Государство как форма организации социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:57, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и функции государства. Элементы государства……………….4
2. Формы государственного правления и государственного устройства…..8
3. Современное российское государство, его характеристика………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Библиографический список…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

3. Современное  российское государство, его характеристика.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства.

Конституция закрепила следующие  принципы федеративного устройства России: 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории РФ; 3) целостность  и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в  частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной  правовой системы (конституции и  законодательства - у республик, устава и законодательства - у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие  и самоопределение народов РФ.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, и поэтому принцип целостности  и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством  нашей страны.

Российское государство, в соответствии со статьей 5 Конституции  РФ5 представляет собой федерацию, объединяющую 89 равноправных субъектов РФ: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ РФ. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу, по уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно - правовой статус субъекта РФ.

В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо  только Федерация позволяет органично  сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

Российская Федерация - демократическое  государство. Россиянам предоставляется  возможность участвовать в делах  государства и формировании его  органов, а также предоставляются  иные политические права (гл.2). Закрепленные Конституцией формы государственной  власти отражают опыт государственного строительства зарубежных стран, создают  необходимые условия для реализации зафиксированных в Конституции  политических, экономических и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных  органов государственной власти создает устойчивый характер для  демократических преобразований в  РФ, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение тоталитарного режима.

Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в  котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также  признаются и гарантируются права  и свободы каждого человека. Верховенство закона как необходимый принцип  правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность  устанавливать исходные, первичные  нормы правового регулирования  в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства  в целом действующему закону. В  своей многогранной деятельности государство  действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно - правовыми актами.

Другим непременным признаком  правового государства является последовательное разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы  не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить  власть в руках одного должностного лица (ст. 10).

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы  человека, закрепленные общепризнанными  нормами международного права, законами и иными нормативно - правовыми  актами. Это свободы в сфере  экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство  личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете, каждый член общества в РФ обладает равными правами  и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии  и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Российская Федерация - есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской  формой правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью  специального механизма (аппарата).

Функции государства - это  цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непрерывном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

По времени осуществления  функции государства подразделяются на постоянные и временные.

В зависимости от политической направленности функции государства  делят на внутренние (деятельность внутри страны) и внешние (деятельность за её пределами), хотя грани между  ними постепенно стираются.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной  жизни государства, непосредственно  касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Функция охраны правопорядка.

2. Экономическая функция 

3. Социальная функция 

4. Культурно-воспитательная 

5. Экологическая функция

Внешние функции государства  представляют собой основные направления  его деятельности на международной  арене. Они призваны решать следующие  внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений  с другими государствами и  обеспечение обороны страны от возможной  внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются  две основные функции государства: взаимовыгодное экономическое, политическое, культурное, военное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население  и власть.

В современных государствах различают следующие формы правления:

1. Монархия. Формальным источником  власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству  и не является производной  от какого-либо органа или населения.

2. Республика. Это такая  форма правления, при которой  верховная власть осуществляется  выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок.

По форме государственного устройства (то есть территориальной  организации государства) все государства  можно подразделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Конституция РФ. – М., 2003.
    2. Гаджиев К. С. Политология : учеб. для вузов / К. С. Гаджиев. – М., 2002.
    3. Ирхин Ю. В. Политология : учеб. для вузов / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М., 2001.
    4. Касьянов В. В. Политология для технических вузов : учеб. для вузов / В. В. Касьянов С. И. Самыгин. – Ростов н/Д, 2001.
    5. Кривогур И. М. Политология : учеб. для вузов / И. М. Кривогуз. –  
      М., 2001.
    6. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма - Инфра-М, 2001. - 539 с.
    7. Семигин Г. Ю. Политическая социология / Г. Ю. Семигин, В. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гаджиев К. С. Политология : учеб. для вузов / К. С. Гаджиев. – М., 2002. С. 35.

2 Кривогур И. М. Политология : учеб. для вузов / И. М. Кривогур. –  
М., 2001. С. 49.

3 Ирхин  Ю. В. Политология : учеб. для вузов / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М., 2001. С. 29.

4 Семигин Г. Ю. Политическая социология / Г. Ю. Семигин, В. Н. с. 26.

5 Конституция РФ. – М., 2003.

 


Информация о работе Государство как форма организации социальной жизни