Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:35, реферат
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.
1. Определение  гражданского общества
1.1. Понятие гражданского  общества
1.2. Научные концепции  гражданского общества.
1.3. Характеристика  гражданского общества.
2. Условия возникновения  и функционирования гражданского  общества
2.1. Структура и  основные элементы.
2.2. Функции гражданского  общества.
2.3. Формы взаимодействия  государства и гражданского общества
3. Принцип первичности  индивида
3.1. Происхождение  принципа.
3.2. Современное  политическое воплощение принципа.
3.3. Издержки принципа.
Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Отвергая тезис Г. Гегеля 
о первичности государства по 
отношению к гражданскому обществу, 
К. Маркс рассматривал последнее 
фундаментом глобального 
Следуя тезису о зависимости 
надстройки от базиса, К Маркс считал 
государство инструментом политического 
господства класса, обладающего средствами 
производства. Следовательно, буржуазное 
государство является, по К. Марксу, 
механизмом реализации и защиты интересов 
экономически господствующего класса-
Возможность преодоления 
разрыва между гражданским 
Надежды К. Маркса на то, что 
пролетарское государство создаст 
условия для развития ассоциаций 
свободных граждан, оказались несбыточными. 
На практике социалистическое государство 
подчинило себе общественную собственность 
и лишило гражданское общество его 
экономической основы. На базе государственной 
собственности возник новый политический 
класс - партийная номенклатура, который 
не был заинтересован в 
Анализируя последствия 
реализации марксистской доктрины в 
России, приведшей к установлению 
тоталитарного режима и уничтожения 
ростков гражданского общества, А. Грамши 
отстаивал идею гегемонии гражданского 
общества. Под последним он понимал 
все, что не является государством. 
В условиях зрелого гражданского 
общества, каковым оно было на Западе, 
процесс социального 
Рассматривая процесс 
формирования гражданского общества на 
Западе, А. Грамши обратил внимание 
на большое значение идеологии и 
культуры в утверждении политического 
господства буржуазии. Установив интеллектуальное 
и моральное господство над обществом, 
она заставила другие классы и 
группы принять свои ценности и идеологию. 
Особое значение в надстройке, по А, 
Грамши, принадлежит гражданскому обществу, 
которое тесно связано с 
Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего: если гражданское общество расплывчато и примитивно, то государство является его «внешней формой». Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным инструментом власти. И лишь в условиях зрелого гражданского общества, как на Западе, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В последнем случае, согласно А. Грамши, под государством надо понимать «частный аппарат» «гегемонии» гражданского общества.
Следовательно, анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, долгое время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, использовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в историческом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтанности и стихийности в социальном развитии, что в политической науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся социальных взаимодействиях, что отразило понятие «государство». Чаще всего государство и гражданское общество противопоставлялись друг другу.
Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуазное) приходит на смену традиционному, феодальному обществу. В западной политической науке при всех вариациях доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом.
Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности. В качестве основания для сбалансированного взаимодействия этих сил была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.
В-третьих, современная политологическая 
интерпретация рассматривает 
Наконец, третий, высший уровень 
межличностных отношений 
Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Эти самостоятельные и 
не зависимые от государства общественно-
1.3. Характеристика гражданского общества.
Правовой характер гражданского 
общества, его соответствие высшим 
требованиям справедливости и свободы 
является первой важнейшей качественной 
характеристикой такого общества. Эта 
особенность гражданского общества 
воплощается в нормативных 
Вторая качественная характеристика 
гражданского общества носит функциональный 
характер. Она связана с тем, что 
основой функционирования такого общества 
является не просто создание определенного 
поля (пространства) реализации частных 
интересов, формально-юридически независимого 
от государственной власти, но достижение 
высокого уровня самоорганизации, саморегуляции 
общества. Основные функции по налаживанию 
совместной деятельности членов гражданского 
общества в отдельных сферах (предпринимательства 
и других форм экономической деятельности, 
семейных отношений, личной жизни и 
т. п.) должны осуществляться в этом 
случае не с помощью орудий и средств 
стоящей над обществом 
В соответствии с этим можно 
выделить и третью качественную особенность 
гражданского общества, которая характеризует 
его высшие ценности и главную 
цель функционирования. В отличие 
от первоначальных представлений о 
гражданском обществе, основанных на 
абсолютизации частных 
Свобода, права человека и 
его частные интересы должны рассматриваться 
в этом случае не с позиции эгоистической 
сущности «экономического человека», 
для которого свобода есть собственность, 
а, наоборот, сама собственность во 
всем многообразии ее форм становится 
средством утверждения идеалов 
освобожденной личности. И это 
должно происходить на основе безусловного 
признания в качестве высшей ценности 
гражданского общества человека, его 
жизни и здоровья, чести и достоинства 
политически свободной и 
В соответствии с этим следует подходить и к определению главной цели функционирования современного гражданского общества. Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае (в условиях правового гражданского общества) неизбежно приобретает характер социального государства. Речь идет об обогащении природы государства социальными началами, которые в значительной мере трансформируют его властные функции. Утверждая себя как социальное, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.
С учетом отмеченных качественных 
характеристик можно определить 
понятие гражданского общества как 
основанную на самоорганизации систему 
социально-экономических и 
Основами гражданского общества 
в экономической сфере являются 
многоукладная экономика, разнообразные 
формы собственности, регулируемые 
рыночные отношения; в политической 
сфере – децентрализация