Технологии социальной работы с пожилыми людьми в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

технология работы с пожилыми людьми. организация культурно-досуговой деятельности. изучение проблем пожилых людей на базе тцсон.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь………………………………………………………………..5
1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей…………………………………………………………………….....5
1.2 Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых
людей как вид социального обслуживания……………..……………...14
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Первомайского района
г. Витебска…………………………………………………………….20
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска…………………………………......20
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсавая 3.doc

— 251.50 Кб (Скачать)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Республике

                Беларусь………………………………………………………………..5

    1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых

          людей…………………………………………………………………….....5

    1.2 Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых

          людей как вид социального обслуживания……………..……………...14

   

Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с

               гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Первомайского района

               г. Витебска…………………………………………………………….20

    2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН

          Первомайского района г. Витебска…………………………………......20

    2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН

          Первомайского района г. Витебска……………………………………..23

 

Заключение……………………………………………………………………...28

 

Список литературы……………………………………………………………..30

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является материальная поддержка (нежели пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

В течение последних пятидесяти лет уходящего столетия процесс старения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства.

В настоящее время  пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже представить. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания [3 , с. 88].

Сложившаяся в настоящее время в Республике Беларусь медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие. Социально-экономический кризис, обусловленный переходом Республики Беларусь к рыночной экономике, резко увеличил эти негативные тенденции.

Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и   психологической  адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социального обслуживания пожилых людей.

В настоящее  время в Беларуси живет около 2,5 млн. пенсионеров, из них 152 тыс. - одинокие граждане пожилого возраста, более 590 тыс. - одиноко проживающие пожилые люди, 63 тыс. - ветераны Великой Отечественной войны, 55 тыс. - бывшие узники [15].

Пенсионное обеспечение является важнейшим направлением социальной политики государства. Благодаря экономическому росту в Беларуси пенсионная система работает стабильно, пенсии выплачиваются своевременно.

В Беларуси различные виды социально-бытовой и психологической помощи пожилым людям оказываются через территориальные центры социального обслуживания населения. В республике функционируют 156 таких центров в каждом административном районе страны и 132 социальных пункта. На учете в центрах соцобслуживания состоит более 1,5 млн. граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, среди них - 152 тыс. одиноких пожилых граждан, 590 тыс. пожилых людей, проживающих отдельно от родственников, 48 тыс. одиноких и одиноко проживающих инвалидов первой и второй группы. В последние годы появилось много новых видов услуг - "социальное такси", хозрасчетные бригады, служба сиделок, отделения круглосуточного пребывания и т.д.

В Министерстве здравоохранения проинформировали, что пожилым людям доступны все виды медицинской помощи. Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, где все лица пожилого возраста ежегодно проходят медицинский осмотр, а одинокие люди - ежеквартально.

В республике активно развивается гериатрическая служба. В настоящее время работает 7 региональных гериатрических центров (из них 2 - на штатной основе), создается организационно-методический центр на базе Республиканского клинического госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны им. Машерова в Боровлянах. В поликлиниках работает 179 гериатрических кабинетов, организована работа "школ третьего возраста".

Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты по теме работы.

2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

3. Рассмотреть технологии организацию культурно-досуговой деятельности пожилых людей как вид социального обслуживания

4. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН

Первомайского района г. Витебска

5. Провести анализ специфики социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН Первомайского района г. Витебска.

Объект исследования: пожилые люди.

Предмет исследования: особенности технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере ТЦСОН Первомайского района г. Витебска.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, анкетирование.

Гипотеза: пожилые люди остро нуждаются в социальном обслуживании на дому, в помощи по хозяйству, поэтому ТЦСОН необходимо оптимизировать свою деятельность по оказанию данных видов помощи пожилым людям, а также внедрять инновационные методы социальной помощи и социального обслуживания.

 

Глава 1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Республике Беларусь

 

1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых

людей

 

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В территориальный центр социального обслуживания населения входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями [8, с. 110].

Существенное значение в современных условиях  в Беларуси имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т. е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию).

В ряде регионов нашей страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, раз-личного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

а)  автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

б)  системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

в)  специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

г)  системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

д) специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

е) пологих пандусов вместо порогов и т. п. [8, с. 111].

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.

Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация, так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.д. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели место и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т. д.

Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни пожилых людей, обеспечению их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее "место в обществе. Арсенал таких возможностей у социономов достаточно широк. Главное — реализовать их.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми в республике Беларусь