Технология социальной адаптации безработной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является изучение и рассмотрение технологии социальной адаптации безработной молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить положение молодежи на рынке труда,

-выявить проблемы адаптации молодежи к рынку труда,

-проанализировать основные технологии, способствующие социальной адаптации безработной молодежи,

Объект исследования: безработная молодежь

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации безработной молодежи……………………………………………………………5

1.1. Положение молодежи на рынке труда….…………………………………..5

1.2. Проблемы адаптации молодежи на рынке труда…..……………………..11

Глава2. Основные технологии, способствующие социальной адаптации безработной молодежи…………………………………..………………………15

2.1. Психодинамические модели………………………………………………..15

2.2. Феноменологический подход…………..…………………………………..16

2.3. Экзистенциальный подход…………………………………………………18

2.4. Интеракционистская точка зрения…..…………………………………….19

2.5. Когнитивный подход………………………………………………………..20

2.6. Интимный подход…………………………………………………………...21

2.7. Социологические трактовки………………………………………………..22

2.8. Теоретико-системные подходы…………………………………………….23

Глава3. Решение проблемы одиночества в рамках социальной работы……..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок  узнает радость быть любимым и  вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией. Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [8, 153].

     Салливан  также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

     Основываясь на результатах своей работы с  шизофрениками, Фромм-Рейхман считает  одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный. И он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей в эмоционально парализованных и беспомощных» [8, 135].

     Салливан, Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживают происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве.

     В своем анализе одиночества представители психодинамического подхода исходят главным образом из своей клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию.  

     2.2. Феноменологический подход 

     Карл  Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида.

     Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так:

     «Одиночество наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [8, 136].

     Согласно  Роджерсу, уверенность в том, что  истинное «Я» индивида отвергнуто другими, держит людей замкнутыми в своем одиночестве. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность.

     Основываясь на этой точке зрения, другие исследователи  выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в конечном счете венчается одиночеством. Докторская диссертация психолога Бримсона Эдди поддерживает эти прогнозы.

     Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества, представленный Роджерсом, вытекает из его клинической практики, то есть работы с пациентами. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я». Отличает Роджерса от сторонников психодинамических теорий то, что он не очень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. 

     2.3. Экзистенциальный подход  

     Экзистенциалисты  принимают в качестве точки отсчета тот факт, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими.

     Ярким выразителем этого направления  стал Кларк Мустакас. Он подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Мустакас считает, что истинное одиночество может быть и творческой силой [8, 138].

     Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей  преодолеть их страх одиночества  и научиться позитивно его  использовать.

     Как и другие вышеупомянутые теоретики, Мустакас работает с клиническими пациентами. Другие сторонники этой ориентации формулируют свои взгляды, исходя в основном из философских рассуждений. В отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию. 

     2.4. Интеракционистская точка зрения 

     Психиатр  Кэрол Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности [8, 147].

     Вейс  установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные  предпосылки и различные аффективные  реакции. Эмоциональное одиночество  представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.

     Вейс  проводил семинары для вдовцов и  недавно разведенных. Вейса интересует «обычное» одиночество - состояние, переживаемое многими, большинством людей, на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Вейс выделяет как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) причины одиночества. Тем не менее он ясно дает понять, что «из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным в этом случае» [8, 150]. Вот поэтому Вейс особо и подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно отметить, что Вейс допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта. 

     2.5. Когнитивный подход 

     Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющегося на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает и осознает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

     Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального»  населения. Важную роль в ее теоретических  формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. К поискам причин одиночества Пепло подходит достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности. Когнитивные факторы - отличительный аспект ее теоретизирования - это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью [8, 156].  

     2.6. Интимный подход 

     Дерлега и Маргулис употребляют понятия  «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения [8, 156].

     В основе интимного подхода лежит  предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству. 
 

     2.7. Социологические трактовки  

     Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:

     -ослабление связей в первичной группе;

     -увеличение семейной мобильности;

     -увеличение социальной мобильности.

     И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением  американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его  членов. Рисмен и его последователи  заявляют, что американцы превратились в личности, направленные вовне. Индивиды, ориентированные на других, не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. Ориентированные вовне люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате ориентированная на других («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется [8, 158].

     Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в направленности вовне, а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации. Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество [8, 162].

     Слейтер утверждает:

     «Индивидуализм  воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - освобождение от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» [8, 167].

Информация о работе Технология социальной адаптации безработной молодежи