Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:35, реферат
В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.
Вступление
1. Трактовка понятия «гражданское общество» в античности.
2. Формирование современной идеи гражданского общества.
3. Функции гражданского общества
Вывод
Список использованной литературы
ПЛАН:
Вступление
1. Трактовка
понятия «гражданское общество»
2. Формирование
современной идеи гражданского
общества.
3. Функции гражданского
общества
Вывод
Список использованной
литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
История политической
мысли уходит в глубокую древность, поскольку
политические идеи рождаются вместе с
появлением государства. Первоначально
они носили отрывочный характер, но уже
с II и I тысячелетий до нашей эры дошли
до нас крупные памятники законотворчества
и философско-правовые учения. Древний
Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили
нам великие памятники человеческой мысли,
такие как Законы Ману, законы Хаммурапи,
Авеста, а также целые философские системы
(конфуцианство, зороастризм). Однако современная
политическая наука развивается на основе
эволюции западной политической мысли,
начало которой было положено в эпоху
античности.
Труды историка
Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления
философов Платона и Аристотеля
можно рассматривать как
Считается, что
понятие "гражданское общество"
столь же древнее, как и политическая
наука: нельзя разделить и отдельно
изучать диалектически
В трудах ученых
прошлого и современности вот уже
более двух тысячелетий гражданское общество
рассматривается, анализируется и описывается
все более всесторонне, конкретно и достоверно.
Соответственно понятие "гражданское
общество", вбирая в себя различные
общечеловеческие ценности, приобретает
все большую смысловую многовариантность.
1.
ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
В АНТИЧНОСТИ
Идея гражданского
общества берёт начало в Стародавней
Греции и Давнем Риме, кроме того
из творчества Платона, Цицерона и др.,
когда появились представления об
обществе, гражданине и появилось понятие
общества как сообщества граждан. Но долгое
время само понятие «гражданское общество»
сравнивалось с государством. Для стародавних
греков вся общественная жизнь была политической.
Понятие «политология» означало одновременно
права общества, форму управления, конституцию,
особенности государственного управления.
А общество - это совокупность граждан,
которые проживают в городе-государстве,
которое отличается от села. Гражданин
в Давнем Риме - свободный человек (то есть
не раб), поданный Римской империи (не иностранец),
житель Итальянского полуострова (а не
провинции или колонии). Римлянин имел
гражданские обязанности: служил в армии,
брал участия в народных собраниях и политике.
Он имел права, даже привилегии: его нельзя
было отдать на позорную казнь - распять
на кресте.
Аристотель определял
государство как достаточную
для самодовлеющего существования
совокупность граждан, т.е. не что иное,
как гражданское общество. Цицерон,
обосновывая пра-вовое
В древней Греции
и Риме сложилось общество, не похожее
на общества других стран древности.
Древние греки называли его словом полис
и видели в наличии у себя именно такого
общества главное отличие эллинов от варваров,
полиса не имевших. Вслед за немецкими
учеными XIX в. слово полис часто переводится
как город-государство. В связи с этим
главная особенность античной жизни видится
в том, что каждый город был самостоятельным
государством, жившим по своим собственным
законам (автономия). Важнейшей его характеристикой
выступает наличие акрополя, стен, агоры,
общественных зданий и т.п. При этом обращают
особое внимание на то, что античный город
в своей основе был не промышленным (ремесленным)
или административным центром, а поселением
земледельцев, созданным для обороны от
врагов. И позднее в большинстве полисов
сельское хозяйство преобладало над ремеслом,
а земледельцы были основой античного
общества, наиболее почтенной его частью.
Одновременно
с таким пониманием полиса современные
ученые возвращаются к представлениям
о нем самих древних греков,
которые считали, что полис - это
не стены, а прежде всего люди, гражданский
коллектив. Римляне называли свое общество
объединением граждан (civitas от латинского
слова civis - гражданин) или просто римским
народом (populus Romanus). Поэтому слово полис
можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство
в трех лицах: государство, город, община.
Особенностью
античного политического
Отделение государства
от общества и превращение его
и общества в относительно самостоятельные
феномены произошло только в результате
буржуазных революций и утверждения
полного господства обменных отношений
как средства, связующего людей в общественные
организмы. Общество, освободившееся от
тирании государства и объединившее отдельных
самостоятельных субъектов, получило
название гражданского.
2.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
Нельзя ставить
знак равенства между понятиями «общество»
и «гражданское общество»: второе значительно
уже первого и моложе на много лет. Становле-ние
и развитие гражданского общества является
особым периодом истории че-ловечества,
государства и права. Общество, отличное
от государства, существо-вало всегда,
но не всегда оно было гражданским обществом.
Формирование и развитие гражданского
общества заняло несколько веков. Этот
процесс не за-вершен ни в нашей стране,
ни в мировом масштабе. Реальность существования
гражданского общества (собственно, как
и правового государства) определяет-ся
соотношением идеала и реально достигнутого
состояния общества.
Гражданское общество
в его современном понимании
и значении -- это общество, способное
противостоять государству, контролировать
его деятель-ность, способное указать
государству его место, держать его «в
узде». Говоря другими словами, гражданское
общество - это общество, способное сделать
свое государство правовым. Между тем
это не означает, что гражданское об-щество
только тем и занимается, что борется с
государством. В рамках прин-ципа социальности,
то есть социального государства, гражданское
общество позволяет государству активно
вмешиваться в социально-экономические
процессы. Другое дело, что оно не позволяет
государству подмять себя, сде-лать социальную
систему тоталитарной.
Такая способность
общества к политической самоорганизации
возможна лишь при наличии определенных
экономических условий, а именно
- эко-номической свободы, многообразия
форм собственности, рыночных отно-шений.
В основе же гражданского общества лежит
частная собственность. Именно она позволяет
членам гражданского общества сохранять
экономи-ческое достоинство.
Гражданское обще-ство
- это общество равноправных людей,
свободно проявляющих свою личность,
творческую инициативу, общество равных
возможностей, ос-вобожденное от лишних
запретов и дотошной административной
регла-ментации. Таким образом, понятие
«гражданское общество» характеризует
опреде-ленный уровень развития общества,
его состояние, степень социально-эко-номической,
политической и правовой зрелости.
Начало процессу
развития гражданского общества положило
формирование представительного государства,
выступающего от имени всего населения.
Для этого необходимо было законодательное
признание юридического равенства
людей на основе наделение их правами
и свободами. Замена сословного неравенства
всеобщим юридическим равенством определило
качественно новое социальное положение
личности. Теперь индивиды независимо
от их социального происхождения и имущественного
положения были признаны равными и полноправными
участниками общественной жизни, наделенными
свободной волей.
Обособление общества
от всепроникающей власти государства
происходило в ходе конфликта
в государстве и в обществе,
который разрешился в ходе революций
XVII-XVIII веков и последующих реформ.
Этот конфликт был следствием естественноисторического
перехода от абсолютистских властных
систем к конституционным, представителям.
Сам же переход отражал формирование новых
социально-экономических, политических
и культурных реальностей. Они были вызваны
в жизнь товарно-денежными отношениями,
промышленной революцией, появлением
слоя самостоятельных товаропроизводителей,
кризисом легитимности абсолютистских
режимов, секуляризацией (освобождением
от церковного влияния) индивидуального
и массового сознания, возникновением
политических партий, которые стали важным
каналом трансляции разнородных интересов
различных групп.
Реальное функционирование
гражданского общества началось с принятия
биллей о правах в Англии и США
и Декларации прав человека и гражданина
во Франции. Конечно юридическое
равенство не предполагает фактического
равенства, оно означает всего лишь равенство
возможностей. Однако это создало условия
для проявления талантов, способности
и инициативе личности.
Свобода человека
органически связана с его
материальным благополучием, наличием
собственности, свободой частного предпринимательства.
А частная собственность является не только
экономической основой гражданского общества,
но и фактором политического нравственного
и культурного прогресса.
Значение института
частной собственности в
Итак, главным
признаком и основой
Очевидно, что
процесс формирования гражданского
общества имеет естественный темп,
который нельзя ускорить каким - либо
подталкиванием. Ведь зрелый гражданин
начинается с развитого самосознания,
возникающего из индивидуальных начал
личности. Развивать их можно в первую
очередь усилиями самой личности, ее устремленностью
к постоянному самосовершенствовании