Социальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Определение понятия социальные технологии……………………….4
Глава 2. Управление как социальная технология
2.1 Гуманитарная технология…………………………………………………….9
2.2 Управленческое общение как основа реализации гуманитарных технологий. Функционально – ролевые аспекты управления…………………9
2.3 Мотивационные аспекты управления организацией……………………...12
2.4 Управление конфликтом в организации…………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Определение понятия  социальные технологии……………………….4

Глава 2. Управление как социальная технология

2.1 Гуманитарная технология…………………………………………………….9

2.2 Управленческое общение  как основа реализации гуманитарных  технологий. Функционально – ролевые  аспекты управления…………………9

2.3 Мотивационные аспекты  управления организацией……………………...12

2.4 Управление конфликтом  в организации…………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время научные  сведения об управлении организациями  необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и  т.д. Но, в первую очередь, они нужны  профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и  учреждений. Это вызвано тем, что  современные организации невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной  жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.

Как предмет исследования управление организацией обладает большой  привлекательностью, так как организация, по выражению отечественного социолога  Фролова С.С., наше общество в миниатюре. Кризис, в котором оказалось наше Отечество в последние пятнадцать лет, поразил большинство организационных  систем страны. В их числе оказались  даже высокоэффективные организации, бывшие предметом национальной гордости. Постепенное восстановление и обновление экономики настоятельно требует  внедрения новых методов, форм и  технологий управления. Кроме того, экономическое выживание и развитие частного предпринимательства, негосударственного сектора, а также функционирование бюджетных организаций в новых  условиях делает возможным и необходимым  творческое экспериментирование в  области структурирования и управления организациями.

Простое перенесение на российскую почву управленческого опыта  экономически развитых государств невозможно. Но возможно осмысление научного багажа и приложение знаний о процессах  управления к российской действительности.

С особой остротой стоит  задача поиска новых подходов, которые  позволили бы расширить возможности  отечественной социологии управления при анализе и решении реальных организационных проблем.

В данной работе рассмотрены некоторые социологические аспекты управления организацией. Не претендуя на широкий охват данной темы (что и невозможно в узких рамках реферата), освещаются, в основном, организационные аспекты управления и рассматривается управление как социальная технология. В тексте отражены современные представления об элементах гуманитарной технологии: мотивации и стимулировании трудовой деятельности, конфликтах и управлении ими в организации, функционально-ролевых аспектах управленческого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Определение понятия  социальные технологии.

Если исходить из определения  технологии, данной инженерной мыслью, то под ней понимается совокупность приемов и способов получения, обработки  или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Для нормального хода производства необходима строгая последовательность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах.

В ходе научно-технической  и информационной революции значительные изменения связаны с разработкой  и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и  т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения «безлюдных»  технологий требует принципиально  иного подхода к решению ряда социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального  образования, учет изменений в содержании и условиях труда и т.д.

Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение  или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного  результата. При этом речь идет о  специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что  она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно  использована, тиражирована для решения  сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры.

Вместе с тем в социологической  литературе имеется и расширительная трактовка социальной технологии, когда  она практически идентифицируется с управлением и в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.

В общем, трактовка социальных технологий наиболее близка к объяснению понятия организация в том  смысле, в котором употребляет  его часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления - планировании, проектировании и программировании , т.е. в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.

Однако не все процессы организации подвергаются жесткой  регламентации, алгоритмизации - в процессе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и даже интуиции. Иногда работу организатора-руководителя сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) жесткая программа осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в других социальных институтах и процессах.

Алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, имеют и негативный аспект: они способны консервировать методы и приемы, которые именно по этим обстоятельствам могут на новом этапе обречь их разработчиков на просчеты и неудачу.

Социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и  информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев  специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

По мере развития человечества социальные связи усложнялись, увеличивалось  их число, многократно рос динамизм социальных процессов, что объективно поставило ряд новых требований по совершенствованию социального  управления. Кроме того, продолжала действовать общесоциологическая  закономерность: возрастала роль социального  фактора в развитии мировой цивилизации, а это объективно требовало коренных изменений в общей теории управления, при освоении инновационных методов  социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального  управления.

Однако эти требования находятся во все более углубляющемся  противоречии с назревшими потребностями  общественного развития, с одной  стороны, и низким уровнем управленческих воздействий - с другой. Выявилась острая необходимость в использовании определенных формализованных последовательных операций, которые базируются не только на опыте, но и на научно обоснованных рекомендациях, которые и образуют такую отрасль управления, как социальные технологии. Ведь смысл и назначение любой технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий - главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества.

Общество всегда искало приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации, рационального использования человеческих ресурсов.

Сущность социальных технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала социальной системы, «человеческого ресурса» в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных институтов в целом.

Обзор имеющихся точек  зрения позволяет сделать вывод, что социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная технология - важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. (Процедура - набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция - непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры).

Итак, подводя итоги сущностным характеристикам социальных технологий, можно выделить наиболее существенные моменты, а именно:

1)социальная технология - это определенный способ достижения общественных целей;

2)сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;

3)операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;

4)эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;

5)при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;

6)социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

Таким образом, учитывая существование  множества разнообразных подходов, различных точек зрения, представляется чрезвычайно важным выяснить исходные теоретико-методологические подходы, уточнить категориальный аппарат, основы классификации социальных технологий, выявить принципы их разработки и  внедрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление как социальная технология

2.1 Гуманитарная технология

Перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления привело к  тому, что управление стало рассматриваться  как социальная технология. В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни технологическими процессами, применяемыми в организации, гуманитарные технологии имеют в виду, прежде всего, человека, как главный и весьма непредсказуемый ресурс организации. Работники развиваются как члены организации, как члены социальных групп, включенных в организацию и как отдельные личности. Главной функцией управления как гуманитарной технологии признается конструирование трудового коллектива, а основными элементами следующие действия:

  • кадровая политика;
  • обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;
  • мотивация работников;
  • стимулирование работников;
  • развитие коммуникаций и обратной связи;
  • управление конфликтами.

 

 

2.2 Управленческое общение  как основа реализации гуманитарных  технологий. Функционально-ролевые  аспекты управления.

Рассматривая управляемую  организацию как коллектив, отметим, что деятельность ее осуществляется в служебном взаимодействии и  общении работников, имеющем функционально-ролевой  характер.

Управленческие роли реализуются  при двух условиях:

1) При наличии определенных форм управленческого общения;

2) При управлении собой, собственной личностью.

Согласно теории Минцберга, имеется 10 управленческих ролей, выполняемых менеджерами ежедневно. Их можно объединить в три группы:                 1) Межличностную

Информация о работе Социальные технологии