Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение и рассмотрение технологии социальной адаптации безработной молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить положение молодежи на рынке труда,
-выявить проблемы адаптации молодежи к рынку труда,
-проанализировать основные технологии, способствующие социальной адаптации безработной молодежи,
Объект исследования: безработная молодежь
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации безработной молодежи……………………………………………………………5
1.1. Положение молодежи на рынке труда….…………………………………..5
1.2. Проблемы адаптации молодежи на рынке труда…..……………………..11
Глава2. Основные технологии, способствующие социальной адаптации безработной молодежи…………………………………..………………………15
2.1. Психодинамические модели………………………………………………..15
2.2. Феноменологический подход…………..…………………………………..16
2.3. Экзистенциальный подход…………………………………………………18
2.4. Интеракционистская точка зрения…..…………………………………….19
2.5. Когнитивный подход………………………………………………………..20
2.6. Интимный подход…………………………………………………………...21
2.7. Социологические трактовки………………………………………………..22
2.8. Теоретико-системные подходы…………………………………………….23
Глава3. Решение проблемы одиночества в рамках социальной работы……..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность.
Боумен,
как и многие другие социологи, делает
упор на значение событий, происходящих
в жизни человека в зрелом возрасте
(например, развод). Формулируя свою точку
зрения, Рисмен и Слейтер использовали
в качестве источников рассуждений
прежде всего художественную литературу,
статистические данные и данные средств
массовой информации.
2.8.
Теоретико-системные подходы
Фландерс
формулирует общесистемный
Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры [8, 204].
Таким
образом, большинство исследователей
считают, что одиночество по своей сути
является неприятным переживанием и явлением.
Одиночество является феноменом, столкнуться
с которым могут представители различных
слоев населения. Следует отметить то,
что перечисленные теории одиночества
мало уделяют внимания решению данной
проблемы, конкретной работе с одинокими
людьми. Теория социальной работы призвана
быть посредником между существующими
подходами к одиночеству и оказанием конкретной
помощи одиноким людям, стать путеводителем
для практических социальных работников,
которые непосредственно работают с людьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
в частности в ситуации одиночества.
Глава3.
Решение проблемы одиночества в рамках
социальной работы
Одинокие люди являются одним из важнейших объектов социальной работы. Одиночество охватывает всё большую часть населения. Как уже было выяснено, одиночество является естественным чувством. Но когда оно затягивается, начинается переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному для человека, всегда встает вопрос о необходимости лечения такого одиночества.
Природа одиночества имеет множество аспектов и сторон, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы.
Было выяснено, что одиночество может иметь два аспекта:
-
фактическое одиночество,
-
психологическое одиночество,
Таким
образом, как предмет социальной
работы, одиночество также должно
рассматриваться в двух аспектах,
и решение проблемы одиночества
для данного института
Так, например, решение проблемы фактического одиночества предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь. Здесь важно обеспечить физическое присутствие специалиста по социальной работе возле фактически одинокого человека.
Важное место в решении проблемы фактического одиночества занимает система государственных мер, к которым можно отнести:
-адресная социальная помощь;
-создание специальных заведений с пребыванием нуждающихся в постоянном уходе, таких как детские дома, хосписы, дома престарелых и т.п.;
-организация системы социальных гарантий [2, 194].
Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. Одним из критериев адресной социальной помощи является одиночество и неспособность к самообслуживанию.
Особое место в социальной поддержке людей, для которых проблема фактического одиночества является вопросом жизни и смерти, занимает создание специализированных учреждений. Например, одним из таких специализированных учреждений является хоспис.
Хоспис - социальная служба, специалисты которой, зная, что дни больного сочтены, стремятся облегчить его физические и душевные страдания. У родственников и медиков возникают такие проблемы, как: уход за больными, обслуживание, дефицит квалифицированного среднего и младшего персонала, нехватка транспорта, обезболивающих средств и т.д. К этому добавляются еще и психологические проблемы: что и как говорить безнадежно больному о его состоянии. В связи с этим одна из важных задач хосписа - снять боль, страх, депрессию.
Решение проблемы психологического одиночества должно осуществляться с осуществлением таких направлений социальной работы, как:
-социальная коррекция,
-социальная терапия,
-социальная реабилитация.
Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи, в частности людей, страдающих одиночеством.
Коррекционное
воздействие может идти в разных
направлениях. Восстановление предполагает
воссоздание тех качеств
Социальная терапия тесно связана с социальной коррекцией. Социальная терапия означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений.
Важным направлением социальной работы является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества. Цель социальной реабилитации - создание жизненного пространства, в котором человек смог бы включиться в социальные отношения.
Специалист по социальной работе должен хорошо ориентироваться в методиках терапии одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном индивидуальном случае подобрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать положительному практическому результату.
Терапия одиночества должна удовлетворять трем важным принципам:
-изучение индивида в среде;
-понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса;
-учет социокультурных факторов формирования индивида [13, 245].
Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.
Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается социальной работы - профессии, представители которой постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними.
Социальный работник должен уметь проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.
Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных, психологических и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества. Данный тренинг ориентирован на работу в группах. На подобных тренингах социальных навыков обычно используются такие элементы как моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюдение (включая видео-методы) и домашние задания. На тренинге обучают, как вступать в диалог и поддерживать разговоры, делать комплименты и принимать их, регулировать периоды молчания в общении, подчеркивать свою привлекательность, использовать невербальное общение, устанавливать контакт и держать оптимальную дистанцию в общении [2, 48].
Помимо вышеназванной стратегии помощи одиноким людям социальная работа может прибегать к когнитивно-поведенческой терапии. Она основана на индивидуальной работе. В нее входят разнообразные когнитивные приемы, среди которых наиболее часто используется распознавание «автоматических мыслей». На индивидуальной терапии обучают обнаруживать свои негативные автоматические мысли, подыскивать более реалистичные интерпретации событий, выявлять и изменять негативные убеждения.
Таким
образом, социальные работники в своей
деятельности с одинокими людьми могут
использовать различные существующие
приемы, методики и техники работы для
эффективного решения проблем людей, столкнувшихся
с проблемой одиночества.
Заключение
Результаты
проведенного исследования документов
и публикаций по данному вопросу подтвердили
актуальность выбранной темы. Было выяснено,
что одиночество является очень многогранным,
сложным и неоднозначным явлением. Каждый
человек интерпретирует и воспринимает
его по-своему. Такая же неясность присутствует
и в научном толковании проблемы. Одиночество
исследуется и изучается различными социальными
науками, а также и теорией социальной
работы, в которой происходит синтез знаний
по данной проблеме. Но всё же однозначного,
единого и абсолютного понимания такого
явления, как одиночество, нет. Одиночество
имеет большое количество определений
и может классифицироваться по различным
основаниям. Но, несмотря на такое многообразие,
большинство исследователей сходятся
в том, что одиночество переживается людьми
очень тяжело и негативно сказывается
на внутреннем, душевном, психологическом
состоянии, то есть человек находится
в трудной жизненной ситуации. Поэтому
одинокие люди являются одними из объектов
социальной работы, которым необходима
помощь, поддержка и защита. Специалистам
по социальной работе необходимо хорошо
ориентироваться в подходах к одиночеству,
владеть навыками общения с одинокими
людьми, методиками, технологиями, приёмами
работы с ними с целью предотвращения
отрицательных последствий одиночества
и решения этой сложной проблемы, как на
уровне отдельной личности, так и на уровне
общества в целом.
Список
литературы
Информация о работе Технология социальной адаптации безработной молодежи