Тактики поведения в конфликте сотрудников, работающих непосредственно с клиентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты урегулирования трудовых конфликтов.
В работе решены следующие задачи:
1) дано определение конфликта,
2) дано определение и рассмотрена сущность трудового конфликта,
3) изучены механизмы урегулирования трудовых конфликтов,
4) изучены сущность и особенности применения кейсов в рамках решения трудовых конфликтов.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты трудовых конфликтов 4
1.1 Понятие и сущность конфликта 4
1.2 Понятие, виды и причины трудовых конфликтов 9
1.3 Механизм урегулирования трудовых конфликтов 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Разработка кейс-стади 17
2.1 Кейс-стади как метод обучения 17
2.2 Кейсы 22
2.3 Решение кейсов 25
Заключение 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Трудовые конф.docx

— 134.74 Кб (Скачать)

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта  непосредственно связаны с его  этапами и отражают динамику конфликта  с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Выделяют  следующие фазы конфликта (рис.2):

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада6.

Рис. 2 Фазы конфликта

 

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

Таким образом, конфликт представляет собой противоборство субъектов, основанное на противоположности  мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Структура конфликта  включает субъекты, предмет, образы предмета, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон.

Конфликт  имеет пять этапов (возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников, начало открытого конфликтного взаимодействия, развитие открытого конфликта, разрешение конфликта) и фазы развития (начальная, фаза подъема, пик конфликта и фаза спада).

Особое место  среди конфликтов занимает трудовой конфликт.

1.2 Понятие, виды и причины  трудовых конфликтов

 

Любой коллектив, в том числе трудовой, – это всегда совокупность отдельных личностей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, которые осознают свою принадлежность к определенной общности и которых признает коллектив в качестве своих членов. В процессе совместной деятельности в трудовом коллективе создается относительно устойчивый общий эмоциональный настрой, на котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива. С одной стороны, в этом настрое проявляется вся совокупность элементов окружающей среды и социальной обстановки, с другой — вся совокупность факторов, которая формирует тот или иной настрой под воздействием субъективных и объективных причин. Это приводит к тому, что он сам начинает оказывать влияние на коллективную деятельность и на работу отдельных людей7.

В любом случае в коллективе, где имеют место  различные мнения и представления  о целях, способах их достижения, возникают различные жизненные принципы, планы, есть основания для конфликтных ситуаций, для возникновения трудовых споров.

Трудовой  конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения8.

Конфликты и  конфликтные ситуации, возникающие  в трудовом коллективе, можно подразделить на различные виды по многим классификационным  основаниям (рис. 3)9.

Рис. 3. Классификация  трудовых конфликтов

 

По служебно-коммуникативной  направленности конфликты возникают  между иерархическими уровнями управления - вертикальные, а также между равными по служебному положению работниками - горизонтальные.

Конфликты могут  возникать на деловой или личной основе - функциональные и личностные.

Конфликты могут  быть конструктивные или созидательные, и деструктивные, или разрушительные. Первые стимулируют развитие трудового коллектива и его работников, вторые тормозят это развитие. Конструктивные конфликты находят свое выражение в принципиальных спорах, творческих дискуссиях, деструктивные - в мелких жалобах и дрязгах, в крупных доносах и склоках.

В зависимости  от причин возникновения различают  три типа трудовых конфликтов на предприятии:

- конфликт  целей, когда субъекты управления  по-разному видят состояние своего  объекта в настоящем и будущем; 

- конфликт  расхождения взглядов, когда работники  различаются своими подходами  к решению производственных задач, как по способам действия, так и срокам их осуществления;

- эмоциональный  конфликт, когда у различных категорий  персонала во взаимоотношениях  друг с другом возникают противоположные  чувства и эмоции.

Кроме рассмотренных  видов и типов трудовых конфликтов, могут быть использованы и другие признаки классификации возникающих  на предприятиях конфликтных ситуаций

- по степени  выраженности - скрытые, потенциальные,  открытые;

- по количеству  участников - личностные, межличностные,  внутригрупповые, межгрупповые, внутрикорпоративные,  межкорпоративные;

- по природе  возникновения - психологические,  социальные, экономические, организационные,  национальные, этнические;

- по способу  разрешения - антагонистические, компромиссные. 

Скрытые конфликты  характеризуются отсутствием внешних  сил взаимодействия между конфликтующими сторонами, открытые - ярко выраженным столкновением противостоящих сторон, использованием прямых способов воздействия на своего оппонента.

Личностный  или внутренний конфликт возникает  внутри индивида и по своей природе  отражает несоответствие целей, потребностей, интересов, мотивов человека и организации  в процессе их общей производственной деятельности.

Межличностные и межгрупповые конфликты характеризуются  наличием несогласованных действий между отдельными работниками или  их группами. В трудовых взаимоотношениях работников различных категорий  такие конфликты встречаются  наиболее часто.

Психологические конфликты обычно возникают при  отсутствии психологической совместимости  между людьми. Психологи выделяют два вида совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Первый вид совместимости означает сходство в направленности психофизиологических реакций людей, синхронизацию темпа  психической деятельности персонала. Второй вид совместимости является следствием оптимального сочетания  типов поведения людей и основывается на единстве интересов, потребностей и  ценностей персонала.

Социальные  конфликты считаются высшей стадией  развития противоречий в трудовых отношениях отдельных работников, профессиональных групп, целых подразделений, возникающих  при отсутствии объективной справедливой оценки результатов их производственной деятельности.

Организационные конфликты являются следствием отсутствия у работников необходимой степени  адаптации к трудовой деятельности в условиях регламентированного  производства, требующего строгого соблюдения принципов рациональной организации  труда персонала.

Антагонистические конфликты представляют собой наиболее сложную систему противоречий в  трудовой деятельности персонала, причем разрешение этих конфликтов предполагает выход одной из сторон из состояния  непримиримости.

Компромиссные конфликты допускают несколько  возможных вариантов своего устранения за счет совместных уступок своих прежних позиций или примирения сторон.

Выделяют три группы общих причин, вызывающих конфликтные ситуации в трудовых коллективах. Первая связана с недостатками в организации производства, нормировании и оплате труда персонала. Вторая - с недостатками в управлении производством, неправильной расстановкой работников по рабочим местам, не учитывающей их квалификацию и психологические особенности. Третья - с межличностными отношениями внутри производственного коллектива10.

Общие причины трудовых конфликтов, зависят от таких социально-психологических факторов, как личность руководителя, компетентность исполнителей, психологическая совместимость работников при выполнении общей работы11.

К другим факторам, вызывающим у работников внутреннюю неудовлетворенность социально-экономическими условиями и результатами своего труда, относятся:

- однообразный  характер выполняемой работы;

- нарушение  ритмичности производства;

- сменный  режим работы;

- частые  сверхурочные работы;

- вредные  условия труда; 

- недостатки  в нормировании труда; 

- изношенность  оборудования;

- неудовлетворенность  оплатой труда; 

- отсутствие  условий для повышения квалификации;

- неудовлетворенность  отношениями с руководством;

- сложность  взаимоотношений в коллективе.

По утверждениям психологов, наиболее активным участником конфликта является человек, который  чаще других создает конфликтные  ситуации и вовлекает других работников в конфликты. К числу основных особенностей поведения конфликтной  личности в сфере труда относятся, как правило:

- стремление доминировать в коллективе;

- склонность к постоянной, часто необоснованной критике;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в суждениях и высказываниях;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

- противостояние инновациям в коллективе;

- несправедливая оценка поступков и действий других членов коллектива и умаление достоинств и значимости других людей;

- неадекватная оценка своих возможностей и способностей: их переоценка, бесцеремонность, нежелание считаться с мнениями других и т.д.12

Таким образом, трудовым конфликтом принято считать социальный конфликт по поводу трудовых отношений и условий их обеспечения.

Выделяют  множество видов трудовых конфликтов по различным классификационным  признакам (по служебно-коммуникативной направленности, сущностной основе, влиянию на развитие коллектива, причине возникновения, степени выраженности, количеству участников, природе возникновения, способу разрешения).

Каждый трудовой конфликт имеет свои особенности, но выделяют ряд общих факторов, которые  их вызывают (личность руководителя, компетентность исполнителей, психологическая совместимость работников, социально-экономические условия и оценка результатов труда).

Помимо общности причин возникновения, выделяют также  ряд общепринятых механизмов регулирования  трудовых конфликтов.

1.3 Механизм урегулирования трудовых  конфликтов

 

Трудовые конфликты могут быть решены с помощью различных способов.

Основным  инструментом мирного разрешения трудовых конфликтов является коллективный договор, соглашения и контракты, которые содержат права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов дает возможность предупредить возникновение трудовых конфликтов, наметить меры по их разрешению13.

Конфликтные вопросы между работодателем и работником могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам или судами общей юрисдикции. При этом работник имеет право, минуя выборный профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.

Разрешению  трудовых конфликтов способствует работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отдельных отраслей с участием представителей руководства отрасли или правительства региона14.

Положительно  зарекомендовало себя принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами15.

На практике, прежде чем обращаться в суд, стороны  конфликта пытаются обсудить проблему и договориться о наиболее выгодном ее решении для обеих сторон. Но конструктивным переговорам могут  помешать сильные эмоции, враждебность, принципы и иные причины. Достичь  устраивающего обе стороны решения  без вмешательства кого-то третьего бывает достаточно проблематично16.

Информация о работе Тактики поведения в конфликте сотрудников, работающих непосредственно с клиентами