Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:27, курсовая работа
Современное российское общество в начале III тысячелетия находится на важнейшем этапе своего социокультурного развития. С одной стороны, наша страна продолжает начатый в 90-е гг. XX в. переход к рыночной экономике, гражданскому обществу и социальному, правовому, демократическому государству. С другой стороны, процесс этого перехода затягивается.
Осмысление трансформации современного российского общества предполагает обращение к такому важнейшему феномену его развития, каким выступает трудовой коллектив. Социальное развитие нашей страны неразрывно связано с восстановлением и совершенствованием трудовых коллективов, а шире - самой трудовой социальности, присущих ей характеристик коллективизма, солидарности, трудовой нравственности и трудового мировоззрения.
Введение…………………………………………………..……………………….3
Глава 1 Понятие "трудовой коллектив", его особенности
1.1 Понятия социальной организации и коллектива………...............................5
1.2 Классификация трудовых коллективов……………………………………...9
Глава 2 Трудовой коллектив как форма социальной организации труда и социально-профессиональная общность
2.1 Трудовой коллектив как социальная общность и социальная организация………………………………………………………………………13
2.2 Структуры трудового коллектива и функции………………………..........19
Далее в исследовании важно структурировать трудовые коллективы по сферам деятельности: материальное производство и сфера обслуживания. Понятно, что и внутри таких крупных сфер жизни общества необходимо сгруппировать коллективы по отдельным отраслям: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство. Своя специфика имеется у трудовых коллективов военно-промышленного комплекса.
Трудовые коллективы значительно различаются между собой в зависимости от численности работников, объединенных в них. Одна специфика у крупного коллектива численностью свыше 1000 человек, другая — у среднего (от 100 до 1000 человек) и третья — у малого (до 100 человек). При этом следует учитывать, что многое зависит от сферы деятельности: научный коллектив до 500 человек можно с полным основанием отнести к крупному. Средняя численность трудовых коллективов в промышленности — 700–800 чел
В условиях рыночных реформ, экономического кризиса наблюдается тенденция снижения численности трудовых коллективов. Опыт показывает, что они лучше выживают и эффективней ведут свою деятельность. В сельском хозяйстве численность трудовых коллективов во многом зависит от природно-географической зоны, специализации хозяйства, плотности расселения, транспортных коммуникаций и других факторов. Важно также иметь представление и о времени организации трудового коллектива: для новых, формирующихся, трудовых коллективов, как правило, характерны молодежный, чаще всего многонациональный, состав, повышенное движение кадров. Совсем другие черты присущи сложившимся трудовым коллективам.
Трудовые коллективы различаются и по организационным связям: основной коллектив — предприятие, объединение, акционерное общество, институт; промежуточный — цех, отделение, факультет; первичный — бригада, отдел, лаборатория, кафедра, звено.
Сейчас все большее распространение получают временные коллективы, особенно в науке, сезонные коллективы, вахтовые коллективы. Последние имеют значительное распространение у геологов, нефтяников, строителей. Причем большая часть членов таких коллективов проживает в других регионах страны и работает в так называемом вахтово-экспедиционном режиме.
Важно также иметь представление и о внутреннем функциональном структурировании, отражающем разделение и кооперацию труда внутри производственного коллектива. На этом основании строится организационная структура любого предприятия: цеха, бригады, звенья, фермы, отделы, управления, участки.
Профессионально-
Социально-демографическая структура трудового коллектива предполагает структурирование по полу, возрасту. Важно также иметь представление о стаже работы отдельных групп в данном коллективе; выделять новичков, ветеранов труда, людей различных национальностей.[1,с.234].
Особое значение социология трудового коллектива приобретает для планирования социального развития коллектива, прогнозирования, управления.
Таким образом, чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
- наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
- принятие общей цели (или желаемого результата) всеми членами группы;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Итак, трудовая организация имеет специфическую социальную структуру.
Социальная структура трудовой организации определяется её составом и сочетанием в ней различных социальных групп.
Она подразделяется на :
- функционально-производственную структуру (выделены группы, имеющие специфические функции);
- профессионально-
- демографическую структуру (состав по полу и возрасту).
Таким образом, определяющим признаком организации является направленность на достижение цели; цель же может быть достигнута только при наличии иерархии и управления.
Трудовая деятельность может быть индивидуальной и групповой. Групповая деятельность, особенно на крупных предприятиях, в акционерных обществах, по форме не может быть никакой иной, кроме коллективной.
Трудовой коллектив – это социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно значимых и личностно ценных целей деятельности.
Трудовой коллектив – важнейшая характеристика общественного труда. Его необходимо рассматривать как социальную организацию. Единство этих двух сторон трудового коллектива обусловлено жесткой регламентированностью действий, дисциплиной, системой санкций. В то же время человек обладает правом на труд и, выполняя предписанные функции, в сфере неформальных отношений действует по своему усмотрению.
Поэтому Трудовой коллектив – это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их сталкивание.
Как социальная организация трудовой коллектив есть разновидность общественного института, а как социальная общность – элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальная системы отношений: административно-правовая структура и структуры малых групп со своими межличностными связями.
На рис.1.1 показаны место трудового коллектива в обществе и его структура.
Рис. 1.1. Взаимоотношение трудового коллектива и общества
[Взят из: Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение.- М.:Наука,1991. - с.72]
Административная организация опирается на должностную иерархию (совокупность прав и обязанностей работников) и на структуру власти.
Социальная структура коллектива – это прежде всего совокупность целевых и должностных групп, а также ячеек общественных организаций и отношений между ними. Эти группы объединены единством целей и различаются по производственным и социальным функциям при их реализации.[6,с.72].
Поскольку в такую сложную систему входят самые различные элементы, между ними всегда возникают внутренние противоречия. Это естественное состояние функционирования и развития каждой трудовой организации. Важнейшая задача организации – разрешить эти противоречия, желательно не доводя их до конфликтов.
В досоветское время взаимопомощь в сфере труда и в трудовой повседневной жизни являлась традиционной ценностью, отражением общинного уклада жизни. В советское время бескорыстная помощь возводилась в ранг добродетели, получала идейно-нравственное освещение и подкрепление через воспитательные меры. В постсоветский период
идеологические основы этой традиции исчезли. Помощь могла сохраниться как традиция или исчезнуть. [10,с.62].
В Таблице 1 мы можем увидеть, что практика оказания помощи более распространена на бывших государственных предприятиях, нежели на новых частных. Связано это, на мой взгляд, со сложившейся организацией трудовых коллективов, имеющей место на государственных предприятиях в советский период и сохранившейся в постсоветский.
Таблица 1
Оказание помощи товарищам по работе рабочими промышленных предприятий (в % к числу опрошенных)
| |||||||
Оказывают помощь | 1993 | 1999 | 2002 |
| |||
| НЧП | ОАО | НЧП | ОАО | НЧП | ОАО |
|
Часто | 34 | 48 | 25 | 57 | 20 | 52 |
|
Иногда | 61 | 50 | 70 | 41 | 73 | 47 |
|
Не оказывают | 5 | 2 | 5 | 2 | 7 | 1 |
|
Количество ответивших (чел.) | 89 | 128 | 210 | 240 | 153 | 115 |
|
Примечания: НЧП - новое частное предприятие, т.е. созданное с "нуля";
ОАО - открытые акционерные общества, бывшие государственные, а ныне акционированные предприятия.
Особую роль в организации трудового процесса, в качестве работы и степени удовлетворения от нее, конечно, играет система взаимоотношений в коллективе. В постсоветский период наблюдается устойчивость высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе (Таблица 2).
Таблица 2
Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе у рабочих обследованных предприятий (в % к числу ответивших)
| ||||||||
Варианты ответов | 1990 | 1993 | 1996 | 1999 | 2002 | 2007 | 2008 |
|
Совершенно не удовлетворяет | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
|
Скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
|
Частично удовлетворяет, частично нет | 13 | 18 | 13 | 7 | 6 | 10 | И |
|
Скорее удовлетворяет, чем нет | 18 | 35 | 31 | 29 | 34 | 37 | 43 |
|
Полностью удовлетворяет | 64 | 42 | 52 | 61 | 56 | 50 | 46 |
|
Среднее значение (в баллах) | 4,4 | 4,1 | 4,3 | 4,4 | 4,5 | 4,3 | 4,3 |
|
Среднеквадратическое отклонение | 0,97 | 0,93 | 0,92 | 0,89 | 0,78 | 0,83 | 0,85 |
|
Количество ответивших (чел.) | 404 | 170 | 207 | 459 | 268 | 357 | 137 |
|
С другой стороны, в большинстве случаев хороший трудовой коллектив не будет являться причиной для того, чтобы рабочие оставались на предприятии в сложной ситуации (если не выплачивают заработную плату, ущемляются права и т.д.) А.Л. Темницкий говорит об этом так: «В относительно благоприятных условиях труда (1990 г.), когда еще сохранялась моральная сила трудового коллектива и играла существенную роль ценность "принести своим трудом больше пользы обществу", хорошие отношения с товарищами по работе могли существенно компенсировать неудовлетворенность размером заработной платы. В неблагоприятные годы, когда снижение реального размера заработной платы становится критическим (особенно 1999 - посткризисный год), либо, напротив, начиная с 2002 г., когда наметившийся рост заработной платы рабочих лишь обострил возросшие притязания на нее, а другие нематериальные формы вознаграждения трудовых усилий были утрачены либо не имели такого значения (вводимые социальные пакеты), компенсационная роль хороших отношений с товарищами по работе резко снижается. Они сохраняются у большинства рабочих, но они мало связываются с решением задач предприятия, еще меньше с преданностью ему, готовностью при необходимости "затянуть пояса" ради корпоративных интересов. Об этом свидетельствуют ответы рабочих о роли трудового коллектива в прожективной ситуации выбора стратегии поведения (Таблица 3). [10,с.72]
Таблица 3 Предполагаемые стратегии трудового поведения рабочих в сложной для предприятия ситуации (в % к числу ответивших)
| ||||
В сложной для предприятия ситуации* | 2002 | 2007 | 2008 |
|
Согласятся на задержки зарплаты, т.к. главное - хороший трудовой коллектив | 13 | 12 | 19 |
|
Согласятся на задержки зарплаты, т.к. главное - сохранение рабочего места | 28 | 46 | 24 |
|
Не согласны на задержки заработной платы - уволятся | 59 | 42 | 57 |
|
Количество ответивших (чел.) | 161 | 155 | 134 |
|