Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
технология работы с пожилыми людьми. организация культурно-досуговой деятельности. изучение проблем пожилых людей на базе тцсон.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь………………………………………………………………..5
1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей…………………………………………………………………….....5
1.2 Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых
людей как вид социального обслуживания……………..……………...14
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Первомайского района
г. Витебска…………………………………………………………….20
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска…………………………………......20
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения
Социальное обеспечение и обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в Витебской области и, в частности в Первомайском ТЦСОН г. Витебска, в настоящее время претерпело существенные положительные перемены. Набор и объем социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам для преодоления кризисной ситуации, от минимального уровня возросли до рационального. Вместе с тем, перспективы системы социального обслуживания в определенной мере нуждаются в пересмотре и концептуальном закреплении.
В этих целях предстоит реализовать ряд мероприятий:
- Продолжить реформирование системы надомного социального обслуживания через реализацию мероприятий по обеспечению социальными услугами пожилых граждан на основе оценки их индивидуальной нуждаемости.
- Создать действенный механизм оказания социальной поддержки семей, обеспечивающих в домашних условиях родственный уход гражданам пожилого возраста и инвалидам в течение длительного времени.
- Усилить реабилитационную составляющую в деятельности центров социального обслуживания населения области.
- Внедрять в практику деятельности центров социального обслуживания населения стационарозаменяющие технологии работы, в том числе, приемные (гостевые семьи) для пожилых людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология социальной работы - Т. 3. - М., 1999. – 288 с.
2. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Василевич – Мн.: Книжный дом, 2003. – 455 с.
3. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А. Д. Григорьев – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 335 с.
4. Демичев, Д. М. Конституционное право / Д. М. Демичев – Мн.: Выш.шк., 2004. – 267 с.
5. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев– М., 2000. - 677 с.
6. Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. – Мн.: ИООО «Экономика и право», 2004.
7. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. – Мн.: ИООО «Экономика и право», 2004.
8. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. – Мн.: ИООО «Экономика и право», 2004.
9. Информационный вестник «Новости Беларуси для регионов России» от 8 ноября 2006.
10. Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: «Амалфея», 2006.
12. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. кунцевич – Мн.: «Молодежное», 2003. – 557 с.
13. Курак, А.И. Конституционное право / А. И. Курак – Мн.: Тесей, 2006. – 580 с.
14. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 389 с.
15. Пожилые люди Республики Беларусь: Стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. – Мн., 2008.
16. Право социального обеспечения / под общ. ред. И. В. Гущина. – Мн.: Амалфея, 2002. – 512 с.
17. Примерное положение «О Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от 29 сентября 1993 г.
18. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 556 с.
19. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие / сост. Украинец П. П.- Мн.: Тетра-Системс, 2005. – 343 с.
20. Статистический справочник МЗ Республики Беларусь – Мн., 2008.
21. Трудовое и социальное право / под общ. ред. В. И. Семенкова. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 384 с.
22. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч. I, II. / Е. И. Холостова - М.: Владос, 1999. – 456 с.
23. Щукина, Н. Л. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н. Л. Щукина - М., 1999. – 460 с.
Приложение 1
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас уделить немного времени и ответить на вопросы нашей анкеты. Ваше мнение очень важно для нас. Заранее благодарим.
1. Ваш пол:
- муж.
- жен.
2. Ваш возраст
4. В состоянии ли Вы самостоятельно передвигаться?
- да
- с помощью трости
- на инвалидной коляске
- нет, так как прикован (а) к постели
4. В состоянии Вы самостоятельно себя обслуживать?
- да, я полностью самостоятелен (льна)
- при условии доставки на дом продуктов питания могу себя обслуживать полностью
- нет, мне необходимо посторонняя помощь
5. Какая помощь по хозяйству Вам необходима?
- помощь в покупке и доставке продуктов и лекарств на дом
- помощь в уборке жилья
- помощь в приготовлении пищи
6. Какие социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги Вам необходимы?
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий в том числе для инвалидов по индивидуальным программам реабилитации
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, технологическими средствами (изделиями медицинского назначения) ухода и реабилитации
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами, в получении зубопротезной, протезно-ортопедической, психологической и иной помощи
- содействие в госпитализации, сопровождение при необходимости в лечебно-профилактические учреждения
оказание помощи в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных
7. Какие правовые услуги Вам необходимы?
- помощь в оформлении документов;
- содействие в получении установленных законодательством льгот;
8. С кем Вы проживаете в данный момент?
- Я живу один (одна)
- с детьми
- с супругом (супругой)
- проживаю у родственников
9. Каковы Ваши мотивы посещения Отделения дневного пребывания ТЦСОН?
- желание общаться
- возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда
- желание содержательно проводить свой досуг
- стремление избавить себя от процесса приготовления пищи
- неудовлетворительная материальная обеспеченность
- ежедневное посещение заставляет "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться".
Приложение 2
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 декабря 2005 г. № 1488
О Республиканской комплексной программе социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы (далее – Республиканская программа) предполагает осуществление комплекса организационных, правовых, социальных и экономических мер по улучшению положения пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, в целях усиления их социальной защищенности.
В Республиканской программе используются следующие основные понятия и их определения:
ветераны – лица, чей статус установлен Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);
пожилые люди – лица старше 60 лет;
лица, пострадавшие от последствий войн, – члены семей погибших (умерших) при исполнении воинских (служебных) обязанностей в годы Великой Отечественной войны или в государствах, где велись боевые действия; бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны; инвалиды с детства, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
одинокие пожилые люди – пожилые люди, не имеющие на территории республики трудоспособных членов семьи;
одиноко проживающие пожилые люди – пожилые люди, проживающие отдельно от трудоспособных членов семьи.
Республиканская программа сохраняет преемственность системы мероприятий по социальной поддержке пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, реализованных в соответствии с различными программами, действовавшими в 2000–2005 годах (Программа поддержки республиканских и местных ветеранских организаций на период 2000–2005 годов, Программа поддержки граждан, пострадавших от последствий войны в Афганистане или в других странах, где велись боевые действия, Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей на 2001–2005 годы).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
Целью Республиканской программы является дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; решение проблем государственной адресной социальной поддержки, социально-правовой защиты, укрепления здоровья, содействия в посильном труде; поддержка деятельности общественных объединений ветеранов, расширение сферы взаимодействия государственных органов и общественных объединений ветеранов по удовлетворению запросов и потребностей ветеранов, повышение информированности населения о деятельности общественных объединений ветеранов; усиление заботы о ветеранах войны и труда со стороны республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также организаций, где до выхода на пенсию работали ветераны и пожилые люди.
Республиканская программа предусматривает решение следующих задач:
усиление социальной защиты пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн;
повышение в современных условиях уровня их адаптации и активного участия в жизни общества;
совершенствование деятельности организаций, предоставляющих пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, комплекса необходимых медицинских, транспортных, торговых, культурно-бытовых услуг, услуг связи и других;
поддержка деятельности общественных объединений ветеранов.
Республиканская программа включает мероприятия, обеспечивающие достижение указанных целей и решение поставленных задач, согласно приложению.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Государственным заказчиком Республиканской программы является Министерство труда и социальной защиты.
Исполнителями мероприятий Республиканской программы в пределах компетенции являются:
Министерство труда и социальной защиты, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство связи и информатизации, Министерство торговли, Министерство финансов, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы и Минский горисполком, Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, ветеранские и молодежные общественные объединения и другие заинтересованные.
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми в республике Беларусь