Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:28, курсовая работа
технология работы с пожилыми людьми. организация культурно-досуговой деятельности. изучение проблем пожилых людей на базе тцсон.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Республике
Беларусь………………………………………………………………..5
1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения пожилых
людей…………………………………………………………………….....5
1.2 Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых
людей как вид социального обслуживания……………..……………...14
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с
гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Первомайского района
г. Витебска…………………………………………………………….20
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска…………………………………......20
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения
Клуб пожилого человека может быть также центром для широкого круга коллекционеров, может проводить инструктаж, давать возможность проводить обмен опытом, организовать выставки коллекций и пробуждать интерес к коллекционированию.
В клубах привился обычай организации торжественных мероприятий по случаю праздников, дней рождения. Во многих клубах их члены уделяют много внимания организации взаимной помощи. В этих целях создается специальная секция социальной помощи, задачей которой является прежде всего выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Кроме того, им оказывается материальная помощь, устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.
В рамках клубов специалисты дают советы членам клуба, например, по жилищным вопросам (обмен квартир, установка специального оборудования, облегчающего передвижение, бесконфликтное проживание совместно с другими членами семьи, соседями и т.п.). Пожилые люди охотно принимают также советы врача, юриста, представителя социальной опеки, медсестры. Развивается и взаимное консультирование между членами клуба, поскольку каждый из них, как правило, является специалистом в какой-либо области, например, опытная портниха-пенсионерка дает советы, касающиеся стиля одежды, и т. п. В некоторых клубах составляются списки желающих работать профессионально и осуществляется посредничество в приеме пенсионеров на работу.
Желательно, чтобы штатные работники в клубах пожилых людей обладали соответствующей квалификацией, умением использовать методы общественно-воспитательной работы, известным запасом знаний из области психологии, педагогики и социологии старого человека, знали отдельные вопросы в области профилактики заболеваний в пожилом возрасте, ориентировались в социальной проблематике, касающейся старых людей, а также в области права. Некоторые считают, что таких работников следует обучить ведению занятий по трудотерапии, гимнастике, играм и развлечениям. Желательно уметь обращаться с проигрывателем, магнитофоном, кинопроекционным аппаратом и т. п., т. е. должен быть специалист по социальной работе широкого профиля.
В процессе становления и развития группы взаимопомощи можно выделить три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий.
На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть два-три пенсионера-активиста или один пожилой человек и один специалист социальной работы, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и проч. Однако прежде чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов.
Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего она нужна. Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи?
Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил и средств. В его жизнь будут вторгаться люди и телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться членам семьи специалиста социальной работы. Не менее важно проанализировать преимущества группы: в группе специалист может получить столько помощи, сколько никогда не имел; появится много новых друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.
Если сравнение потенциальных проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ее организации. Если рядом пока нет мотивированных на создание группы людей, то рекомендуется на время отложить свои замыслы.
Это не означает, что о группе придется навсегда забыть. Распространение информации о само- и взаимопомощи, организация мероприятий для пожилых активистов, контакты с общественными организациями ветеранов, другими специалистами способствуют выявлению потенциальных участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, обязательно рядом окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.
Итак, можно сделать вывод, что основными направлениями работы с пожилыми людьми являются:
- совершенствование государственного социального стандарта в области социального обслуживания, что позволит приблизить оказание разносторонней и качественной помощи непосредственно к нуждающимся в ней гражданам и семьям, создать условия для применения инновационных технологий социальной работы, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, тем самым сделать социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной;
- повышение эффективности государственной социальной поддержки на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода к ее оказанию;
- формирование и совершенствование гибкой и надежной государственной модели социальной защиты, учитывающей интересы и проблемы каждого гражданина Беларуси, и особенно социально уязвимых категорий;
- дальнейшее совершенствование системы социальной работы с ветеранами войны, одиноко проживающими и одинокими пожилыми людьми на основе выявительного принципа, введение в практику постоянного обследования условий жизни этой категории граждан;
- создание условий для реализации пожилыми людьми своего потенциала и самостоятельного поиска путей выхода из сложных жизненных ситуаций.
Клубы и кружки по интересам для пожилых людей создаются при территориальных центрах социального обслуживания населения.
Глава 2. Изучение опыта совершенствования социальной работы с гражданами пожилого возраста в ТЦСОН Первомайского района г. Витебска
2.1 Изучение проблем пожилых людей на базе ТЦСОН
Первомайского района г. Витебска
Наше исследование было проведено на базе Отделения социального обслуживания на дому и Отделения дневного пребывания Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска. Всего было опрошено 20 человек: 5 мужчин и 15 женщин. Возраст респондентов был от 60 до 80 лет.
Анкета состояла из 9 вопросов. Каждый из вопросов имел несколько вариантов ответа, а также была возможность по многим вопросам дать свой вариант ответа и высказать свое мнение. Текст анкеты находится в Приложении 1.
Проанализировав ответы респондентов, можно сделать следующие выводы:
1) 50 % опрошенных пожилых людей (10 человек) в состоянии передвигаться самостоятельно, 20 % опрошенных пенсионеров передвигаются с помощью трости либо инвалидной коляски и 30 % пенсионеров прикованы к постели.
Ответы на данный вопрос можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 1. Самостоятельность пожилых людей
1- самостоятельно
2 – прикован к постели
3 - с помощью трости либо инвалидной коляски
2) 50 % пенсионеров в состоянии полностью обслужить себя, 20 % опрошенных при условии доставки продуктов на дом могут себя обслужить и 30 %.
3) 80 % опрошенных пожилых людей необходима помощь в покупке и доставке лекарств и продуктов питания. 20 % не отказались бы от помощи в уборке жилья.
4) опрошенные пенсионеры хотели бы получать все виды перечисленной социально-медицинской и санитарно-гигиенической помощи.
5) опрошенные пенсионеры также хотели бы получать и все виды юридической помощи.
6) 50 % опрошенных пенсионеров являются одиноко проживающими. 20 % живут со своими престарелыми супругами, 30 % проживают у детей и родственников.
7) Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (40 %), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (30 %); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (10 %). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (10%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (10 %) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение.
Ответы на данный вопрос также можно представить в виде диаграммы.
Диаграмма 2. Мотивы посещения отделения дневного пребывания
1 –желание общаться
2 – получения бесплатного или по льготной стоимости обеда
3 – является желание содержательно проводить свой досуг
4 – неудовлетворительная материальная обеспеченность
5 – стремление избавить себя от процесса приготовления пищи
В то же время почти у половины граждан (40 %) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).
Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".
Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионеры являются наиболее уязвимой частью нашего населения и остро нуждаются во всех видах социального обеспечения, которые может предоставить наше государство.
2.2 Специфика социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН Первомайского района г. Витебска
В Витебской области в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. Областная система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 15 государственными учреждениями социального обслуживания – территориальными центрами социального обслуживания населения. В области открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.
В 2008 году всеми структурными подразделениями ТЦСОН было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2007 г.
В Республике Беларусь в каждой области и районе для работы с различными категориями населения созданы территориальные центры социального обслуживания населения. Данные центры работают с такими категориями населения: дети-сироты, неблагополучные семь, инвалиды, пожилые люди и т.д.
Одним из таких центров является Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска. В январе 2002 года в районе создан территориальный Центр социального обслуживания населения, который осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг пенсионерам, многодетным, неполным семьям и отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
Центр оказывает бесплатные юридические консультации, материальную помощь пенсионерам и инвалидам, государственную адресную социальную и иностранную безвозмездную помощь малообеспеченным гражданам (семьям), разовые платные услуги по льготным расценкам: ремонт жилья (из материала заказчика), колка и складирование дров и др. 418 человек, нуждающихся в посторонней помощи, обслуживаются социальными работниками на дому.
Учреждение создано с целью разработки комплексных мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории Первомайского района г. Витебска.
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми в республике Беларусь