Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель сотрудничества Республики Беларусь с ВОЗ заключается в том, чтобы, используя мировой опыт, обеспечить наиболее благоприятные условия для совершенствования работы системы здравоохранения Беларуси.

Взаимодействие осуществляется на основе двухгодичных программ, разрабатываемых совместно с Европейским региональным бюро ВОЗ, по приоритетным для Беларуси направлениям:


реформа здравоохранения
здоровье матери и ребенка
последствия аварии на ЧАЭС
борьба с инфекционными болезнями
политика в области лекарств

Файлы: 1 файл

Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

   Цель  подпрограммы – снижение смертности населения по основным классам болезней в результате внедрения медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий.

   Задачи: совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению; профилактика основных социально значимых болезней;

повышение доступности высокотехнологичной  медицинской помощи на всех уровнях  ее оказания; снижение заболеваемости и смертности от социально значимых болезней (болезни системы кровообращения; новообразования; сахарный диабет; травмы и отравления; болезни органов пищеварения; инфекционные и паразитарные болезни; психические расстройства и расстройства поведения); улучшение качества жизни лиц пожилого возраста.

Для прекращения  процесса депопуляции необходимо добиться снижения общей смертности населения на 8 процентов в год от всех причин.

   Техническое, технологическое и инновационное  обеспечение современных медицинских  технологий не позволяет эффективно и качественно решать поднятые проблемы, напрямую зависящие от системы здравоохранения.

   Приобретение  современного диагностического и лечебного  оборудования позволит реализовать  лечебно-диагностические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия  и снизить смертность населения, прежде всего среди лиц трудоспособного возраста.

   Финансирование  мероприятий подпрограммы будет  осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов – в объемах, запланированных Программой, а также  в пределах средств, предусматриваемых  в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год республиканским органам государственного управления, и средств, предусматриваемых в местных бюджетах.

   Кроме того, финансирование мероприятий, запланированных  другими государственными программами, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных этими программами на их реализацию. 
 
 
 
 
 

Развитие  системы здравоохранения  в 2006 - 2010 году 

   Программой  социально-экономического развития на 2006-2010 годы предусматривается повышение  доступности и качества медицинской  помощи для широких слоев населения на основе:

внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;

реструктуризации  системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики; совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

расширения  доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным  средствам, формирования комплексной  программы лекарственного обеспечения  отдельных категорий граждан;

совершенствования системы управления качеством медицинской  помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

   Планируется разработать и внедрить систему  стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с  широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов.

   В системе здравоохранения Республики Беларусь работают более 40 тыс. врачей и около 108 тыс. работников среднего медицинского персонала. В отрасли насчитывается свыше 150 санаторно-профилактических и окло 1 тыс.700 лечебно-профилактических организаций. Медиков готовят в 4 медуниверситетах, 17 училищах и колледжах, действуют Белорусская медицинская академия последипломного образования и несколько центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации средних медицинских кадров.

   В республике продолжается реформирование системы здравоохранения при  сохранении основы бюджетного финансирования. Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения составили примерно 4,4 % от ВВП. Отмечается положительная динамика таких основных показателей, как рождаемость, уровень младенческой и материнской смертности, послеоперационной летальности, заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями.

   Большое внимание уделяется вопросам модернизации и переоснащения лечебных учреждений всех уровней. Планируется, что к 2010 году все белорусские медучреждения  будут оснащены на уровне европейских.

   Накануне  Дня матери в Республиканском научно-практическом центре "Мать и дитя" открыт после реконструкции уникальный родильный дом. Он оснащен самым современным электронно-механическим оборудованием и рассчитан на 94 койки. Здесь имеются два отделения патологии беременности, два родильных отделения, отделение экстрагенитальной патологии и реанимационное. Планируется, что ежегодно в роддоме будет проходить до 2 тыс. родов.

   Одновременно  с открытием роддома в научно-практическом центре начало свою работу и отделение  вспомогательных репродуктивных технологий. Это отделение стало первым в республике государственным учреждением здравоохранения, куда могут обратиться за лечением, женщины, страдающие бесплодием. До этого в Беларуси действовали только три коммерческих центра.

   Продолжается  реализация ряда государственных программ, в том числе по развитию специализированной медицинской помощи на 2004-2007 годы, "Сахарный диабет" на 2004-2008 годы. Приняты новые Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 годы, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы, Государственная программа обеспечения  санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Осуществляются программы "дети Беларуси", "Туберкулез", по предупреждению травматизма, иммунопрофилактике.

   В Беларуси создается современная  нормативно-правовая база в области  медицины. 

   Благодаря внесенным в Кодекс о браке  и семье поправкам узаконено  существование суррогатного материнства. 

Медицинское обеспечение решения  проблем демографической  безопасности 

   В период после распада СССР Беларусь (как и ряд других стран СНГ) оказалась втянутой в медико-демографический  кризис, сопровождавшийся резким ухудшением состояния здоровья населения, ростом смертности и снижением рождаемости. Начиная с середины 90-х годов ситуация постепенно стала улучшаться. Успехи в социально-экономическом развитии, повышении уровня жизни и развитии здравоохранения отражаются на динамике демографических процессов: смертность населения в 2006 году в сравнении с 2002 годом снизилась с 14,8 до 14,2 на 1000 населения, а рождаемость возросла с 9,0 до 9,9.

   С учетом сложившейся в республике демографической ситуации в 2006 году разработан проект Национальной программы демографической безопасности, направленный на улучшение демовоспроизводственных процессов. Проект содержит ряд подпрограмм, охватывающих основные проблемы демографической безопасности (стимулирование рождаемости и укрепление семьи, охрана здоровья матери и ребенка, формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания, укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, оптимизация миграционных процессов и др.).

   Решению проблем демографической безопасности способствует реализация ряда программ ("Дети Беларуси" , возрождения и развития села, развития здравоохранения, основных направлений совершенствования деятельности организаций здравоохранения, определенных концепцией развития здравоохранения, санитарно-эпидемического благополучия населения и др.).

   С целью нормализации демографических  процессов Министерством здравоохранения  и региональными органами управления здравоохранением поставлены конкретные цели по снижению смертности населения  по всем классам заболеваний и основным болезням за счет проведения медицинских мероприятий, повышения качества и доступности медицинской помощи, внедрения передовых технологий. В частности, отслеживается каждый случай младенческой смертности, которая уже снижена до уровня, наиболее низкого среди стран СНГ и соответствующего показателям экономически высокоразвитых стран.

   Принимаются дополнительные меры для увеличения профилактической направленности здравоохранения, включая введение дифференцированной диспансеризации отдельных контингентов населения с учетом сложившейся структуры смертности. Открыто отделение экстракорпорального оплодотворения в республиканском научно-практическом центре «Мать и дитя». 

   Государственная поддержка здравоохранения  в Беларуси, платная и бесплатная медицина 

   В Беларуси наиболее высокий из стран  СНГ уровень государственных  расходов на здравоохранение по отношению  к ВВП. В 2005 году он составил 4,65% (все  ведомства).

   В 2006 году по системе Министерства здравоохранения  Республики Беларусь (с учетом расходов на капитальное строительство) расходы на здравоохранение составили 4,27% к ВВП или 1579,5 млн. долларов; без расходов на капитальное строительство – 1426,1 млн. долларов – 4,08% к ВВП.

   Отмечается  положительная динамика расходов на здравоохранение: в 2001-2006 годах расходы на здравоохранение (с учетом капитального строительства) в долларах увеличились в 2,9 раза (с 537,5 до 1579,5 млн. долларов); в расчете на одного жителя расходы возросли с 52,8 до 145, 5 долларов (в 2,76 раза).  

   Расходы на здравоохранение в 2006 году профинансированы в сумме 3230,6 млрд.руб., что на 19% выше предыдущего года; на 2007 год расходы определены в сумме 3868,5 млрд. рублей (4,2 % от прогнозируемого объёма ВВП), что на 19% выше уточненного бюджета 2006 года.

   Среднемесячная  заработная плата работников здравоохранения в 2006 году составила 521,4 тысячу рублей или 243 доллара (по отношению к среднемесячной заработной плате в промышленности – 80,6%, в народном хозяйстве – 88,3%).

   Ежегодно  Законом Республики Беларусь о бюджете  устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, в текущем году он определен в размере 396,7 тыс. рублей. Использование системы социальных стандартов в области здравоохранения, включая нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, повысило ответственность местных органов власти за финансовое, кадровое обеспечение отрасли и привело к снижению диспропорций в распределении ресурсов по территориям республики.

   Ежегодно  возрастают объемы закупок лекарственных  средств и медицинской техники. В 2006 году в сравнении с предыдущим годом объем закупок лекарственных  средств предприятиями системы  «Фармация» возрос на 24,1% (584,0 млрд. руб.). Объем закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения предприятиями «Белмедтехника» возрос на 30,1% (385,9 млрд.руб.). В соответствии с разработанными программами проводится техническое переоснащение структур операционного, реанимационного профиля, родильных домов и отделений.

   Проводимая  политика в области развития платной  медицины учитывает как необходимость  привлечения дополнительных средств  для развития здравоохранения, так  и недопустимость бесконтрольного  замещения бесплатных услуг платными и роста на этой основе социальной напряженности среди населения. Виды медицинских услуг, оказываемых населению на платной основе в государственных организациях здравоохранения, определены постановлением Правительства от 25.04.2003 года № 556. Это услуги, не являющиеся жизненно необходимыми, включая косметологию и пластическую хирургию.

   Объем платных медицинских услуг по системе Минздрава в 2006 году составил 104,2 млрд.руб (3,2% к объему финансирования, 57,3% от общего объема платных медицинских  услуг, предоставляемых через все каналы реализации). 
 
 
 
 

   Ожидаемые результаты 

   Для стабилизации демографической ситуации в Республике Беларусь необходимо, наряду с повышением рождаемости, обеспечить:

   1. Снижение смертности от травм,  несчастных случаев и при чрезвычайных  ситуациях в результате своевременного оказания экстренной медицинской помощи на 15 процентов.

Информация о работе Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения