство
подчинило себе общественную собственность
и лишило гражданское общество его
экономической основы. На базе государственной
собственности возник новый политический
класс - партийная номенклатура, который
не был заинтересован в
Анализируя последствия
реализации марксистской доктрины в
России, приведшей к установлению
тоталитарного режима и уничтожения
ростков гражданского общества, А. Грамши
отстаивал идею гегемонии гражданского
общества. Под последним он понимал
все, что не является государством.
В условиях зрелого гражданского
общества, каковым оно было на Западе,
процесс социального
Рассматривая процесс
формирования гражданского общества на
Западе, А. Грамши обратил внимание
на большое значение идеологии и
культуры в утверждении политического
господства буржуазии. Установив интеллектуальное
и моральное господство над обществом,
она заставила другие классы и
группы принять свои ценности и идеологию.
Особое значение в надстройке, по А,
Грамши, принадлежит гражданскому обществу,
которое тесно связано с
Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего: если гражданское общество расплывчато и примитивно, то государство является его «внешней формой». Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным инструментом власти. И лишь в условиях зрелого гражданского общества, как на Западе, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В последнем случае, согласно А. Грамши, под государством надо понимать «частный аппарат» «гегемонии» гражданского общества.
Следовательно, анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, долгое время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, использовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в историческом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтанности и стихийности в социальном развитии, что в политической науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся социальных взаимодействиях, что отразило понятие «государство». Чаще всего государство и гражданское общество противопоставлялись друг другу.
Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуазное) приходит на смену традиционному, феодальному обществу. В западной политической науке при всех вариациях доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом.
Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности. В качестве основания для сбалансированного взаимодействия этих сил была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.
В-третьих, современная политологическая
интерпретация рассматривает
Наконец, третий, высший уровень
межличностных отношений
Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Эти самостоятельные и
не зависимые от государства общественно-
1.3. Характеристика гражданского общества.
Правовой характер гражданского
общества, его соответствие высшим
требованиям справедливости и свободы
является первой важнейшей качественной
характеристикой такого общества. Эта
особенность гражданского общества
воплощается в нормативных
Вторая качественная характеристика
гражданского общества носит функциональный
характер. Она связана с тем, что
основой функционирования такого общества
является не просто создание определенного
поля (пространства) реализации частных
интересов, формально-юридически независимого
от государственной власти, но достижение
высокого уровня самоорганизации, саморегуляции
общества. Основные функции по налаживанию
совместной деятельности членов гражданского
общества в отдельных сферах (предпринимательства
и других форм экономической деятельности,
семейных отношений, личной жизни и
т. п.) должны осуществляться в этом
случае не с помощью орудий и средств
стоящей над обществом
В соответствии с этим можно
выделить и третью качественную особенность
гражданского общества, которая характеризует
его высшие ценности и главную
цель функционирования. В отличие
от первоначальных представлений о
гражданском обществе, основанных на
абсолютизации частных
Свобода, права человека и
его частные интересы должны рассматриваться
в этом случае не с позиции эгоистической
сущности «экономического человека»,
для которого свобода есть собственность,
а, наоборот, сама собственность во
всем многообразии ее форм становится
средством утверждения идеалов
освобожденной личности. И это
должно происходить на основе безусловного
признания в качестве высшей ценности
гражданского общества человека, его
жизни и здоровья, чести и достоинства
политически свободной и
В соответствии с этим следует подходить и к определению главной цели функционирования современного гражданского общества. Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае (в условиях правового гражданского общества) неизбежно приобретает характер социального государства. Речь идет об обогащении природы государства социальными началами, которые в значительной мере трансформируют его властные функции. Утверждая себя как социальное, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.
С учетом отмеченных качественных
характеристик можно определить
понятие гражданского общества как
основанную на самоорганизации систему
социально-экономических и
Основами гражданского общества
в экономической сфере являются
многоукладная экономика, разнообразные
формы собственности, регулируемые
рыночные отношения; в политической
сфере – децентрализация