Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:58, реферат
В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Определение понятия социальные технологии……………………….4
Глава 2. Управление как социальная технология
2.1 Гуманитарная технология…………………………………………………….9
2.2 Управленческое общение как основа реализации гуманитарных технологий. Функционально – ролевые аспекты управления…………………9
2.3 Мотивационные аспекты управления организацией……………………...12
2.4 Управление конфликтом в организации…………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………..20
2) Информационную
3) Область принятия решений.
Межличностные роли описывают отношения, существующие между менеджером и его починенными, а также с другими людьми внутри организации и за ее пределами. Руководитель в данном случае выполняет, как минимум, три необходимых роли: глава, лидер, связующее звено.
Информационные роли. В функции руководителя входит сбор, распространение и передача информации. Существует три соответствующих этим функциям роли: получатель, распространитель, представитель.
Принятие решения. Этой функции отвечают четыре роли: инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.
В нынешней экономической ситуации, когда эффективный менеджмент только развивается, набирает силу; профессиональные управленцы только начали осознавать свои функции и самою суть управленческой деятельности, некоторые функции руководителя оцениваются как прерывание его основной работы, но на самом деле являются частью этой деятельности.
Успешное выполнение организационной роли зависит не только от знания и осуществления предписанных функций, но и от социально-психологических навыков менеджера, важнейшими из которых являются умение слушать, умение убеждать, говорить (выступать перед людьми). Важным при взаимодействии с подчиненным является умение контролировать ситуацию, осуществляя свое влияние постадийно.
Функции и характеристика руководителя:
Обычно информация, исходящая
от руководителя, воспринимается наиболее
полно при установлении доверительных
отношений с подчиненными. Это
возможно при соблюдении менеджером
следующих условий: открытая демонстрация
своих намерений, проявление теплоты
и доброжелательности в отношениях
друг с другом, компетентность, убедительное
изложение информации. Доверительность
отношений ни в коем случае не вступает
в противоречие с функционально-ролевым
аспектом взаимодействия. Наиболее продуктивными
являются отношения, сочетающие в себе
искренность доверия с
Управление собой, по мнению М.Вудкок и Д.Фрэнсис, заключается в развитии характерных черт руководителя, позволяющих ему быть эффективным. Эти качества можно представить в виде четырех групп:
1. Поддержание физического здоровья;
2. Рациональное распределение сил;
3. Преодоление трудностей;
4. Рациональное распределение
времени. Иными словами,
Кроме того, эффективный менеджер всегда имеет постоянно совершенствующийся имидж.
2.3 Мотивационные аспекты управления организацией
Одна из важных функций
управления заключается в побуждении
работников действовать так, как
было запланировано, как было организованно.
Особенностью мотивационных процессов
является их личностная обоснованность,
с одной стороны, и, возможность
их удовлетворения «во внешнем мире»,
с другой. Кроме того, мотивация
работников организации отчасти
может быть и «навязанной извне»:
не всегда работник делает только то, что
ему хочется, т.к. всегда есть некоторая
степень расхождения между
Особенность стимулирования в организации заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования (руководства организации), целям тех, кто создавал эту ситуацию.
Таким образом, мы можем рассматривать
как процессы стимулирования, так
и мотивы работников организации, предполагая,
что речь идет о двух сторонах одного
и того же организационного процесса.
Обычно совокупность процессов стимулирования
и формирования мотивов, как внутренних
побудителей работников, называют мотивацией.
Поскольку стимул действует через
мотив работника, а последний, в
свою очередь является предметом
и выразителем потребности
А. Маслоу подразделял потребности на пять групп, иерархиризируя их следующим образом: физиологические, безопасности, причастности, признания и самореализации.
К. Альдерфер, занимаясь проблемами мотивации работников к труду, создал двухфакторную модель, выделив гигиенические и собственно мотивационные факторы. К гигиеническим факторам он относил те, которые позволяют создать нормативные условия труда и условия, предотвращающие негативное отношение к труду; а к мотивационной группе факторов те, которые содействуют удовлетворенностью трудом, собственно трудовую мотивацию. Сферой действия последнего фактора он считал и то, что принято сейчас относить к стимулам: признание заслуг работника, обеспечение служебного роста и т.д.
Рассматривая мотивы именно
трудовой деятельности, можно отметить,
что к добросовестному труду
работника могут побуждать
Ни одна потребность работника
не будет удовлетворена и
1) Любые действия должны быть осмысленными;
2) Люди хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно;
3) Каждый на своем рабочем месте хочет показать свои способности и свою значимость;
4) Каждый стремиться выразить себя в труде;
5) Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию;
6) Каждый сотрудник знает, как важен его труд для собственного успеха;
7) Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели;
8) Успех без признания приводит к разочарованию (необходимо признание и поощрение - материальное и моральное);
9) По тому, каким способом, в какой форме и как быстро сотрудники получают информацию, они могут судить, какова их реальная значимость в глазах руководителя;
10) Люди негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их работе и рабочих местах принимались без учета их знаний и опыта;
11) Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Рядовому работнику она нужнее, чем начальнику;
12) Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля (контроль со стороны неприятен);
13) Повышенные требования, дающие шанс для дальнейшего развития, воспринимаются гораздо охотнее, чем заниженные;
14) Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные ими результаты приводят к тому, что их загружают еще больше, особенно, если это не компенсируется материально (так «убивают» инициативу);
15) Имеется свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников.
В настоящее время стили управления быстро меняются, что вызывает поиск новых комбинированных подходов к проблеме мотивации работников в организации, основанных на единстве экономических, управленческих и психологических моментов.
2.4 Управление конфликтом в организации
Не приводя множества определений организационного конфликта, отметим, что общей их чертой является блокада потребностей отдельных членов коллектива или целых социальных групп, столкновение интересов и целей. К организационным конфликтам относят:
1) Конфликт целеполагания, в котором противоречивость целей перерастает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп членов;
2) Конфликт между целями узкой группы руководителей организации и остальными членами организации;
3) Конфликт между структурными подразделениями организации;
4) Внутриорганизационный конфликт, связанный с подменой главной цели и носящий дисфункциональный характер.
Существуют и другие критерии типологии конфликтов. В зависимости от критериев выделяют личностные, межличностные, межгрупповые конфликты, открытые и скрытые конфликты, конструктивные и деструктивные и т.д. Причинами возникновения конфликтов считают различие или пересечение интересов; различие в ценностных ориентациях, различные формы экономического и социального неравенства; неудовлетворенность формами отношений, в том числе и отдельных структурных подразделений; ошибочные действия руководства и т.д.
Условиями развертывания конфликтов являются:
Способы управления конфликтом, применяемые в конкретной конфликтной ситуации, зависят от природы конфликта: рациональной или эмоциональной. В первом случае избирается стратегия целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта; во втором - изменение установок и ценностных ориентаций соперников.
При разрешении конфликтов руководитель целенаправленно воздействует на управленческие подразделения, на отдельные личности, а основное внимание направляет на изменение структуры, связей или технологии подразделений.
Основные организационные способы разрешения конфликта следующие:
1) Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон приводит к ослаблению внутригрупповой сплоченности, а значит к ослаблению конфликтной энергетики сторон.
2) Введение независимых контролирующих элементов выражается в работе конфликтных комиссий, экспертных советов, склоняющих стороны к примирению на основе справедливого разрешения конфликта.
3) Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений приводит к нарушению координации действий конфликтующей стороны.
4) Ротация заключается в перемещении членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ дает возможность территориально разъединить противников.
5) Изменение содержания труда дает возможность переключить интересы с конфликта на содержание труда.
Описанные выше способы не являются единственными. На каждом этапе конфликта в конкретной ситуации противостояния руководитель может выбрать наилучший с его точки зрения способ разрешения конфликта, в том числе и устранение собственных ошибочных действ, в виде нарушения служебной этики, нарушения трудового законодательства или несправедливой оценки подчиненных и результатов их труда.
Заключение
Социология управления позволяет
оптимизировать управленческие процессы
в организации, а также перестроить
их в связи с последними достижениями
управленческой науки. Практическую значимость
социологии управления невозможно переоценить.
Гражданский долг и ответственность
заставляют прилагать все усилия
для развития управленческого потенциала
на своем рабочем месте. От того,
как каждый руководитель будет понимать
свои управленческие функции и роли
зависит эффективность