Каждый человек имеет
определенные представления об идеале
наиболее ценных свойств личности.
На эти качества люди ориентируются
в процессе самовоспитания. Какие
качества вы более всего цените в
людях? У разных людей эти представления
неодинаковы, а потому не совпадают
результаты самовоспитания. Какие же
представления об идеале имеются
у вас? Разобраться в этом вам
поможет следующее задание, которое
выполняется в два этапа.
Этап 1
Разделите лист бумаги на четыре
равные части, обозначьте каждую часть
римскими цифрами I, II, III, IV.
Даны четыре набора слов,
характеризующих положительные
качества людей. Вы должны в каждом
наборе качеств выделить те, которые
более значимы и ценны для
вас лично, которым вы отдаете
предпочтение перед другими. Какие
это качества и сколько их –
каждый решает сам.
Внимательно прочитайте слова
первого набора качеств. Выпишите в
столбик наиболее ценные для вас
качества вместе с их номерами, стоящими
слева. Теперь приступайте ко второму
набору качеств – и так до самого
конца. В итоге вы должны получить
четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия
для одинакового понимания качеств
всеми участниками психологического обследования,
приводим толкование этих качеств:
I. Межличностные
отношения, общение.
- Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
- Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
- Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
- Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
- Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
- Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
- Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
- Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
- Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
- Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
- Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
- Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
- Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
- Общительность – способность легко входить в общение.
- Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
- Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
- Откровенность – открытость, доступность для людей.
- Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
- Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
- Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II. Поведение
- Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
- Гордость – чувство собственного достоинства.
- Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
- Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
- Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
- Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
- Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
- Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
- Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
- Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
- Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
- Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
- Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
- Настойчивость – упорство в достижении целей.
- Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
- Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
- Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
- Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
- Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
- Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III. Деятельность
- Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
- Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
- Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
- Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
- Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
- Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
- Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
- Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
- Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
- Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
- Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
- Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
- Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
- Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
- Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
- Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
- Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
- Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
- Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
- Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
IV. Переживания,
чувства
- Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
- Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
- Веселость – беззаботно-радостное состояние.
- Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
- Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
- Нежность – проявление любви, ласки.
- Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
- Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
- Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
- Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
- Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
- Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
- Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
- Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
- Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
- Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
- Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
- Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
- Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
- Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Этап II
Внимательно рассмотрите
качества личности, выписанные вами из
первого набора, и найдите среди
них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при
них кружком. Теперь переходите ко второму
набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов
теста
Подсчитайте, сколько вы нашли
у себя реальных
качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом
этапе), а затем вычислите их процентное
отношение:
С = ( Р / И ) * 100%.
Уровни
самооценки |
Неадекватно-низкий |
Низкий |
Ниже
среднего |
Средний |
Выше
среднего |
Высокий |
Неадекватно-высокий |
Мужчины |
0-10 |
11–34 |
35-45 |
46-54 |
55-63 |
64-66 |
67 |
Женщины |
0-15 |
16-37 |
38-46 |
47-56 |
57-65 |
66-68 |
69 |