Государство как форма организации социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:57, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и функции государства. Элементы государства……………….4
2. Формы государственного правления и государственного устройства…..8
3. Современное российское государство, его характеристика………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Библиографический список…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

Контрольная работа по политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Государство как форма организации  социальной жизни

План:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Сущность и функции  государства. Элементы государства……………….4

2. Формы государственного  правления и государственного  устройства…..8

3. Современное российское  государство, его характеристика………………11

Заключение………………………………………………………………………15

Библиографический список…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  данной темы определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Из этого следует, что  для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих  правил (социальных норм).

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить  можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается  главным образом лишь благодаря  существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая  бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной  власти.

Государство - это, прежде всего  исторически сложившаяся, сознательно  организованная социальная сила, управляющая  обществом. Это фактически первая сознательно  созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая  огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции - управлять  обществом - следуют другие черты государства, которые будут рассмотрены в контрольной работе на основе соответствующих материалов учебной и научной литературы.

 

 

 

 

1. Сущность и  функции государства. Элементы государства

 

 

 Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Термин "функции государства" применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения  страны. Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том  или ином этапе его развития, и  представляют собой средство реализации этих задач.

По времени осуществления  функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с  решением определенной задачи, как  правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия).

В зависимости от политической направленности функции государства  делят на внутренние (деятельность внутри страны) и внешние (деятельность за её пределами), хотя грани между  ними постепенно стираются.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной  жизни государства, непосредственно  касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:1

1. Функция охраны правопорядка  проявляется в обеспечении государством  общественного и правового порядка,  защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите  конституционного строя и государства  от противоправных посягательств. 

2. Экономическая функция  выражается в выработке и координации  государством стратегических направлений  развития экономики страны в  наиболее оптимальном режиме. Экономическая  функция государства в основном  заключается в регулятивных, стимулирующих  действиях.

3. Социальная функция  государства призвана обеспечить  социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для  всех членов общества вне зависимости  от их непосредственного участия  в производстве благ.

Социальная политика правового  государства предполагает: распределение  социальных благ независимо от трудового  вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех; выделение  необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство  жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

4. Культурно-воспитательная  функция заключается в государственной  поддержке искусства, национальной  культуры, заботе о нравственном  и культурном возрождении общества.

5. Экологическая функция государства - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

В основе осуществления функции  лежат следующие принципы:

- Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный  оборот или нет.

- Использование природных  богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

- Неукоснительное соблюдение  природоохранительного законодательства  и строгая ответственность за  его нарушение.

Внешние функции государства  представляют собой основные направления  его деятельности на международной  арене. Они призваны решать следующие  внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений  с другими государствами и  обеспечение обороны страны от возможной  внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются  две основные функции государства: взаимовыгодное экономическое, политическое, культурное, военное сотрудничество со всеми другими государствами  мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

1. Взаимовыгодное сотрудничество  с другими государствами - это  разнообразная деятельность государства,  направленная на установление  и развитие равноправных экономических,  политических, культурных и других  отношений, гармонично сочетающих  интересы данного государства  с конкретными и общими интересами  всех государств.

2. Функция государства  по обороне страны от внешнего  нападения составляет важное  направление его деятельности, ибо  она нацелена на защиту мирного  труда, суверенитета и территориальной  целостности государства. Основную  роль в этом играют Вооруженные  Силы Российской Федерации.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население  и власть.

Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование  государства. В конечном счёте без  территории государства не существует.

Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через  юридические нормы. Одна из главных  целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается  в гарантировании территориальной  целостности государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что  государство поддерживает в перечисленных  средах свою суверенную власть и имеет  право защищать их от внешнего вторжения  со стороны других государств и частных  лиц.2

Вторым составляющим элементом  государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее  на его территории и подчиняющееся  его власти.

Население государства может  состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом  государства является власть, иными  словами, отношения господства и  подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

2. Типы и формы  государственного устройства

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Формы правления- это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. Характеризуется формальным источником власти.

В современных государствах различают следующие формы правления:

1. Монархия. Формальным источником  власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству  и не является производной  от какого-либо органа или населения.

2. Республика. Это такая  форма правления, при которой  верховная власть осуществляется  выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок.

Формы государственного режима.

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный).

Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит  внутренняя структура государства: каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между  центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства (то есть территориальной  организации государства) все государства  можно подразделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.3

Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное  на административно-территориальные  единицы, имеющие одинаковый юридический  статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарное государство  характеризуется следующими признаками: оно предполагает единые, общие для  всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на его территории действует  одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; его составные  части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом  не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную  автономию; все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

К унитарным государствам относятся такие государства, как  Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация - союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты), наделенные определенными правами, сопоставимыми  с правами центра. Для федерации  характерно: верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской); субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации; наличие двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом.4

Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерациях осуществляют союзные федеральные  органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Образование единиц федерации  может осуществляться как по административному  принципу (США, Германия), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия) .

Конфедерация - государственное  правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного  объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области  экономики, обороны, транспорта. Конфедерация характеризуется следующими чертами: она не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеет единой армии, единой системы  налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе; государства  могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной  политике на время существования  союза.

Информация о работе Государство как форма организации социальной жизни