Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:49, дипломная работа
Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. Актуальность обращения к теме гражданского общество определяется следующими обстоятельствами.
В недавнем прошлом привычным для нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Специальность «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: «Гражданское общество»
Студент группы: 12ЮДО2, Бахметьев А.Г.
группа, ФИО
Научный руководитель: д.ю.н., профессор Саломатин А.Ю.
ФИО, уч. степень, звание, подпись
Оценка за курсовую работу: _______
дата
Пенза 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Гражданское общество......................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. Актуальность обращения к теме гражданского общество определяется следующими обстоятельствами.
В недавнем прошлом привычным для нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Кроме того, сегодня меняется соотношение общества и государства, личности и государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.
Таким образом, гражданское общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным.
Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.
Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) провести анализ современных концепций гражданского общества; 3) выделить признаки гражданского общества.
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1. Развитие идеи гражданского общества
Идея правового государства неизменно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества.
Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.
Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан1.
Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»2.
В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.
Государство и гражданское общество по Гегелю это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.
Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя главное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.
У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему отношения между государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах3.
В современной научной литературе существует довольно большой разброс мнений по данной проблематике. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с государством. Часть исследователей считает, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма. В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.
Существует такое мнение,
которое отождествляет
1.2. Анализ современных концепций гражданского общества
Проблема определения понятия «гражданское общество» является объектом обсуждения в политологии, философии, социологии, юриспруденции, а также в рамках других наук.
Как отмечает К. Гаджиев, понятие «гражданское общество» отражено в идеях «полиса» Аристотеля, «societas civilis» Цицерона, где «гражданское общество» и государство представлялись как тождественные и взаимосвязанные термины5.
По мнению Алексаняна
А.С., теория «Общественного договора»
Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо
и других философов, «которые стремились
к созданию гражданского состояния, в
своем историческом динамизме привела
к созданию теории не только гражданского
общества, но и индустриального и постиндустриального
обществ, массового общества, теории традиционного
и глобального общества, открытого и закрытого,
посткоммунистического и информационного
обществ и т.д.»6.
Многие исследователи,
анализируя сущность гражданского общества,
вводят в употребление новые концепции.
Например, как отмечает
А. Кочетков, в 80-90 годах прошлого столетия
З. Захарев, М. Кризан,
Дз. Кии, Д. Плевник вводят понятие «социалистическое
гражданское общество», а Ф. Шмиттер - «национальное
и транснациональное гражданское общество»,
А. Одинцова - «абсолютное, относительное
и реальное гражданское общество», Е. Шацкий,
А. Галкин и Ю. Красин - «моральное гражданское
общество», Г. Вайнштейн и О. Орлова - «демократическое
гражданское общество», В. Зотов - «всеобщее
правовое гражданское общество»7 и т.д.
Следует отметить, что в литературе имеет место много неопределенностей и разногласий не только об определении понятия «гражданское общество», но и о его сущности. В частности, не ясны те основные компоненты, посредством которых определяется понятие «гражданское общество». Выделяются различные компоненты, которые, по мнению того или иного исследователя, по содержанию наиболее характерны для гражданского общества. Например, в одном политологическом словаре отмечается, что сущность гражданского общества заключается в негосударственном и неполитическом характере, а также в противоречивости и альтернативности политическому государству8. В другом политологическом словаре понятие «гражданское общество» определяется посредством понятий «демократия», «самоуправление» и «неполитическое отношение»9.
Гегелевское определение гражданского
общества, в котором гражданское
общество является дифференциацией
между семьей и государством, в
некотором измененном контексте
проявляется у многих исследователей,
в том числе у Б. Чичерина, А.
Грамши, Б. Коваля,
Ф. Шмиттера, А. Сунгурова и др. По их мнению,
гражданское общество находится между
экономическим базисом и государством.
В системе гражданского общества Ф. Шмиттер
и А. Сунгуров основное внимание уделяют
совокупности самоорганизованных групп
посредников, которые существуют относительно
независимо от органов государственной
власти10. Анализируя структуру общественных
отношений, Р. Дарендорф, как и А. Грамши,
принимает то определение, согласно которому
гражданское общество является опосредующим
звеном между государством и личностью,
но при этом оно всегда остается незавершенным,
поскольку его сущность заключается в
свободе и «творческом хаосе»11.
По мнению С. Франка, гражданское общество является таким общественным объединением, такой совокупностью общественных взаимоотношений и «молекулярно-общественной связью»12, которые обеспечивают целостность всех элементов общества.
Некоторые мыслители важным компонентом гражданского общества считают демократию и самоуправление. К числу таких исследователей относятся Ф. Хайек, Е. Шацкий, В. Нерсесянц, К. Гаджиев и другие13. Но как в предыдущих, так и в этих определениях, главной характеристикой для гражданского общества является противоположность и противоречивость к политическому государству. Например, по мнению К. Гаджиева и некоторых других, система гражданского общества в общем контексте представляет собой совокупности, негосударственных, неполитических или независимо от государственной власти функционирующих самоуправляемых организаций, которые добровольно формируются со стороны граждан и обеспечивают необходимые условия для реализации прав и свобод человека14.
Но заключается ли суть формирования
институтов гражданского общества только
в создании негосударственных, неполитических
и неправительственных
Или, с другой стороны, является ли «гражданское общество» эквивалентным понятию «негосударственное» (или же «негражданское общество» - понятию «государство»)?
Ответ, естественно, является отрицательным, поскольку содержание как понятия «гражданское общество», так и «государство» механистическим образом ограничиваются. Такое определение содержит в себе отрицательный элемент, который, с одной стороны нарушает требование логического канона об определении, а с другой стороны ограничивает содержание как «государственного», так и «политического».
Некоторые исследователи, понимая
ограниченность данного подхода, вместо
понятия «негосударственное»
Как А. Кочетков, так и Ю. Резник приходят к выводу, что самым распространенным подходом определения гражданского общества является отождествление гражданского общества со сферой социума, который находится вне государства16. Но Ю. Резник, в отличие от А. Кочеткова, считает неприемлемым данный подход, поскольку это означает ограничение искусственным образом пространства его жизнедеятельности, в итоге лишает гражданское общество реальных механизмов воздействовать на общественные дела.